Нурсултан Назарбаев встретился с победителями проекта «100 новых лиц Казахстана»

Были определены 29 победителей

фото: Аскар Ахметуллин

Год назад глава государства дал старт проекту «100 новых лиц Казахстана». Для участия поступило 2388 заявок. Экспертная комиссия отобрала из них 200 кандидатов, которые прошли в следующий этап. Завершающей фазой стало онлайн-голосование, по итогам которого были определены 29 победителей.

Один из победителей проекта, 19-летний спортивный акробат Никита Амоскин, рассказал главе государства, что встает рано утром и ездит из своего поселка Новодолинка в Караганду, чтобы заниматься спортом и учиться в КарГУ, возвращаясь домой после 20:00.

«Вот так я провожу каждый день с девять лет – шесть раз в неделю на протяжении 10 лет», – сказал спортсмен в ходе торжественной церемонии чествования победителей.

«И не надоедает», – отметил президент Нурсултан Назарбаев.

«Нет, конечно. Я считаю, что именно так становятся чемпионами», – ответил спортсмен.

«Успех достигается регулярностью. Взялся, поделал, устал, отошел – не будет ничего, правильно? 10 лет регулярно – движение к мечте. Продолжай!», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Никита Амоскин отметил, что после того, как стал «более серьезным», добился первого места на Чемпионате мира по спортивной акробатике 2018 года – первого «золота» Казахстана в данной дисциплине.

В свою очередь 29-летний основатель школы дополнительного образования «Пифагор» Асан Жолдасов рассказал, что с детства любил математику, побеждая на олимпиадах. «Мы каждый Божий день меняем свою методику», – сказал он, добавив, что в трех городах в соответствующих школах обучается более 1,5 тыс. ребят.

По его словам, дети принимаются в школу на конкурсной основе, а лучшим даются гранты на обучение. Одна тысяча учеников «Пифагора» побеждала на различных олимпиадах, а всего в школах прошло обучение 10 тыс. детей.

Спортсмен-параолимпиец Ержан Салимгереев отметил, что необходимо смотреть вперед, не обращая внимания на трудности, и пообещал отлично выступить на ближайших параолимпийских играх в Японии.

Предприниматель Ларион Лян сообщил, что его компания создала 6 тыс. рабочих мест. Однако в детстве он много раз менял школу, поскольку, по его словам, был хулиганом. После женитьбы занялся уборкой квартир по 2 тыс. тенге. Затем получил заказ от банка и поставил крупнейшую в Центральной Азии прачечную. «Пришел мой черед отдать свой долг государству», – сказал предприниматель.

Глава государства отметил, что зачастую причиной успеха является не удача или образование, а упорный труд в определенной области. Назарбаев напомнил, что сам был сыном неграмотных крестьян. «Ни отец, ни мама никогда не учились в школе вообще. Таких много в Казахстане: таких, как я, и таких родителей, как я. Всего всегда не хватало в послевоенное время. К концу августа мать садилась за машинку «Зингер» и шила мне из ситца штаны, рубашку, чтобы я в школу пошел. Сумки школьные тоже из этого ситца шили. Я носил чернильницу, и всегда сумка была залита чернилами. И не наедались никогда», – отметил президент.

По его словам, досыта удавалось поесть летом, когда выручали собранные в саду и огороде плоды.

«Может, я поэтому здоровым стал, что недоедал – столько жизни Бог дал. Глядя на то, как 4-5-6 человек живет в двухкомнатном саманном доме, закончив школу с медалью, я пошел работать металлургом, чтобы помочь родителям. И, в общем-то, вышел из крестьян, пошел работать сталеваром с ломом в руке и никогда не думал, что я буду президентом. Но я старался делать честно то, что у нас было в руках – эту работу», – рассказал Нурсултан Назарбаев.

Именно упорный честный труд и стал, по его словам, причиной подъема по карьерной лестнице.

«В 19 лет я был передовиком на производстве, меня комбинат на свои деньги отправил в Карагандинский политехнический университет. Так я стал делегатом всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки – мне было 20 лет. Выступать, со всеми встречаться научился, случайно пошел в политику и теперь президент», – сказал Нурсултан Назарбаев, призвав молодежь мечтать о большем и прикладывать усилия к претворению своей мечты в жизнь.

В список победителей «100 новых лиц Казахстана» вошли Ердос Тулегенов (общество), Никита Амоскин (спорт), Ержан Салимгереев (спорт), Анвара Садыкова (образование), Галым Нурланов (образование), Бахтияр Базарбеков (общественная деятельность), Макпал Тажмагамбетова (искусство), Айдос Есмагамбетов (искусство), Мая Жуманбекова (бизнес), Иван Крепак (IT), Алмаз Ибрагимов (медицина), Мынжылкы Бердиходжаев (медицина), Амир Куат (наука), Серик Нуркенов (наука), Нурхат Жакиев (наука), Назгуль Кенжетай (СМИ), Тамила Муридова (спорт), Батыржан Смаков (искусство), Айдос Сайлигараев (бизнес), Болат Султанкулов (бизнес), Алибек Ибраев (искусство), Асан Жолдасов (образование), Ларион Лян (бизнес), Александр Пупенко (спорт), Чингиз Шашкин (медицина), Сухраб Жапаров (медицина), Даурен Адилбай (медицина), Евгений Чуриков (IT), Алибек Альмадиев (искусство) и другие.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg