Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1798 просмотров

Более 800 тонн меди вывозит в Европу предприниматель из Карагандинской области

Бизнесмен Ардак Жаксыбаев рассказал Kursiv, почему экспорт казахстанских недр стал выгодным бизнесом

Фото: Shutterstock

Казахстанская медь сегодня пользуется большим спросом у Китая, России и стран Евросоюза. О том, с какими трудностями встречаются те, кто занимается логистикой транспортных путей, и почему экспорт казахстанских недр стал выгодным бизнесом, в интервью «Курсиву» рассказал предприниматель Ардак Жаксыбаев.

– Транспортная логистика становится все более популярным видом предпринимательства. Откуда такой интерес к этой сфере?

– Транспортной логистикой я начал заниматься пять лет назад. А общий предпринимательский стаж у меня 13 лет. Как и многие бизнесмены, начинал с розничной продажи. Доход у меня был стабильный, но небольшой. Поэтому хотелось расшириться. Сначала решил попробовать свои силы в строительной индустрии. Но, как позже оказалось, в этой сфере много барьеров, которые ставят государственные структуры, являющиеся к тому же заказчиками.

Из-за многих преград, которые возникали по вине заказчика, работа не сложилась. Да и сумма вырученных средств оказалась не такой, как я ожидал, – около 6 млн тенге в год. Тогда же, занимаясь строительством, я обратил внимание на спецтехнику, перевозящую строительные материалы. Тогда и пришло решение заниматься транспортной логистикой.

– Насколько сложным оказался переход на новый вид бизнеса?

– Особых трудностей не было. Без сомнения, пришлось заняться изучением данной сферы. Знакомился с секретами профессии. Сразу отмечу, что особенность транспортной логистики заключается в том, что здесь можно начинать работать без определенного опыта. Хотя, признаюсь, в первое время было весьма трудно. 

Я начал работать по договору аренды. Когда понял, что перевозка груза приносит хороший доход, решил взять в лизинг новую технику. Было очень непросто. Кредиты у нас кабальные, выдают их под высокие проценты. Да и транспорт обходится дорого. Так, к примеру, один самосвал «Shacman» китайского производства продают за 24 млн тенге. Еврофура, пусть даже и не новая, но в хорошем состоянии и грузоподъемная, стоит в среднем 20 млн тенге. Чуть дешевле ГАЗель.

Первые годы большая часть прибыли уходила на погашение кредита. Тем не менее дело бросать не собирался, и в настоящее время у меня в наличии 28 видов транспорта, из которых часть ездит за границу, остальные занимаются перевозками по Казахстану.

– Вы перевозите медь. Расскажите, куда она экспортируется? 

– До перевозки меди были товары народного потребления, которые наше предприятие развозило по Казахстану. Потом мне удалось заключить контракт с тремя месторождениями полезных ископаемых в Карагандинской области. Правда, в настоящее время остались лишь два заказчика. Третий принял решение работать с конкурентной компанией. 

Одним из наших бизнес-партнеров является ТОО «Сарыарка купер», добывающее медь. Этот химический элемент пользуется сегодня большим спросом. Поэтому многие недропользователи экспортируют медь за рубеж. Сейчас основными потребителями меди являются Китай, Нидерланды, Болгария и Россия.

– Сколько тонн меди вывозится за рубеж? Есть ли сложности ее экспорта?

– Только наша компания в месяц вывозит 810 тонн меди из Казахстана за рубеж. Часть этого минерала уезжает в грузовых машинах, другая по железной дороге. Отмечу, что ни одна компания среднего уровня не сможет вывезти полезные ископаемые незаконно за пределы Казахстана. Более того, в департаменте госдоходов ведется строгий учет вывоза данного минерала. Поэтому перевозчикам необходимо оформить сопроводительные документы, сертификаты и санитарные книжки.

Да и страны Евросоюза не примут контрабандный товар. Западные заказчики весьма бюрократичны в вопросах, касающихся документооборота. Зато на дорогах в этих странах всегда зеленый свет. Главное соблюдать правила – шесть часов едешь, три часа отдыхаешь. Большое значение местные дорожные полицейские придают параметрам тахометра, благодаря которому водители не превышают максимально допустимую нагрузку.

А вот российские бизнесмены и полицейские очень похожи на казахстанских. Проблемы с сотрудниками дорожно-полицейской службы решаются на месте. Что же касается российских предпринимателей, то они сначала закажут товар, а потом по причинам, понятным только им самим, могут отказаться от его получения. А то и вовсе начнут сотрудничать с нашими конкурентами. Поэтому я всегда стараюсь подстраховаться и требую предоплату. Только в этом случае наши партнеры из ближнего зарубежья соблюдают все пункты договора. Так же мы работаем с казахстанскими предпринимателями. Кроме того, в нашей сфере много конкурентов, которые постоянно демпингуют и не всегда играют по правилам. Таков казахстанский бизнес.


44432 просмотра

Почему произошел конфликт на Тенгизе

Собрали все самое важное

Фото: Shutterstock

По прошествии месяца после инцидента на Тенгизе работа по строительству завода третьего поколения (ЗТП) еще не возобновлена. Компания, занимавшаяся строительством, терпит убытки. А причиной конфликта могло стать отсутствие связи между руководством иностранной компании и казахстанскими работниками.

Cherchez la femme

Вкратце напомним, 29 июня работники компании Consolidated Contracting Engineering&Procurement S.A.L. Offshore (CCEP), ведущей строительно-монтажные работы на проекте будущего расширения (ПБР), устроили драку из-за фотографии казахстанской девушки, которую разместил у себя в социальной сети иностранный работник.

В компании «Курсиву» сообщили, что в результате беспорядков были повреждены офисные здания и другие служебные помещения CCEP.

«Также были зафиксированы факты пропажи имущества (рации) со склада компании. Однако наибольший ущерб компания понесла вследствие задержек строительных работ, что привело к дополнительным расходам, связанным с простоем персонала, и других факторов, которые повлияли на производительность и динамику проекта», – рассказали изданию на предприятии.

Здесь также отметили, что работа по строительству ЗТП на Тенгизе, которая была приостановлена в связи с беспорядками, еще не возобновлена.

«На остальных участках проекта будущего расширения беспорядков не было, но была проведена демобилизация персонала. К 1 июля все строительные объекты ПБР за исключением ЗТП работали в штатном режиме. Производственные объекты ТШО не прекращали работу», – сообщили «Курсиву» в отделе по связям с правительством и общественностью ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО).

Освобождены, но не сокращены

Между тем недавно 176 работников ТОО «Реформ строй», субподрядной организации ССЕР, оставшиеся без работы, обратились с жалобой в управление государственной инспекции труда Атырауской области. Как пояснил в комментариях «Курсиву» руководитель данного ведомства Игилик Аубакиров, у субподрядчика просто закончился объем работ, поэтому он вынужден был уволить рабочих.

«Контракт был заключен с марта 2018 года. В течение года работы были полностью выполнены. После завершения определенного вида работ действие заключенных трудовых договоров прекращается», – сказал он.

По его словам, у трудящихся компании «Реформ строй» контр­акт закончился в июне, но, несмотря на то, что в июле работы не производились, месячная заработная плата работникам будет выплачена полностью.

Госинспектор отметил, что сейчас межведомственная комиссия, созданная для исследования причин инцидента и организации труда на Тенгизе, продолжает свою работу.

Работодатель недоступен?

Стоит отметить, что после беспорядков на Тенгизе было много разных предположений о причинах, приведших к конфликту. Но главной остается версия о взаимоотношениях между работниками компании. Как отметил Игилик Аубакиров, рабочие хотели, чтобы руководство компании «услышало их».

«Обратной связи не было, не доносили информацию соответственно. То есть это упущение руководителей предприятия», – говорит г-н Аубакиров.

Ранее в социальных сетях сообщали, что у иностранных и казахстанских работников CCEP раздельное питание, местные трудящиеся жаловались на качество обслуживания в столовой. Однако в самой компании ответили, что все работники предприятия «обслуживаются на одинаковой основе независимо от расы, этнической принадлежности, возраста и религии».

«Любые обнаруженные нарушения подлежат рассмотрению в соответствии с политикой нулевой терпимости к дискриминации, принятой на проекте», – заверили в ССЕР.

Между тем председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService) Рашид Жаксылыков на брифинге, прошедшем несколько дней спустя после инцидента на Тенгизе, отметил, что часто конфликты на крупных проектах возникают из-за того, что иностранные компании в качестве супервайзеров, контролирующих работу персонала, наз­начают иностранцев, не имеющих опыта работы в Казахстане.

Напомним, что в одном из сообщений, распространенных в социальных сетях, говорилось, что Эли Дауд, из-за фотографии которого начался конфликт, работал в ССЕР главным администратором по логистике. В компании не подтвердили, но и не опровергли данную информацию, отметив лишь что «в соответствии с политикой компании по подбору персонала все работники, независимо от возраста, пола, религии и национальности, оцениваются по одним и тем же стандартам на основе их опыта и квалификации», соответственно, те кандидаты, которые успешно проходят техническую и квалификационную оценку, принимаются на работу.

Вместе с тем, как рассказал «Курсиву» заместитель председателя территориального объединения профсоюзов «Профсоюзный центр Атырауской области» Едил Узакбай, нередки случаи, когда работодатели привлекают экспатов по одной категории, а работают они уже в Казахстане по другой.

«Бывает, что при привлечении иностранных специалистов компании указывают специальность инженера, но при этом не раскрывают подвид данной специальности. Например, инженер-геофизик ли им нужен или еще какой-нибудь другой специализации», – отмечает он.

Но, по данным ССЕР, сегодня на строительных объектах предприятия на Тенгизе заняты около 10 тыс. сотрудников, из которых 96%  казахстанцы и 4%  – иностранные работники. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций