Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2006 просмотров

Более 800 тонн меди вывозит в Европу предприниматель из Карагандинской области

Бизнесмен Ардак Жаксыбаев рассказал Kursiv, почему экспорт казахстанских недр стал выгодным бизнесом

Фото: Shutterstock

Казахстанская медь сегодня пользуется большим спросом у Китая, России и стран Евросоюза. О том, с какими трудностями встречаются те, кто занимается логистикой транспортных путей, и почему экспорт казахстанских недр стал выгодным бизнесом, в интервью «Курсиву» рассказал предприниматель Ардак Жаксыбаев.

– Транспортная логистика становится все более популярным видом предпринимательства. Откуда такой интерес к этой сфере?

– Транспортной логистикой я начал заниматься пять лет назад. А общий предпринимательский стаж у меня 13 лет. Как и многие бизнесмены, начинал с розничной продажи. Доход у меня был стабильный, но небольшой. Поэтому хотелось расшириться. Сначала решил попробовать свои силы в строительной индустрии. Но, как позже оказалось, в этой сфере много барьеров, которые ставят государственные структуры, являющиеся к тому же заказчиками.

Из-за многих преград, которые возникали по вине заказчика, работа не сложилась. Да и сумма вырученных средств оказалась не такой, как я ожидал, – около 6 млн тенге в год. Тогда же, занимаясь строительством, я обратил внимание на спецтехнику, перевозящую строительные материалы. Тогда и пришло решение заниматься транспортной логистикой.

– Насколько сложным оказался переход на новый вид бизнеса?

– Особых трудностей не было. Без сомнения, пришлось заняться изучением данной сферы. Знакомился с секретами профессии. Сразу отмечу, что особенность транспортной логистики заключается в том, что здесь можно начинать работать без определенного опыта. Хотя, признаюсь, в первое время было весьма трудно. 

Я начал работать по договору аренды. Когда понял, что перевозка груза приносит хороший доход, решил взять в лизинг новую технику. Было очень непросто. Кредиты у нас кабальные, выдают их под высокие проценты. Да и транспорт обходится дорого. Так, к примеру, один самосвал «Shacman» китайского производства продают за 24 млн тенге. Еврофура, пусть даже и не новая, но в хорошем состоянии и грузоподъемная, стоит в среднем 20 млн тенге. Чуть дешевле ГАЗель.

Первые годы большая часть прибыли уходила на погашение кредита. Тем не менее дело бросать не собирался, и в настоящее время у меня в наличии 28 видов транспорта, из которых часть ездит за границу, остальные занимаются перевозками по Казахстану.

– Вы перевозите медь. Расскажите, куда она экспортируется? 

– До перевозки меди были товары народного потребления, которые наше предприятие развозило по Казахстану. Потом мне удалось заключить контракт с тремя месторождениями полезных ископаемых в Карагандинской области. Правда, в настоящее время остались лишь два заказчика. Третий принял решение работать с конкурентной компанией. 

Одним из наших бизнес-партнеров является ТОО «Сарыарка купер», добывающее медь. Этот химический элемент пользуется сегодня большим спросом. Поэтому многие недропользователи экспортируют медь за рубеж. Сейчас основными потребителями меди являются Китай, Нидерланды, Болгария и Россия.

– Сколько тонн меди вывозится за рубеж? Есть ли сложности ее экспорта?

– Только наша компания в месяц вывозит 810 тонн меди из Казахстана за рубеж. Часть этого минерала уезжает в грузовых машинах, другая по железной дороге. Отмечу, что ни одна компания среднего уровня не сможет вывезти полезные ископаемые незаконно за пределы Казахстана. Более того, в департаменте госдоходов ведется строгий учет вывоза данного минерала. Поэтому перевозчикам необходимо оформить сопроводительные документы, сертификаты и санитарные книжки.

Да и страны Евросоюза не примут контрабандный товар. Западные заказчики весьма бюрократичны в вопросах, касающихся документооборота. Зато на дорогах в этих странах всегда зеленый свет. Главное соблюдать правила – шесть часов едешь, три часа отдыхаешь. Большое значение местные дорожные полицейские придают параметрам тахометра, благодаря которому водители не превышают максимально допустимую нагрузку.

А вот российские бизнесмены и полицейские очень похожи на казахстанских. Проблемы с сотрудниками дорожно-полицейской службы решаются на месте. Что же касается российских предпринимателей, то они сначала закажут товар, а потом по причинам, понятным только им самим, могут отказаться от его получения. А то и вовсе начнут сотрудничать с нашими конкурентами. Поэтому я всегда стараюсь подстраховаться и требую предоплату. Только в этом случае наши партнеры из ближнего зарубежья соблюдают все пункты договора. Так же мы работаем с казахстанскими предпринимателями. Кроме того, в нашей сфере много конкурентов, которые постоянно демпингуют и не всегда играют по правилам. Таков казахстанский бизнес.


3103 просмотра

Почему Туркестанская и Кызылординская области не могут поделить воду

Казахстан ежегодно потребляет от 10 до 16 млрд кубометров поливной воды из реки Сырдарьи

Фото: BRAIN2HANDS

В Шымкенте прошло XXIV заседание Арало-Сырдарьинского бассейнового совета, на котором представители 23 организаций Казахстана решали 12 проблемных вопросов, связанных с вододелением на трансграничной реке Сырдарье. Наиболее жаркий спор разгорелся вокруг строительства канала машинной водоподачи из Сырдарьи в Туркестанский магистральный канал для обводнения Туркестана.

Воды все меньше – потребностей больше

По данным туркестанского филиала РГП «Казводхоз», водные ресурсы региона уменьшились на 15–20% по сравнению с прош­лым столетием. Но при этом в области постоянно осваиваются новые территории, для которых тоже нужна вода. В данный момент для обводнения Туркестана планируется построить канал для машинной водоподачи из Сырдарьи в Туркестанский магистральный канал. 

Как рассказал «Курсиву» директор ТОО «ЮжКазАгроПромПроект» Омирбек Болысбеков, Туркестанский канал имеет протяженность 142 км. Его конечная часть – а это около 50-60 км – находится в районе города Туркестана, где всегда ощущался дефицит водных ресурсов. Единственный источник, от которого питаются водой города Туркестан и Ордабасы, – Бугуньское водохранилище. Емкость этого водохранилища – 370 млн кубов воды, но запасов в нем хватает только до 1 августа.  

«Туркестану нужна вода. Вокруг города будет зеленый пояс, его надо обслуживать. Для того чтобы «напоить» город (речь идет о поливной воде. – «Курсив»), осуществляется сбор поверхностных вод – весенних паводков. Планируется строительство водохранилища, берега Туркестанского канала облицовываем, чтобы экономить воду. Но для стратегического города должен быть свой стратегический объект, – считает Омирбек Болысбеков.

По его информации, по реке Сырдарье Узбекистан дает годовую, квартальную, месячную норму. «Но в середине августа, когда растения вступают в самую ответственную фазу развития, от которой зависит урожай, нам воду не дают. Пока идут переговоры, пока откроют задвижки, проходит 15 дней. Но после того как фаза ушла, ты хоть заливай растения водой – урожая не будет», – говорит эксперт.

Поэтому и появилась идея построить канал, по которому при помощи машин вода будет подаваться в Туркестан по мере необходимости – от 20 до 80 млн кубов в год. 

А Кызылорда против

Однако на заседании совета против высказалась кызылординская сторона: рисоводческий регион тоже требует много воды. Представитель ТОО «Абай Даулет» Газиз Кулькеев рассказал «Курсиву», что поливной воды не хватает, и это отражается на урожае. 

«Тем крестьянским хозяйствам, которые расположены в начале системы полива, воды хватило, а вот тем, кто находится в конце, – нет. В этом году, например, мы планировали собрать 65 ц с га, а получили 60. Одна из причин – нехватка поливной воды», – утверждает рисовод.

В свою очередь главный инженер туркестанского филиала РГП «Казводхоз» Тулкин Балпиков отметил, что Кызылординская область на 100% зависит от Сырдарьи, поэтому малейшее изменение по использованию воды вызывает у специалистов Кызылорды вопросы.

«Но справедливости ради стоит сказать, что в Кызылординской области всего 180 тыс. га площадей, и они потребляют 2,8 млрд кубов воды в год. А в Туркестанской области поливных земель в три раза больше – почти 600 тыс. га, а воды здесь потреб­ляют чуть более 3 млрд куб. в год, то есть практически наравне. Поэтому сложившаяся ситуация не устраивает Туркестанскую область, надо договариваться», – пояснил в комментариях «Курсиву» Тулкин Балпиков. 

Каналу быть

По данным «ЮжКазАгроПромПроекта», в нижней части Туркестанской области на протяжении 20 лет из-за нехватки воды совсем не орошалось 26 тыс. га земель. Поэтому, как считает Омирбек Болысбеков, машинная водоподача из реки Сырдарьи для подпитки Туркестанского магистрального канала – это спасение.

«Для Туркестана Бугуньское водохранилище – пока единственный источник воды. Но искусственный канал есть искусственный. Бывают техногенные или природные аварии. Не дай бог с Бугуньским водохранилищем что-то случится. Пока его восстановят, все погибнет. Поэтому резерв в виде канала машинной водоподачи необходим, жизненно важен. Мы миллиарды вкладываем в развитие Туркестана, а завтра из-за отсутствия воды за 10 дней все можем потерять?! Поэтому каналу быть в любом случае. А с Кызылордой мы договоримся», – заявил глава «ЮжКазАгроПромПроекта». 

Стоимость строительства канала обойдется государству примерно в 15 млрд тенге.

Можно эффективнее, но дороже

Региональный советник программы трансграничного управления водными ресурсами Германского общества международного сотрудничества Александр Николаенко считает, что водные вопросы и связанные с этим споры – это нормальное явление, они происходят во всех странах. При этом он констатировал: «К сожалению, сейчас в Казахстане, насколько я вижу, есть некоторые предложения, общие идеи, но нет общей системы, нет конечного проработанного продукта». 

Эксперт также отметил, что для реального сокращения водопотерь нужно внедрять современные технологии, которые первоначально стоят очень дорого. «Экономический эффект будет накапливаться, и в конечном итоге страна получит прибыль в течение пяти-семи лет. Но повторюсь: первоначальные инвестиции очень большие», – сказал г-н Николаенко.
 
Он добавил, что, учитывая сложную обстановку по вододелению в регионе, правительство Германии выделяет в помощь странам Центральной Азии грантовые средства. С 2009 года по согласованию с государственными уполномоченными органами стран ЦА было реализовано 36 проектов на общую сумму около 38 млн евро. Их цель – исправить ситуацию и более эффективно использовать воду на трансграничных участках.

Напомним, Казахстан ежегодно забирает из Сырдарьи на границе с Узбекистаном не менее 12 млрд кубов воды. В маловодные годы количество воды составляет не менее 10 млрд, в многоводные – 14. В 2019 году, несмотря на засушливое и очень жаркое лето, Казахстан получил около 16 млрд кубов воды.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций