Перейти к основному содержанию

248 просмотров

10 дней на поиски работы

Минтруда намерено перестроить работу с безработными в системе электронной биржи труда

Фото: shutterstock.com

Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана намерено перестроить работу с безработными в системе электронной биржи труда: по словам вице-министра этого ведомства Наримана Мукушева, основная проблема и безработных, и работодателей состоит в том, что количество желающих трудоустроиться превышает количество вакансий. Но при этом вакансии не заполняются, поскольку претенденты просто не владеют необходимыми навыками.

Электронная биржа труда, запущенная в 2018 году, решила одну из проблем рынка занятости в Казахстане, совместив на одной площадке информацию по вакансиям из частных и государственных центров занятости. В результате такого совмещения, по данным профильного министерства, в прошлом году количество трудоустройств удалось увеличить на 15% по сравнению с 2017 годом. Но основная проблема, о которой давно говорил казахстанский бизнес – наличие на рынке квалифицированных кадров, способных приходить в компанию и работать, что называется, с колес, остается нерешенной.

Навыки решают все

«Мы видим, что количество вакансий на сегодня меньше, чем количество резюме, но все вакансии не заполняются, потому что не все люди соответствуют тем навыкам, которые требуются работодателям, – признал вице-министр во время онлайн-конференции. – И вот для этого мы в этом году на площадке электронной биржи запускаем обучение навыкам онлайн. Суть такая, что, если я захожу туда и вижу, что для такой-то работы нужен такой-то навык, а мне только его не хватает, чтобы я прям там же, в режиме онлайн, мог ему обучиться, получить сертификат от министерства и потом идти на собеседование к тому работодателю. Потому что сейчас весь мир движется к навыкам, потому что навыки гораздо важнее, чем просто одна профессия. Поэтому мы уже в прошлом году, ближе к концу года, повернули приоритеты электронной биржи именно в сторону навыков», – говорит он.

По его словам, в настоящее время для желающих пополнить список своих навыков субсидируется государством. Порядок работы прост: после регистрации на электронной бирже труда в качестве безработных система в течение 10 дней пытается найти им работу в рамках стандартных вакансий. Если в течение этого времени работа, соответствующая знаниям и навыкам претендента, не находится, к нему применяются так называемые активные меры содействия занятости, выбираемые индивидуально. Если, как уже сказано выше, претенденту не хватает всего лишь конкретного навыка, а его профобразование, в принципе, позволяет работать у того или иного работодателя, ему предложат обучение. Если же речь идет о необходимости более серьезного обучения, то претендент может быть отправлен на краткосрочные курсы, организуемые государством совместно с национальной палатой предпринимателей.

«Минимальный KPI в этом году с учетом онлайн-образования и навыков – это 80% трудоустройства, то есть из пяти человек четверо после краткосрочных курсов обязательно должны трудоустроиться. Если не трудоустроились, тогда это большой вопрос к учебному центру и к нам тоже, потому что мы же определяем, кто и как будет обучать. И мы в этом году, скажем так, составили белый план учебных центров совместно с нацпалатой и с Минобразования», – говорит г-н Мукушев.

Эта система обучения, по его прогнозам, будет достаточно востребована, поскольку сейчас большую часть электронной биржи составляет средний и низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицированные специалисты на ней встречаются редко, поскольку с ними работодатели расстаются неохотно, и они, как правило, могут трудоустроиться сами, за счет своей репутации на рынке. Поэтому расчет на трудоустройство безработных.

«Если вы не работаете, на текущий момент не получаете пенсионные отчисления, вы можете регистрироваться в поисках работы, и в течение 10 дней вам будут искать работу, помогать, показывать всю базу вакансий и помогут трудоустроиться, но вы должны ходить на эти собеседования. И только если все вакансии, которые вам предложили, не подходят в течение 10 дней, тогда на 11-й можно уже претендовать на повышение квалификации», – поясняет вице-министр.

С бумагою пока не расставайтесь

Помимо этого в прошлое уйдет бумажная трудовая книжка, которая уже сейчас с точки зрения законодательства необязательна при трудоустройстве, но продолжает и спрашиваться некоторыми работодателями, поскольку является привычным подтверждением стажа принимаемого на работу сотрудника. В принципе, уже можно считать таковыми и пенсионные отчисления, которые отражают в качестве источника их выплаты ту или иную компанию, на которую работал человек, но в Минтруда решили сохранить излюбленную форму работодателей и создать электронную трудовую книжку работников.

«Пилот eHRуже запустили, он называется «электронные трудовые книжки» и «электронные трудовые договора», – сказал вице-министр. – Что это в себя вбирает? Работодатели, подключившиеся к нему, регистрируют в нем своих сотрудников, а также информацию по стажу его работников до того, как он пришел к нему. Грубо говоря, если вы сейчас работаете в этой компании, ваш работодатель заполнит не только то, что вы здесь работаете, но и все места, где вы работали до», – добавляет он.

Впрочем, информацию о том, где сотрудник работал до компании, в которой его «оцифровали», черпать будут все равно из бумажного аналога трудовой. Так что ее все равно пока лучше иметь на руках, особенно тем, чей трудовой стаж начался до 1998 года, то есть до начала отчислений в пенсионные фонды с места работы – эти люди еще могут претендовать на солидарную часть пенсии, и, если у них не будет на руках трудовой книжки, им придется копаться в архивах для того, чтобы доказать факт своего трудоустройства до появления трудовой «метки» в пенсионных фондах.

С 1998 года же официально трудоустроенные граждане подтверждают свой стаж соответствующими пенсионными отчислениями от работодателей. Вопрос только в том, станет ли система eHR обязательной для участия всех работодателей или цифровые электронные книжки будут заполняться ими в добровольном порядке – очевидно, что во втором случае, если на них не перейдет весь рынок, толку от них будет мало. По сведениям Мукушева, на сегодня в систему eHRзабито 400 тыс. трудовых договоров со стажем при порядка 6 млн наемных работников, получающих пенсионные отчисления, в стране.

«На сегодня это около 5% оцифровано, ну 6–7% от общего числа работающих, – признает он. – Мы сейчас соответствующую норму о введении электронной трудовой книжки в рамках поправок вносим в Трудовой кодекс. До лета эти поправки выйдут в парламент, там, если нас депутаты поддержат, до конца года мы это примем и ожидаем, что в рамках наших поправок мы дадим один год всем работодателям занести информацию, до конца 2020 года», – добавляет он.

В случае, если данная система заработает, то со временем для трудоустройства казахстанцам нужно будет лишь удостоверение личности: работодатель, подключившийся к системе eHR, будет в электронном формате видеть и диплом, и трудовой путь, и уровень зарплаты претендента на прошлых местах работы. Уровень зарплаты легко восстанавливается по пенсионным отчислениям, которые должны составлять не менее 10% от заработка, так что тут государство делает еще один маневр: работники рано или поздно поймут, что их ценность на рынке будет при такой системе связываться еще и с тем, получают ли они зарплату в белую полностью.

И начнут требовать от работодателя если не отменить, то значительно уменьшить выплаты в конвертах – вряд ли это произойдет сразу и повсеместно, но основания для недовольства конвертными выплатами у трудящихся появятся. Потому что на новом месте работы им могут показать их прежние пенсионные выплаты и заметить, что на новом месте работы они претендуют на слишком высокий оклад по сравнению с предыдущим.

844 просмотра

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций