Перейти к основному содержанию


3406 просмотров

Севший на мель в 2016 году танкер «Аракс» ликвидируют через месяц

Иностранное судно пошло на металлолом

Фото: Айнур Касым

Российское судно «Аракс», которое село на мель у казахстанских берегов в ноябре 2016 года, практически полностью демонтировано. Теперь оно не представляет никакой опасности для экологии Каспия. За ЧП, случившееся в ноябре прошлого года в Мангистауской области, до сих пор никто не понес ответственности. Окончательно ликвидировать «Аракс» обещают уже через месяц.

Опасный груз

Эта история, которая уже практически нашла свое завершение, началась в начале ноября 2016 года, когда российский танкер-бункеровщик «Аракс» из нейтральных вод вынесло штормом в казахстанский сектор Каспия, а судно, потеряв управление, село на мель в районе мыса Песчаный Каракиянского района Мангистауской области на расстоянии примерно 100 м от берега. 

На тот момент на судне находились 17 мешков и 11 двухсотлитровых бочек замазученного грунта, а также 130 тонн нефтепродуктов и 500 тонн балласта. 

Через полгода здесь был проведен мониторинг – специалисты-экологи выясняли возможный вред, который может быть нанесен экологии. Были взяты пробы воздуха на берегу моря, а также морской воды вокруг судна. Результаты не показали превышение ПДК загрязняющих веществ. Однако анализы пробы воздуха в районе палубы судна показали превышение метана на 51,4% выше предельно допустимой концентрации, а скопление в закрытых танках метановоздушной смеси могло быть взрывоопасным. Причиной взрыва могла стать любая искра. 

Когда судно никому не нужно

Все эти полгода в махачкалинский порт, к которому был приписан «Аракс», и к компании-судовладельцу шли письма от морской администрации портов Актау и Баутино с требованием отбуксировать корабль и утилизировать его. В самой России было проведено расследование несчастного случая, и в Казахстан пришел ответ – судоходной компании, которой принадлежало судно, как юридического лица больше не существует. Кроме того, само судно было снято с реестра порта. То есть претензии предъявлять было некому. А согласно результатам совместного с Россией расследования, казахстанские специалисты получили заключение, в котором именно нашей стороне было рекомендовано ликвидировать и очистить судно.

«Естественно, мы написали свое возражение, что мы не согласны с такими выводами. Так как судно российское, Россия должна принимать участие в действиях с собственным кораблем. Однако позже стало известно, что оно уже России не принадлежит, так как с реестра порта приписки было снято», – поясняет «Къ» руководитель морской администрации портов Актау и Баутино Нурбол Ерманов.

Спустя год в суд Каракинского района морской администрацией портов Актау и Баутино был подан иск о признании судна бесхозным, однако суд его не удовлетворил. Ждать, как говорится, у моря погоды уже было нельзя, так как экологическая катастрофа локального масштаба могла произойти в любой момент. Поэтому было принято решение очистить корабль от нефтесодержащих отходов за счет местного бюджета. Всего на эти работы из резервных средств областной казны было выделено 39 млн тенге. 

Компания, которая выиграла конкурс на очистку танкера от нефтеотходов, выполнила работы лишь наполовину. Помешали сложные погодные условия – постоянные штормы и сильный ветер. Работы были приостановлены, а неосвоенные средства – около 20 млн – возращены в бюджет. 

Запутанная история

Как выяснилось, местная компания «BatysEnergyGroup» в июне прошлого года выкупила судно у владельца корабля. Но не как у юридического лица, поскольку его компания внезапно обанкротилась еще в позапрошлом году, а как у физического лица. Сумму купли-продажи в «BatysEnergyGroup» называть отказались. 

«Та компания, которая занималась очисткой судна от нефтеотходов, получила средства от государства и плюс еще заработала на сдаче этих отходов. Мы же от государства не получили ни копейки. Более того, нам пришлось тратить собственные средства – 3 млн тенге – на доочистку судна. Наши расходы от покупки судна мы рассчитывали возместить за счет сдачи металлолома после демонтажа судна. Но, однако, мы ни тиына доходов пока не получили. Если бы я знал, что так получится, я бы за этот танкер не отдал бы даже одного доллара», – сказал «Къ» представитель компании «BatysEnergyGroup». 

Любопытно и то, что ответить на вопрос: «Почему казахстанская сторона не потребовала возместить расходы, связанные с очисткой танкера, у владельца судоходной компании, раз самой компании уже давно не существует?», не смог ни один из представителей госорганов. 

Не менее запутанная история произошла и с экипажем судна. Когда в 2014 году корабль вышел в море, на его борту находились восемь граждан Российской Федерации. Но на момент, когда судно село на мель в Казахстане, в составе экипажа было только три человека. Куда делись остальные пять, до сих пор неясно. 

Из троих, по данным Пограничной службы, с корабля сбежал один. Его задержали в Атырауской области. Он понес наказание за нарушение правил пребывания на территории РК. По закону он не должен был сходить с корабля. Но по словам руководителя морской администрации портов Актау и Баутино, сбежавших было двое – капитан и его помощник. Третий член экипажа – механик – оставался на корабле. Но спустя месяц после ЧП на борту судна произошла трагедия: последний из оставшихся бросился за борт и погиб. 

Каков итог?

Сейчас танкер демонтирован на 70%. Судно распиливают плазморезом крупными частями, которые затем отбуксовывают на берег.

«На сегодня срезана вся металлическая конструкция судна до ватерлинии. А передняя часть судна на 20 метров вытянута на берег с помощью бульдозера. 

Само судно никакого риска для экологии теперь не представляет. Мы постоянно держим на контроле ход работы», – поделился с «Къ» и. о. руководителя департамента экологии Мангистауской области Руслан Тукенов

Окончательные сроки полного демонтажа судна постоянно откладываются из-за сложных погодных условий. 

«Если бы это был сухогруз, мы бы его еще летом ликвидировали. Но это танкер, поэтому все нужно делать аккуратно, чтобы имеющиеся на металле масла не попали в море. Осложняют ведение работ еще и постоянные штормы в этой части моря», – отметил представитель компании «BatysEnergyGroup».


1 просмотр

Как в Шымкенте дорожные знаки лишают бизнес доходов

Борьба с преступностью обернулась против бизнеса

Изображение: Shutterstock.com

Предприниматели все чаще выступают против установки знаков «остановка запрещена». По их словам, невозможность припарковаться возле кафе или магазина приносит бизнесу большие убытки.

Прибыль страдает

Предпринимательница Наталья Григор обратилась за помощью в Палату предпринимателей Шымкента. По утверждению бизнес-леди, после того как возле ее торговых рядов был установлен дорожный знак, запрещающий остановку, бизнес терпит убытки.

«Стоит знак «стоянка запрещена» возле торгового ряда «Альянс». Припарковать машины негде, люди проезжают мимо, соответственно, у меня торговли нет, страдают арендаторы. Эта проблема существует почти год. За это время мы потеряли около 15% прибыли», – рассказала «Курсиву» Наталья Григор.

Председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП Шымкента Мелес Сейтжанов отметил, что в Шымкенте действительно существует проблема с парковками.

«Людям машины ставить некуда. А для предпринимателей это плохо: рабочие места сокращаются, налоги не платятся. Точно такая же ситуация в Шымкенте наблюдается по улице Айбергенова», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

Протяженность этой улицы 450 метров, и там действуют салоны красоты, кафе, продуктовые магазины, нотариусы. В 2015 году здесь было установлено временное ограничение по запрету парковок с 20:00 до 6:00. Однако в 2019 году оно было снято, и бизнес сразу почувствовал снижение прибыли.

Другая точка зрения

Как пояснили в правоохранительных органах, это было сделано для того, чтобы обеспечить безопасность населения и сократить рост преступности в связи с увеличением количества суточных квартир на данном участке, а также во избежание пробок. Капитан полиции Аскар Молдашев уверен, что знаки, установленные на Айбергенова, оправданны.

«По улице Айбергенова на первых этажах расположено пять кафе. И палата предпринимателей рассматривает только обращения предпринимателей. А там есть еще 10 тысяч жителей. И они нам сказали спасибо, когда были установлены запрещающие знаки. Конечно, правильно говорят, что за счет предпринимателей город получает налоги. Но кто учтет интересы 10 тысяч жителей?!» – считает Аскар Молдашев.

Одни вопросы

Однако члены совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции ПП, на заседании которого рассматривалась эта проблема, уверены, что имеются и другие способы борьбы за безопасность. А что касается пробок, то членами совета были сделаны замеры, которые показали, что по улице Айбергенова нет интенсивного движения.

Член совета Владимир Накисбаев отметил, что раньше вопросы о необходимости установки дорожных знаков и светофоров изучали на уровне научно-исследовательских институтов.

«С одной стороны, хорошее дело: квас продают или что-то другое. Но там паркуются десятки машин, проехать невозможно. Ситуация сложная. Создадим мы комиссию, но насколько компетентно сможем определить, нужно или не нужно устанавливать знак?» – задался вопросом Накисбаев.

Дело в том, что в Шымкенте, по данным членов совета, нет ответственного органа по определению потребности дорожного знака или его демонтажу.

«Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента ссылается на необходимость направлять обращения в адрес управления административной полиции ДВД города Шымкента. Те в свою очередь кивают на управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города. ЖКХ отвечает, что у него нет соответствующей компетенции в отношении автомобильных дорожных знаков. В итоге для разрешения ситуации нам пришлось обратиться в акимат Шымкента. На сегодня бизнес в ожидании реакции со стороны акима города», – подчеркнул Мелес Сейтжанов.

По словам заместителя городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абая Турханова, к решению каждого вопроса будет индивидуальный подход.

«Создадим комиссию, в которую войдут представители бизнеса, местного исполнительного органа, полиции. Исследуем все возможности, чтобы не нарушить ничьи интересы», – ответил спикер.

А чтобы бизнес не страдал, пока вдоль названных дорог будет разрешена парковка для ограниченного количества автомобилей.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций