Перейти к основному содержанию

517 просмотров

153 млн тенге потеряли казахстанцы из-за мошеннических действий турфирм в 2017-2018 году

Свыше 80 туркомпаний в РК осуществляют свою деятельность вне правового поля, подвергая риску безопасность казахстанцев за рубежом во время отдыха

Фото: shutterstock.com

В 2017-2018 годах более 200 казахстанцев стали жертвами более 10 компаний, обманувших туристов на более чем 153 миллиона тенге, сообщает Корпоративный Фонд «Туристік Қамқор».  

В 2017 году зафиксированы 4 случая мошеннических действий со стороны турфирм. Более десяти человек пострадали от незаконных действий турфирм-однодневок с ущербом на более чем 16 млн тенге. В 2018 году 200 человек стали жертвами мошеннической деятельности 7 турфирм и их менеджеров на общую сумму 137 млн тенге.  

Всего же с 2010 года ежегодно фиксировались случаи, когда летний сезон сопровождался либо банкротством туроператора, либо мошенническими схемами, либо проблемами с чартерными авиакомпаниями. За этот период выявлено более 12 тыс. пострадавших, а сумма ущерба превысила десятки миллионов долларов.  

На сегодняшний день в Реестре «Туристік Қамқор» состоят 49 туроператоров. При этом, всего в Казахстане действуют порядка 140 компаний, осуществляющих фактически туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма. Оставшиеся свыше 80 компаний осуществляют свою деятельность вне правового поля, подвергая риску безопасность казахстанцев за рубежом во время отдыха.  

Напомним, что с момента существования Системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма администратором системы - Корпоративным Фондом  (КФ) «Туристік Қамқор» - выдано 623 тыс. туркодов казахстанцам, выезжавшим на отдых за рубеж. 

С 2017 года казахстанским туристам настоятельно рекомендуется выезжать за рубеж на отдых с туркодом. Специально созданный КФ «Туристiк Қамқор» призван оказывать помощь согражданам, попавшим в беду за рубежом, чтоб они могли вернуться на родину. В первую очередь, это касается тех, кто пострадал из-за деятельности недобросовестных турфирм. Таким образом, туристы из Казахстана при наличии туркода имеют гарантированную поддержку в случае экстренных ситуаций. 

Туристический код туроператору выдает Фонд после оплаты взноса (0,5 МРП  - 1 202 тенге за туриста. Эту сумму платит за туриста туроператор) и предоставления банковских гарантий (от 12 млн тенге до 36 млн тенге).

2265 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif