Перейти к основному содержанию

915 просмотров

В ЗКО негде жить почти 2 тысячам студентам

Государство пообещало бизнесу безвозмездно возместить расходы на строительство студенческих общежитий

Фото: Оксана Каткова

В Казахстане возведут 150 частных общежитий. Для решения проблемы студенческих общежитий по всему Казахстану определили более 170 земельных участков, а из республиканского бюджета выделили 152 млрд тенге, сообщает корреспондент Kursiv.kz.

Более 90 тыс. казахстанских студентов нуждаются  в общежитиях: из них 65  - это студенты вузов и 25 – колледжей. Самая большая потребность в студенческих общежитиях в Астане (17 тыс. студентов) и Алматы (31 тыс.) и Шымкенте (8,5 тыс.). В ЗКО негде жить не менее 1 800 студентам, из них 500 - это студенты вузов, остальные - колледжей.

Статистику для размышления уральским бизнесменам представил менеджер АО «Финансовый центр» МОН Алпамыс Сатыбалдин 11 декабря на площадке РПП «Атамекен». По данным спикера, который рассказал о механизме новой государственной программы в Уральске, согласно данным горакимата, планируют построить пять общежитий, в том числе для Западно-Казахстанского индустриального колледжа, политехнического колледжа, Аксайского технического колледжа и высшего медицинского колледжа. У них нет источника финансирования для строительства и нужны инвестиции предпринимателей.  

Предпринимателей интересовали вопросы, где взять землю под строительство и останутся ли здания в собственности у частника.

«Согласно механизму размещения госзаказа, предприниматели, владельцы вузов и колледжей  могут строить общежития и получать госзаказ в размере 122 МРП за каждое койко-место. Если общежитие на 500 мест построят в 2019 году и введут в строй в 2020 году, то МРП составит 2 613 тенге. Это 318 тысяч тенге за койко-место, а в год - 159 миллионов. Выплаты государство будет производить 8 лет после ввода общежитий в эксплуатацию. В этом случае бизнесмен получит 1 миллиард 280 миллионов тенге. То есть, от 80 до100, а в некоторых случаях и до 200% расходов на строительство государство компенсирует», - объяснил Сатыбалдин.

Спикер также сообщил: в течение 20 лет студенческое общежитие нельзя будет продать или реконструировать для других нужд. Механизм проекта также предусматривает реконструкцию под «общаги» нерентабельных гостиниц, пустующих зданий и т.п. Но в этом случае за каждое койко-место государство выплатит 47 МРП, что, по мнению спикера, тоже неплохо. Собственник будет иметь еще два вида дохода – в здании разрешены коммерческие площади под  магазины, тренажерные залы, парикмахерские, столовые для студентов. Арендная плата за общежития может составлять от 5 до 20 тыс. тенге. 

Со своей стороны главной проблемой в реализации этих проектов предприниматели называют трудности в получении участков земли в черте города. При этом земельный участки есть и у колледжей, но продать их они не могут.

«Четыре участка в собственности вашего управления образования есть. И  есть социально-предпринимательская корпорация - СПК, через которую можно получить землю. Напрямую запрещено передавать бизнесу государственные земли. Но СПК может передать их под инвестпроекты  в аренду, затем можно и выкупить», - подсказал Сатыбалдин.

Спикер заверил: после окончания договора здание останется в собственности застройщика.

«Обычно, если государство инвестирует, то потом забирает здание, но в этом механизме здание ваше, как коммерческие площади и арендная плата. Мы выплачиваем только госзаказ. В этом разница этого проекта и формата ГЧП», - объяснил он.

Местные власти заверяют, что  проблему дефицита студенческих общежитий в Уральске, который называют городом студентов - тут функционирует не менее 6 вузов и 22 колледжа, решат до конца 2021 года. По данным  МОН в 2019 году по всему Казахстану планируют построить 35 общежитий. Всего, согласно новой программы, до 2022 года будет построено не менее 75 тыс. койко-мест. Представители МОН заверяют, что спрос на студенческие «общаги» падать не будет: рождаемость населения увеличивается каждый год, а значит, прибывает и студенчество.

Новая программа является третей социальной инициативой президента страны, которые он озвучил  в ежегодном послании народу Казахстана.

1137 просмотров

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif