Перейти к основному содержанию

4083 просмотра

Продали нефть на 1,4 млрд тенге: в Актобе вынесли приговор членам ОПГ

ОПГ обвинялась в транспортировке в Кыргызстан 13 тыс. тонн нефти

Фото: Shutterstock

В громком судебном процессе в Актобе поставлена точка. Сегодня в специализированном межрайонном суде по уголовным делам вынесли приговор членам транснациональной ОПГ. Их обвиняли в незаконной транспортировке нефти в Кыргызстан под видом смеси нефтепродуктов «Oil Blend». Согласно приговору суда, двое членов ОПГ проведут за решеткой 19 и 17 лет, еще двое по 4 года.

На скамье подсудимых четыре человека. В их числе директор департамента маркетинга и логистики нефтеперерабатывающего завода ТОО «Актобе нефтепереработка» Алмаз Кужагалиев, главный технолог  этого предприятия Эдуард Утениязов, начальник отдела логистики и маркетинга Азамат Кушкинбаев, заместитель директора ТОО «Inter Oil Export» - гражданин Республики Беларусь Сергей Кунцевич. Руководителя ТОО «Inter Oil Export» Сыдыка Раева обвиняли в неуплате налогов, во время следствия и суда он находился на свободе.

По данным следствия, самыми активными членами ОПГ являлись Алмаз Кужагалиев и Сергей Кунцевич. Их обвиняли в создании и руководстве ОПГ. Оба свою вину не признали.

«По статье 264 ч.3 Кужагалиеву назначено наказание в виде  15 лишения свободы, по статье 197 ч.3 п.1,2 сроком на 4 года лишения свободы, по статье 214 ч.2, п 1,2 УК РК сроком на 2 года лишения свободы, по ст.195 ч.4,п.1,2 на 2 года лишения свободы. На основании статьи 58 ч.4 по совокупности уголовного правонарушения путем частичного сложения наказания окончательно Алмазу Кужагалиеву назначить 19 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении максимальной безопасности», - зачитал приговор судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алтынбек Сабыров.

Ранее прокурор запросил 19 лет лишения свободы для Алмаза Кужагалиева и 18 лет колонии для Сергея Кунцевича.

«Сергея Кунцевича признать виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 264 ч. 3,197 ч. 4 п.1,2 28 ч.3,385 ч.4 п 1,2, 245 ч.3, на основании этих обвинений назначить ему путем частичного сложения наказания 17 лет лишения свободы с отбыванием в учреждении исправительной системы максимальной безопасности», - огласил приговор судья Алтынбек Сабыров.

Эдуарду Утениязову и Азамату Кушкинбаеву сторона обвинения просила назначить по 5 лет лишения свободы каждому. Для Сыдыка Раева обвинение настаивало на 6 годах лишения свободы и заключении под стражу в зале суда. Подсудимые Эдуард Утениязов и Азамат Кушкинбаев вину признали частично. Сыдык Раев вину признал полностью и попросил не лишать его свободы, так как он погасил долги по налогам. 

Сегодня суд приговорил Эдуарда Утениязова к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении исправительной системы средней безопасности. Такой же срок получил Азамат Кушкинбаев. Сыдыка Раева от уголовной ответственности освободили в связи с добровольной уплатой задолженности по налогам.

По данным стороны обвинения, cырая нефть под видом созданной на заводе смеси нефтепродуктов «Oil  Blend» с актюбинского НПЗ поставлялась в Кыргызстан, на действующий там китайский завод OOO «Zhongda China Petrol  CompanyLTD». Перевозка осуществлялась железнодорожным транспортом. В числе пострадавших – АО НК «Казахстан Темир Жолы» Актюбинское отделение магистральной сети» и управление госдоходов по Алматинской области. Последнее  требовало заплатить в бюджет 260 млн тенге налогов, КТЖ заявило о выплате более 141 млн тенге, поскольку перевозка нефти стоит дороже, чем нефтепродуктов. 

«Взыскать с Кужагалиева, Кунцевича, Кушкинбаева и Утениязова в солидарном порядке в пользу АО НК «КТЖ» 34 млн 549 тыс. 744 тенге в счет компенсации материального ущерба, а также в пользу АО «КТЖ Грузовые перевозки» 107 млн 244 тыс. 22 тенге также в счет компенсации материального ущерба», – сообщил судья Сабыров.

Всего по озвученным в ходе судебного заседания данным, в период с мая по декабрь 2016 года в Кыргызстан отправили 13 тыс. тонн сырой нефти на общую сумму 1,4 млрд тенге. 

Напомним, следствие по данному делу и рассмотрение его в суде длилось 2 года. В деле более ста томов. Широкомасштабная операция сотрудников КНБ, Национального бюро по противодействию коррупции и Министерства внутренних дел РК  по задержанию лиц, подозреваемых в преступлениях, связанных с незаконной транспортировкой нефти была проведена в Актюбинской области в декабре 2016 года.

На обжалование приговора у стороны защиты есть 15 дней. Сегодня же адвокат Азамата Кужагалиева - Данияр Канафин заявил, что не согласен с вынесенным в отношении его подзащитного приговором и намерен его обжаловать. 

«Как вы слышали из разъяснений этого приговора, непонятно на каких доводах он основан. Мы не согласны с тем, что этот приговор по сути носит обвинительный характер. Мы предоставили огромное количество доказательств, подтверждающих невиновность нашего подзащитного, а также признаков самого события тех деяний, которые им были вменены. Мы надеялись, что сегодня в зале суда, если этот приговор обвинительный, то хотя бы услышать какие доводы были положены в основу этого решения. Как только получим копию приговора будет подавать на апелляцию»,- говорит адвокат Данияр Канафин.

По словам Данияра Канафина, стороной защиты были привлечены специалисты нефтяной отрасли, которые доказали в суде, что речь шла о транспортировке именно нефтепродуктов, а не нефти.

«Специалисты доказали, что в природе не существует такой нефти, которую экспортировали в Кыргызстан, в которой присутствуют легкие и одновременно тяжелые фракции, но отсутствует средняя фракция в виде легкого газойля и керосина. С научной точки зрения такой нефти не существует. Как можно называть эту смесь сырой нефтью, когда она по своим физико-химическим параметрам нефти не соответствует», – прокомментировал решение суда Данияр Канафин.

Сторона защиты также утверждает, что установлен тот факт, что компания «Oil Blend» покупала сырую нефть, которую потом вывозила в Кыргызстан по цене в совокупности с переработкой превышающую ту цену, по которой эта смесь вывозилась за пределы республики. Соответственно, у компании не было экономического смысла в том, чтобы вывозить сырую нефть.

1116 просмотров

Что показал первый опыт «городского акселератора» Нур-Султана

Реализация концепции слышащего государства нуждается в конкретных инструментах диалога власти и общества

Фото: Depositphotos/photographer-20

Концепция слышащего государства подразумевает, что власть оперативно и эффективно реагирует на все запросы своих граждан. Задача – не просто собрать эти запросы от населения, но и вовлечь его в решение тех проблем, о которых оно заявляет.

Сейчас эти два взаимосвязанных вопроса задачи решаются в стране достаточно «лоскутно». Созданный для установки постоянной коммуникации с обществом Национальный совет общественного доверия (НСОД), с одной стороны, отмечает высокую активность в центральных госорганах начиная с аппарата президента. С другой – недавний конфликт в Жамбылской области – наглядная иллюстрация того, как обстоят дела с построе­нием слышащего государства в регионах. По мнению директора Института евразийской интеграции Ерлана Саирова, конфликта вполне можно было бы избежать, если бы проблемы, накапливавшиеся годами, не замалчивались.  

«События в Кордае показали необходимость оперативного реагирования властей, там проблемы накапливались десятилетиями и их можно было решить давным-давно, причем на местном, локальном уровне, – утверждает член НСОД. – А поскольку проблема замалчивалась, ее конфликтогенный потенциал увеличивался. Главный урок заключается в том, что реагирование на эти проблемы должно носить упреждающий характер, а не совершаться постфактум», – добавляет он.

Ассистент-профессор Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Салтанат Джаненова подчеркивает: формирование конструкции слышащего государства должно быть системным, а не базироваться на попытках одного-двух акимов выстраивать диалог с населением и бизнесом через соцсети. Такой диалог полностью зависит от личностных качеств руководства госоргана или региона, но при смене руководства весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти на нет.

Отсюда вывод: концепция слышащего государства сейчас нуждается в выработке универсальных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества, которые будут работать независимо от личности акима. По мнению президента Нацио­нальной палаты образования и инноваций «Серпин» Мурата Абенова, который также является членом НСОД, такой механизм уже создан в Нур-Султане. Речь идет о «городском акселераторе» – электронной площадке по выработке решений проблем региона, вход на которую открыт для любого жителя и гостя столицы.

«Об этом механизме, привезенном в столицу из Дубая, сейчас мало кто говорит. «Но на самом деле он эффективен, он позволяет собрать на одной площадке городские власти, граждан и бизнес, чтобы они на равных, на партнерских правах находили решение насущных городских проблем», – говорит Абенов. – Вопрос же не только в том, чтобы услышать позицию граждан, а в том, чтобы найти оптимальные пути решения проблем, и механизм такой площадки, как «городской акселератор», позволяет это сделать, позволяет сблизить позиции сторон за счет того, что каждая из них берет на себя встречные обязательства», – отмечает он.

«Городской акселератор» – это программа проектного офиса акимата Нур-Султана, который создан на базе городского центра iKomek. Программа отбирает наиболее острые проблемы города и создает специальные штабы по их разрешению: рабочие группы из экспертов, представителей акимата, общественных объединений, активных жителей, ученых и предпринимателей. Каждая из трех таких групп в течение 100 дней вырабатывает оптимальные решения по улучшению работы КСК, общественного транспорта и очистке столицы от мусора – именно эти три проблемы столицы выбраны в качестве пилотных. Любой горожанин или гость столицы может через сайт акимата внес­ти свой совет по разрешению проблем, над которыми группы работают. В будущем «городской акселератор» с помощью Big Data на базе всех обращений жителей столицы сформирует следующий пакет городских проблем, для решения которых должны создаваться новые рабочие группы.

«В этом механизме власть опирается на ресурсы общества и бизнеса, при этом создается механизм социального партнерства, – отмечает Абенов. – Думаю, что концепция слышащего государства должна наполняться именно такими проектами. Насколько я знаю, этим проектом сейчас заинтересовались в других регионах, в частности в Алматы, и сейчас важно показать его результаты, довести этот проект в Нур-Султане до конца и потом масштабировать его по всей стране».
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif