Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


256 просмотров

Эксперт: «Анализ регуляторного воздействия нужно распространить на все законодательство Казахстана»

В настоящее время полноценный анализ того, как новые законодательные нормы отразятся на деятельности подпадающих под их регулирование лиц, проводится только в отношении бизнеса

Фото: Аскар Ахметуллин

Анализ регуляторного воздействия должен быть распространен на все законодательство Казахстана, считает председатель Фонда развития общественно значимых инициатив Ерлан Бузурбаев.

«Мы предлагаем министерству юстиции, и сейчас этот вопрос обсуждается, урегулировать законотворческий процесс, сделать его единообразным, и распространить на все области законодательства анализа регуляторного воздействия – ту процедуру, которая позволит разработчикам законопроектов выбрать наиболее эффективное, наиболее правильное и устраивающее всех объектов регулирования решение из всех существующих альтернатив», - сказал Бузурбаев в ходе онлайн-конференции.

По его словам, такой анализ позволяет учесть выгоды и потери от введения той или иной законодательной нормы не только для государства, но для всех лиц, которых коснется разрабатываемое законодательство, причем речь идет о потерях и выгодах материального, но и юридического характера.

«Сейчас назрела ситуация, когда мы готовы к смене режима работы над законодательством, в Казахстане с 2015 года действует предпринимательский кодекс, им, а ранее законом «О разрешениях и уведомлениях» уже был предусмотрен инструментарий анализа регуляторного воздействия и отдельные элементы принципов умного регулирования, но эти вещи касались только вопросов предпринимательской деятельности», - напомнил эксперт.

Он подчеркнул, что этот опыт оказался позитивным, поскольку позволил исключить из инициируемых проектов нормы, которые могли бы негативно сказаться на развитии бизнеса в стране – теперь, по его мнению, этот опыт можно и нужно перенести на все без исключения законодательные акты, с обязательным вовлечением в работу над ними тех физических и юридических лиц, чью деятельность они будут регулировать.

«Мы видим правильным выстраивание такого диалога не через общую площадку, на которую все могут прийти и сказать, что они думают по поводу будущего законопроекта, а через выстраивание диалога с целевыми группами, которым предстоит жить и работать по тому или иному принимаемому законопроекту. То есть органы-разработчики должны произвести отбор этих целевых групп, потом провести консультации с этими целевыми группами, в обязательном порядке наладить с ними обратную связь, учесть возможную критику ими законопроекта, ответить на их вопросы – и только после этого законодательная процедура может идти дальше, на согласование в госорганы», - считает глава Фонда.  

Для обеспечения такого диалога с целевыми группами он предлагает установить ответственность за соблюдение этих процедур со стороны первых руководителей госорганов-разработчиков законопроекта.

«Помимо этого, предлагается введение пост-регуляторного анализа, то есть контроля за тем, как тот или иной законопроект работает на практике. Это должны делать сами разработчики – министерства, которые являются регуляторами той или иной области, а наша задача – дать им достаточный инструментарий для того, чтобы они принимали взвешенные и эффективные законодательные органы», - продолжил Бузурбаев.

Одновременно он предложил ввести пофамильный реестр экспертов, осуществляющих экспертизы законопроектов.

«У нас сейчас экспертизы заказываются по методу госзакупок, то есть за наименьшую цену, соответственно, во-первых, качество такой экспертизы хромает, во-вторых, никто не несет ответственности за экспертизу. А когда у эксперта будет рейтинг, в соответствии с которым ему будут даваться на экспертизу наиболее сложные и потому наиболее высокооплачиваемые законопроекты, он будет дорожить своей репутацией, потому что понижение в рейтинге будет приводить к понижению доходов», - отметил спикер.

По его словам, в настоящее время Фондом уже разработана концепция таких изменений, над которой он работает вместе с минюстом, для внесения соответствующих законодательных изменений, по его оценке, потребуется не менее года.

«После потребуется разработка подзаконных актов, это тоже большая работа, к которой мы приступаем со следующего года, их проекты в первой половине следующего года у нас уже будут готовы. Помимо этого, необходимо внедрить комплексное системное обучение госслужащих, это основа основ: если мы не научим людей работать правильно с этим инструментарием, то это не повысит уровень качества законодательства», - заключил Бузурбаев.


349 просмотров

В Восточном Казахстане заброшены сотни гектаров земли

Сотни тысяч используются с нарушениями

Изображение: Shutterstock.com

123 земельных участка площадью 84,8 га возвращены в государственную собственность в прошлом году. Проверки показали, что сотни гектаров земли в регионе используются с нарушениями или вовсе заброшены.

Почти каждая ревизия, проведенная управлением по контролю за использованием и охраной земель ВКО в 2018 году, закончилась выявлением нарушений земельного законодательства. Из чуть более тысячи проверок 974 установили, что земельные участки, выделенные под строительство или сельхознужды, не используются должным образом.

«В прошлом году проверками было охвачено более 502 тыс. га, с нарушениями использовались 496 тыс. га. Привлеченные к административной ответственности оштрафованы на общую сумму 20 млн тенге. К недобросовестным землепользователям применено дополнительное 10-кратное налогообложение неиспользуемых и используемых с нарушением законодательства земельных участков. Это обеспечило с 2015 года поступление в областной бюджет 51 млн тенге», – сообщил руководитель управления по контролю за использованием и охраной земель ВКО Сейсенгазы Чукаев.

По его словам, нецелевое использование земель выявляется как в районах области, так и в городах. Эта работа продолжается и в текущем году. Уже проведена 151 проверка, выявлены 118 фактов, наложены штрафы на сумму 3,9 млн тенге, изъято 36 участков общей площадью почти 12 га.

Незнание закона не спасает

Как отмечают в ведомстве, причины, по которым владельцы земли нарушают закон, разные.

«Очень часто бывает, что тот или иной неиспользованный участок много раз перепродавался, и сегодняшний владелец не знает, что по законодательству земля должна осваиваться с момента приобретения в собственность, то есть отсчет идет с момента первой покупки», – рассказывают в ведомстве.

Напомним, согласно поручению главы государства, до конца 2019 года все сельскохозяйственные земли, используемые не по назначению или с нарушением закона, должны быть выявлены, изъяты и вовлечены в сельхозоборот. С 2012 года в регионе было выявлено более 2609 тыс. га таких земель, на данный момент 86%, то есть более 1303 тыс. га, возвращены в госсобственность, а 657 тыс. га уже возделываются землепользователями.

Впрочем, не все так гладко. Как известно, с мая 2018 года контроль за использованием земель сельхозназначения передан местным исполнительным органам районов и городов областного значения. В ВКО насчитывается пока только три района – Алтай, Тарбагатайский и Бородулихинский, где полностью приступили к этой работе и даже провели проверки, выявив нарушения на территории 17,4 тыс. га. На общую сумму 1 млн 38 тыс. тенге наложены штрафы. Остальные районы и города занимаются организационной работой в этом направлении, причем дополнительное финансирование или выделение штатных единиц не предусмотрено. Вопрос перераспределения функций между сотрудниками самостоятельно решается на местах.

Ничего не стоит дом не строить?

Характерный пример неиспользования земли по назначению – 274 участка площадью 55,8 га в районе Гребного канала в Усть-Каменогорске. Земля принадлежит ТОО «Smart Biz» и предназначалась под ИЖС, но строительство домов так и не было начато.

«На данный момент ТОО выданы предписания, в случае их неисполнения будем подавать иски в суд о принудительном изъятии этих участков», – сообщил «Курсиву» Сейсенгазы Чукаев.

Кстати, всего по поводу изъятия земель, используемых не по назначению, в 2018 году было выдано 423 предписания. Они касаются как участков под строительство различных объектов, будь то дома, АЗС, стоянки или магазины, так и земель сельхозназначения. Речь идет о необходимости использования участков на площади почти 13 тыс. га.

В областном центре ВКО основная доля нарушений, касающихся выделенных, но не используемых участков, связана со строительством. В Усть-Каменогорске для этой цели определено 48 участков площадью более 42 га. Их дальнейшая судьба сейчас решается.

На рассмотрении в управлении по контролю за использованием и охраной земель ВКО находятся 172 земельных участка, не используемых по целевому назначению. С начала 2019 года поданы иски о принудительном изъятии 70 участков общей площадью 32 га, более половины уже изъяты, на четырех участках собственники приступили к освоению, остальные заявления находятся на рассмотрении судебных органов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций