Перейти к основному содержанию

2499 просмотров

В Казахстане до одного миллиона работников получают заработную плату ниже среднего размера

По словам министра труда и социальной защиты населения, повышение доходов населения является ключевым фактором улучшения качества жизни

Фото: Виктор Осипов

Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова заявила о необходимости разработки механизма повышения зарплаты тем, кто имеет минимальный размер заработка в стране. Об этом она сообщила в ходе семинара-совещания в Караганде, передает корреспондент Kursiv.kz.

«Мы проведем анализ по определению низкооплачиваемых категорий работников. Результаты анализа показали, что в 2 250 крупных предприятиях до одного миллиона работников получают заработную плату ниже среднего размера по стране. В том числе 645 тысяч человек получают до 80 тысяч тенге, 176 тысяч работников - от 80 до 100 тысяч тенге и 163 тысячи человек от 100 до 120 тысяч тенге», - сообщила министр труда и соцзащиты населения Мадина Абылкасымова.

Она отметила, что повышение доходов населения является ключевым фактором улучшения качества жизни. Для достижения этой задачи с 1 января 2019 года в полтора раза или до 42 тыс. 500 тенге будет повышена минимальная заработная плата. Соответствующий закон подготовлен правительством и уже внесен в мажилис парламента РК Республики Казахстан, он будет принят до конца текущего года.

«В рамках данного законопроекта исключается норма, определяющая, что основой для установления МЗП является величина прожиточного минимума. МЗП будет выполнять роль экономического регулятора, связанного с ростом экономики и производительностью труда», - отметила М. Абылкасымова.

По прогнозам специалистов, заработная плата вырастет для 1 млн 300 тыс. человек с низкой заработной платой, в том числе, работающих в бюджетных организациях. 

«Сегодня, по состоянию на 12 ноября, порядка тысячи работодателей в стране выразили готовность повысить заработную плату 75 тысяч работникам. Для отслеживания данной работы созданы республиканские и региональные штабы по мониторингу повышения заработных плат низкооплачиваемым категориям работников»,- подытожила М. Абылкасымова.

Сегодня в Карагандинской области действуют более 20 тыс. предприятий, в них работают 337 893 человек. По данным Департамента статистики Карагандинской области, на предприятиях региона среднемесячная  номинальная заработная плата одного работника в III квартале 2018 года, без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью, составила 146,3 тыс. тенге. На крупных и средних предприятиях  работники  получают 158,9 тыс. тенге. Индекс реальной заработной платы, с учетом индекса потребительских цен, составил 106,1%, на крупных и средних предприятиях - 107,1%.

Самая высокая среднемесячная заработная плата у работников предприятий промышленности – 204,6 тыс. тенге, самая низкая - у работников предприятий осуществляющих деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания, размер зарплаты 77,2 тыс. тенге.

Статистики отмечают, что самыми высокооплачиваемыми в области остаются работники предприятий города Сатпаев с заработной платой 229,9 тыс. тенге. Наименьший размер заработной платы у работников предприятий Улытауского района – 81,8 тыс. тенге.

3312 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif