Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1367 просмотров

Тамара Калеева: «Журналистика стала переводчиком «птичьего» языка чиновников. Критическое мышление и анализ давно забыты»

Президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» поделилась оценкой состояния прессы в Казахстане и соседних странах

Фото: Аскар Ахметуллин

В кулуарах 20-й Центральноазиатской конференции СМИ, посвященной свободе слова в регионе, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева поделилась своей оценкой состояния прессы в Казахстане и соседних странах.

- Тамара, как Вы оцениваете ситуацию со свободой слова в Казахстане сейчас?

- К нынешней конференции я делала анализ, и выводы очень неутешительные: наша независимая журналистика давно задавлена. С одной стороны законодательством, с другой стороны - правоприменительной практикой. С третьей стороны - соблазном госзакза, который ограничивает. И разгулом внутренней цензуры, внешней неформальной цензуры – каждый орган, который выдает такой грант, такой госзаказ, он считает вправе диктовать темы, направления и все прочее.

- Как обстоят дела с подготовкой кадров, поскольку конференция несет в себе и образовательную составляющую?

- Международные организации, наши неправительственные организации казахстанские обучают журналистов современным цифровым технологиям, навыкам. Но содержанию никто не учит.

Я недавно с ужасом узнала, что на наших факультетах журналистики отсутствует курс мировой литературы – международной, зарубежной, русской литературы. Вообще нет. У нас сейчас выращивают ремесленников, которым дают установку, как недавно это было, что «вы должны обслуживать чиновников».

Перетолковывать их «птичий» язык, разъяснять это народу, задавать правильные вопросы. А о журналистском расследовании как-то уже все забылось.

К сожалению, до сих пор идет основная тема – это fact-checking, проверка достоверности информации. Мне понравилось то, что сказал журналист из Таджикистана, что профессиональные журналисты этим занимаются не первую сотню лет. Любой факт нужно проверять, это естественно. Теперь идет модное слово fact-checking и начинают какие-то очень умные слова говорить, которые приводят все к той же простейшей технологии – надо проверять. Кто спорит? Надо.

Кто спорит, что надо уметь пользоваться современными методами передачи информации, сбором информации? Но о том, что журналистика служит обществу, о том, что, как в программе нынешней конференции написано, пресса – это «сторожевой пес демократии», в нашей стране уже давно не упоминается никем.

Об этом забыли: суть журналистики, назначение журналистики как-то забываются за этими сиюминутными потребностями. Об этом тоже говорили и будем еще говорить.

Журналистика превращается в толмача чиновных речей, в обслугу власти. И все сводится к тому, что обслуживайте как следует, давайте точную информацию, давайте ее просто, популярно. Переводите на обычный язык, чтобы любой плебей мог понять, о чем говорит чиновник и зауважал мысли, речи и действия чиновника. Вопрос о критическом мышлении, об осмыслении, об анализе текстов, действий, явлений - как-то уже давно не идет речь. А надо это возвращать.

- Эта конференция Центральноазиатская, если сравнивать ситуацию со свободой прессы в Казахстане и у соседей…

- Видите, не случайно, когда наши лидеры официальные говорят о том, что в Казахстане все хорошо, они апеллируют к соседям нашим: «а вот у них хуже». Да, у них хуже, но это не значит, что у нас все замечательно.

- А на какие страны по уровню свободы прессы Вы рекомендуете смотреть?

- Нам не надо никуда смотреть, я считаю. В каждой стране, в каждой избушке свои игрушки. Нам нужно смотреть на международные стандарты свободы выражения. Они вырабатывались коллегиально, они обсуждались досконально не один год. И если есть положение ОБСЕ, если есть положение других международных организаций, если есть рекомендации Комитета по правам человека ООН – вот им надо следовать.

Эта та квинтэссенция, которая выработана коллективным разумом. А у любой страны своя специфика, есть замечательные достижения, а есть анекдотичные нормы законодательства… Зачем нам ориентироваться на какую-то одну страну?

- Ну есть же так называемые развитые страны и чиновники часто ссылаются на страны ОЭСР, например.

- В регламенте нашей законопроектной работы идет обязательная ссылка на 10 стран. Я считаю, что этот очень вредная норма.

Это необязательное условие. И страны ОЭСР очень различаются по уровню демократии и свободы слова. Я помню, у нас были не так давно исследования, когда ссылались по свободе слова на опыт Сингапура, Малайзии, то есть тех стран, которые никогда не были в передовиках свободы выражения.

Так что простор для продвижения вперед еще очень большой.

- ОБСЕ ежегодно проводит в регионе конференцию по свободе слова в одной из пяти Центральноазиатских странах. Кто участники?

- Участники - это и журналисты, это и правозащитники, это редакторы местные, много зарубежных исследователей, наблюдателей. В общем, есть консенсус в представителях.

Есть однозначно про-государственные выступления, то, что мы сегодня слышали. Есть очень прогрессивные и свободные выступления. Были несколько докладов, которые я считаю, были сделаны с самыми искренними побуждениями, но людьми, которые плохо представляют контекст медийной жизни в нашем регионе.

- Поскольку конференция региональная, давайте «пройдемся» по нашим соседям. Участники из Узбекистана, например, что говорят о ситуации в своей стране?

- По крайней мере, они все полны оптимизма сейчас или выражают этот оптимизм. Я рада за них. Но считаю, что говорить об устойчивой какой-то динамике, об устойчивых результатах нужно спустя еще несколько лет, нужно подождать. Первые годы они всегда замечательные – у нас тоже первые годы независимости в плане свободы слова были просто замечательные.

- Туркмения?

- Во-первых, смена власти там произошла достаточно давно. Она не изменила основных параметров жизни и политики, как я понимаю. Но люди, которые здесь выступали, жители Ашхабада, они говорили, что все у них замечательно. Я думаю, вряд ли бы они смогли сказать иное, живя там.

- Киргизия?

- У них есть свои проблемы, но у них проблемы другого порядка. Я не могу сказать, что у них намного лучше, но у них, по-моему, гораздо живее, интереснее и честнее все происходит. Если они там нападают на президента, то президент подает на них в суд. То, что у нас немыслимо, оба действия немыслимы.

У них проблемы другого рода – несдержанность. У них издержки свободы слова и эти издержки чреваты возможными какими-то законодательными и прочими ограничениями, это всегда опасно, я только так, гипотетически, рассуждаю.

- Вернемся в Казахстан, была информация, что у нас чиновники готовят очередные законодательные новации в сфере СМИ.

- Готовят, они всегда готовят новации. То, что сейчас официально говорят: они приступили к разработке концепции нового закона о СМИ, закон будет 21 века, может, это будет не закон о СМИ, а какой-то кодекс. Может, это будет не о средствах массовой информации, а о средствах массовой коммуникации. Проведены первые исследования, которые у нас, например, вызвали резкое отторжение, резкую критику: их первые рекомендации.

Ну, это работа на несколько лет, как они официально отвечали на наш запрос. Мы за этим следим и пытаемся вписаться в эту работу.

- Вписывают Вас?

- А куда им деваться? Они не могут нам отказать, потому что мы будем громко бунтовать и обличать их. Да, мы партнеры, мы партнеры.


158 просмотров

Как автор «Курсива» решила освоить новую профессию

И что из этого вышло

Фото: Opas Chotipharhwanon/Shutterstock

Высокая загрузка на работе, давление дедлайнов – и я решила, что мне пора стать свободным художником – в буквальном смысле этого слова. Тем более что «с детства хорошо рисую» – это раз, и давно лелеяла мечту совершить набег на магазин художественных товаров – это два. Три – если верить Малкольму Гладуэллу, любой человек может стать профессионалом в любом деле, если потратит на него 10 тыс. часов.

Интерьерные картины в технике a la prima

Начала я, как и многие, выбрав путь наименьшего сопротивления – записалась на мастер-класс по живописи акрилом. Реклама обещала, что через два-три часа я заберу с собой готовую картину, выполненную в технике a la prima. Этот способ живописи позволяет закончить работу в один этап, кроме того, акриловые краски очень быстро сохнут. Сюжеты самые разные, обычно они незамысловаты, но послужить декором интерьера вполне способны.

Вам выдают холст, как правило, небольшого размера, кисти и набор необходимых красок. В дальнейшем нужно лишь копировать действия преподавателя – сначала карандашный рисунок, а затем работу в цвете. Объясняют дотошно: какую кисть взять, какие цвета смешать и в каком направлении наносить мазки. Даже если первый результат будет немного кривоват, то уже через несколько подобных мастер-классов свои картины вы сможете даже продавать. Правда, тут результат очень зависит от степени уверенности в себе.

Совет: выбирая студию, постарайтесь узнать, насколько опытен преподаватель и, самое важное, какими красками там работают. Многие организации ради экономии используют строительный акрил, разводят уже готовые оттенки в стаканчиках. Неискушенный художник, конечно, не сможет определить качество материалов. А вот на результате это отразится непременно.

Средняя цена на мастер-класс по живописи акрилом в Алматы – 5 тыс. тенге.

Среди студий, на которые можно обратить внимание – «Студия 33» и российская франшиза «АртЛаб школа».

Иллюстрация

Копирование мне надоело довольно быстро. Хотелось создавать что-то свое. Иллюстрация в этом случае подходит идеально. Направлений довольно много, но обучают в основном модному сегодня скетчингу. По сути sketch – это набросок, идея. Данная техника позволяет художнику быстро донести свои мысли или запечатлеть какой-то момент.

Работают скетчеры, как правило, акварелью, маркерами, цветными карандашами и линерами (нечто среднее между тонкой ручкой и фломастером). Здесь никто не будет требовать от вас идеального рисунка, хотя базовые знания перспективы все-таки понадобятся. В скетчинге можно реализовать любой декоративный прием, например, приклеить к рисунку блестки или билетик в кино. Рисовать можно тоже все что угодно, но, скорее всего, через некоторое время вы определитесь с направлением – архитектура, еда, одежда или что-то еще. Сначала на занятиях копируют работы известных скетчеров, но довольно скоро студенты уже могут составлять свои композиции сами.

Совет: для обучения выбирайте курс минимум из восьми занятий и, опять-таки, контролируйте качество материалов. Краски должны быть профессиональными, с маркерами немного сложнее – как правило, во всех студиях они китайского производства, качество хромает и палитра цветов довольна скудная. Бумагу для маркеров, на которой легко смешивать цвета, студии тоже предоставляют редко, поэтому, если выберете для себя этот материал, придется приобрести личный скетчбук.

Средняя цена за курс скетчинга – 30 тыс. тенге.

Хороший набор программ в международной сети арт-школ Fantasy Room.

автор Антина.png

Академический подход

Если на этом этапе вы все еще верите в свою мечту, с большой вероятностью вы пришли к пониманию того, что обучение на самом-то деле следовало начинать с основ, а именно – с академического рисунка и живописи.

Рисунок научит, как правильно построить в пространстве любой предмет при помощи геометрических фигур, даст базовые знания об анатомии человека. Вы будете учиться делать карандашные работы, подчеркивать форму и фактуру предметов при помощи штрихов, правильно видеть свет и тень, передавать объем. Живопись учит не бояться цвета и с его помощью передавать объем и форму.

Совет: учтите, что обучение академическим дисциплинам требует большой отдачи и времени. Курс рисунка или живописи должен составлять минимум полгода и все равно даст вам только базовые знания.

Неплохой набор академических курсов в российской сети школ «Пикча», правда, на алматинском рынке они чуть больше года. Индивидуальные занятия есть и в школе рисования «Пикассо».

Что из этого вышло?

Избавиться от офисной работы мне не удалось, да уже и не очень-то хочется. До мечты стать знаменитым художником по-прежнему далековато. А вот окунуться в мир творчества, обрести новые навыки и уверенность в своем творческом потенциале оказалось вполне по силам.

Почему я считаю это достижением? Все просто: развивая свой креативный потенциал, вы заставляете мозг выбирать нестандартные пути, стимулируете образное мышление. Результатом будет новый опыт, более открытое общение, эмо­циональность, смелость суждений. В условиях офиса это способствует более легкому генерированию идей.

Помимо профессиональных выгод рисование помогает расслабиться, снять стресс и любую эмоциональную нагрузку – ведь неслучайно арт-терапию активно используют для решения психологических проблем.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций