Основатель компании «Сеймар»: «Мы относимся к своей стране, как к временному пристанищу»

Опубликовано
Маргулан Сейсембаев предлагает направить средства, идущие на изготовление символики программы «Рухани жангыру», на возведение нормальных туалетов

Основатель компании «Сеймар», предприниматель Маргулан Сейсембаев считает, что основной проблемой Казахстана является отношение к нему со стороны как чиновников, так и населения, как к временному пристанищу.

«Мы на нашу страну смотрим, как на временное пристанище, так же, как мы относимся к туалетам: сколотим дырку в земле и думаем: да ладно, туристы одноразовые». Все у нас одноразовое», – сказал Сейсембаев в ходе форума стратегических инициатив 7 ноября.

По его словам, в стране нет какой-то четко выраженной идеологии, соответственно, существуют проблемы с развитием человеческого капитала, который в обществе должен зиждиться на трех фундаментальных вещах – идеологии, образовании и здравоохранении.

«У нас самый главный идеологический посыл – «Рухани жангыру»… Я не политизирую процесс, но везде знак «Рухани жангыру»: такое ощущение, что это большая корпорация, которая раскручивает свое имя. Кроме этого орла цветного я не вижу посыла, который бы меня лично цеплял бы. Кого-то, может, цепляет, меня – нет. Если у человека душа поет, то ему не важно, где он живет, чем занимается, дождь, снег. В нашей стране не хватает этого драйва, когда веришь в будущее, утром встаешь – жалко спать. Нет этого состояния», – констатировал предприниматель. 

«Коррупция, некачественные образование и медицина, язык, неуважение к труду, преступность. Дениса Тена убили за зеркало несчастное. Это все симптомы больного человека: в какое место не ткни, ему везде будет больно. Наше общество такое же», – добавил он. 

Сейсембаев предложил рассматривать проблемы страны на такой тривиальной теме, как наличие в ней удобных уборных.

«Государство и бизнес на туризм кучу денег тратят, потом приезжает западный турист, смотрит на нашу дырку в земле – и после этого он приезжать не хочет в эту страну. Уровень развитости туризма в Казахстане или любом мире определяется развитостью туалетов. Не надо вывесок, не надо плакатов –Рухани жангыру» – потратьте деньги вместо этих плакатов на туалет нормальный. Это же простые вещи», – сказал бизнесмен. 

По его словам, в первую очередь из-за этого ощущения временности всего и вся в стране ее покидает самая талантливая и образованная молодежь.

«Чем дольше мы тратим деньги на «Болашак» и продвижение молодежи, не меняя при этом положения в стране, тем больше мы готовим специалистов для других стран. Я не могу вернуть родную дочь из Англии, она говорит: «С моей квалификацией мне негде здесь работать, я не сумею приспособиться к той системе, которая существует в Казахстане: взятки, коррупция, продвижение, кумовство», – заключил Сейсембаев.

Читайте также