Как развивается портал электронного правительства Казахстана?

Опубликовано
Редактор отдела "Инвестиции"
39-е место из 193 занимает Казахстан в рейтинге ООН с наибольшим уровнем развития электронного правительства

Впервые идея создания электронного правительства была озвучена Нурсултаном Назарбаевым еще в 2004 году в Послании народу Казахстана. В том же году была утверждена программа формирования электронного правительства, определяющая его основные этапы. Веб-портал еgov.kz был запущен в 2006-м, а в этом году отметил свое 12-летие. Как сегодня функционирует онлайн-платформа, выяснял «Къ».

Информационные технологии в наши дни играют одну из ключевых ролей в повседневной жизни. В процесс государственного управления IT вошел настолько гармонично, что без него сложно представить себе функционирование всей системы. Организация цифрового взаимодействия между органами государственной власти  и населением в мировой практике осуществляется через систему электронного правительства, так называемую e-Government.

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном послании президента Республики Казахстан 19 марта 2004 года. Портал электронного правительства разрабатывался национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО «Национальные информационные технологии», дочерней компанией АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».

19 июля 2018 года была обнародована ежегодная редакция рейтинга ООН стран с наибольшим уровнем развития электронного правительства. Казахстан в этом списке занял 39-е место из 193 стран и вошел в группу с очень высоким показателем индекса, десять лет назад РК была на 81-й позиции данного рейтинга.

Уровень проникновения интернета в стране растет. Количество пользователей интернета в Казахстане на конец сентября составило 2,5 млн. 5 лет назад количество абонентов всемирной сети составляло 1,5 млн человек. Наибольшее количество абонентов с высокоскоростным доступом в интернет зафиксировано в Астане (675,3 тыс. абонентов). Алматы занимает вторую позицию в рейтинге (354,5 тыс. абонентов), Восточно-Казахстанская область – третью (158,5 тыс. абонентов).

Интернет-охват услуг госсектора также увеличивается. Сегодня портал электронного правительства Казахстана предлагает 237 видов услуг и сервисов. Так, в 2007 году сайт начинал с 20 услуг, к 2010 году их количество утроилось, а в 2011 году портал предоставлял уже 74 вида государственных онлайн-услуг.

Ассортимент услуг и платежей на портале с каждым годом увеличивается. Одним из последних нововведений сайта является услуга, которая позволяет родителям прикрепить ребенка к медицинской организации не выходя из дома. Также недавно на egov.kz была реализована «домовая книга» в режиме онлайн. Теперь у владельца недвижимости есть возможность узнать обо всех зарегистрированных лицах, то есть хозяин квартиры либо дома может получить информацию обо всех прописанных в его жилье лицах в одной справке. Еще одна интересная услуга – «Запись на онлайн-прием к министру», каждый гражданин через портал может попасть на прием к первым руководителям государственных органов, которые ответят на любые вопросы по видео-конференц-связи. Услуга действует уже более пяти лет.

Для удобства граждан в мае текущего года в Казахстане был запущен Telegram-бот @EgovKzBot, через который сегодня можно получить 16 видов услуг, в том числе записаться на прием к врачу, получить адресную справку и даже найти работу. На текущий момент на Telegram-бот подписаны более 24 тыс. человек, которые с момента его запуска подали более 27 тыс. запросов.

Популярность портала c каждым годом набирает обороты В 2017 году через инфраструктуру электронного правительства гражданам Казахстана оказано более 34 млн государственных услуг. Для сравнения: в 2012 году их количество составило 10 млн. за 5 лет показатель вырос в 3,4 раза. При этом общее количество оказанных услуг за все годы превысило отметку в 200 млн.

В топе наиболее популярных электронных услуг 2017 года оказалась услуга «Выдача адресных справок с места жительства», которой воспользовались 16,24 млн раз, справку о пенсионных отчислениях за год запросили 2,77 млн раз, справку о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках – 2,64 млн раз. Также в десятке наиболее запрашиваемых услуг портала оказались «Постановка на очередь в детский сад» и «Госрегистрация прав на недвижимое имущество».

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. С тех пор казахстанцы по достоинству оценили удобство онлайн-оплаты налогов и штрафов через egov.kz. В 2017 году через платежный шлюз электронного правительства осуществлено платежей на сумму более 17 млрд тенге, при этом по сравнению с предыдущим годом совокупный объем платежей увеличился на 30,8%. А за последние 3 года отмечается рост количества произведенных гражданами транзакций вдвое, с 639,7 тыс. в 2014 году до 1,91 млн транзакций в 2017 году. В целом сумма всех платежей за период работы сервиса на портале составила более 46 млрд тенге.

Недавно АО «Национальные информационные технологии» совместно с комитетом государственных доходов МФ РК запустило новую услугу «Оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет» на портале egov.kz. Данная услуга позволит налогоплательщикам (физическим и юридическим лицам) оплатить 18 типов налогов и обязательных платежей. Ранее на портале были доступны для оплаты лишь четыре вида налогов для физических лиц.

Ежегодно увеличивается количество выданных электронных цифровых подписей. Так, в 2017 году в Казахстане было выдано 6,49 млн ЭЦП, из них более 1,5 млн ЭЦП были получены на удостоверение личности.

К концу 2017 года в Казахстане число зарегистрированных пользователей портала электронного правительства достигло 7 млн. При этом в 2017 году было зарегистрировано более 1 млн пользователей, в том числе 45,9 тыс. юридических лиц.

Как ни странно, большинство пользователей портала – представители прекрасного пола, их на сайте оказалось 4,23 млн человек. Мужчин-пользователей на 1,4 млн меньше – 2,8 млн человек. Самыми активными пользователями портала в прошлом году оказались казахстанцы от 24 до 34 лет, таких «юзеров» на egov.kz насчитали 46% от общего количества. 20% пользователей сайта являются представителями возрастной категории от 35 до 44 лет, 15% – от 18 до 24 лет. Меньше всех порталом пользуются пенсионеры, пользователей старше 65 лет оказалось всего 2%.

Наибольшее число посетителей сайта зафиксировано в городе Алматы – 5,66 млн заходов, или 32,3% от общего числа посетителей в 2017 году. Из Астаны портал в прошлом году посетили 3,38 млн раз, что соответствует 19,3% посетителей. На третьем месте оказались жители Караганды, которые посетили egov.kz 1,21 млн раз, или 6,9% от общего количества. В числе активных пользователей также оказались жители Шымкента, Костаная и Атырау.

ЕГОВ (1).jpg

Читайте также