Перейти к основному содержанию

837 просмотров

В 2018 году композитные услуги по временной утере работы в Семее получили всего 229 человек

В Семее безработные редко обращаются за выплатами пособия по утере работы

Фото: Shutterstock.com / Ivan Kislitsin

В Семее специалисты Центра занятости города подняли непростую проблему: несмотря на то, что в регионе зарегистрировано около 2 тыс. безработных, пособие по утере работы получают всего несколько сотен из них. Причиной тому послужила слабая осведомленность граждан о композитных услугах городской службы занятости, передает корреспондент Kursiv.kz.

Действительно, несмотря на то, что композитные услуги по выплате временного пособия по утере работы оказываются в Казахстане с 2015 года, все это время в Семее социальное пособие получали не более 300 горожан ежегодно. Так, по словам начальника отдела Центра занятости Семея Ардак Байсариной, в 2017 году социальное пособие получили в регионе около 300 безработных, а в 2018 году – 229 человек.

«Пособие начисляется тем гражданам, кто потерял работу по самым разным причинам. Это может быть и увольнение по собственному желанию, и сокращение штатов, и ликвидация предприятия и многое другое. Главное условие – это участие безработного в социальном страховании. Чем дольше бывший работодатель совершал выплаты в фонд обязательного социального страхования и ЕНПФ, тем дольше и соискатель пособия будет его получать», - пояснила главный специалист Центра занятости Семея Гульназ Уалгазина.

Срок получения выплаты – от 1 месяца до 4 месяцев. Если же увольнение было по сокращению штата, ликвидации предприятия или сокращению объемов производства, то выплаты производятся сроком до 6 месяцев.

И таких безработных в Семее было немало. Так, заявление на выплаты пособия по утере работы подавали учителя, врачи, разнорабочие, банковские работники, операторы связи и другие представителя самых разных профессий. Чаще всего, им начисляют пособие скором до 4 месяцев.

Для удобства граждан композитные улуги теперь оказывают и специалисты Центра занятости Семея. То есть, заявление на выплату пособия можно подать прямо в Центре занятости при постановке на учет в качестве ищущего работу. По прошествии 10 дней, если работа предоставлена не была, заявление передается в городской филиал «Правительство для граждан».

Справка:

Индивидуально высчитываемая  сумма из расчета среднего размера дохода за 2 года делится на 24 месяца, полученная сумма умножается на коэффициент 0,3.

Участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, социальные выплаты на случай потери работы назначаются:

- на 1 месяц – в случае, когда производились социальные отчисления от 6 до 12 месяцев;

- на 2 месяца – в случае, когда производились социальные отчисления от 12 до 24 месяцев;

- на 3 месяца – в случае, когда производились от 24 до 36 месяцев;

- на 4 месяца – в случае, когда производились от 36 месяцев и более месяцев;

- на 6 месяцев  – в случае, в случаях когда лицо, потерявшее работу по основаниям, предусмотренными подпунктами 1),2),и 3) пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан, (по сокращению штатов, ликвидации организации или снижения объемов производства)социальные отчисления производились  от 36 и более месяцев. 

708 просмотров

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций