Перейти к основному содержанию

363 просмотра

Сенатор просит казахстанский минздрав повысить зарплату медикам Байконура

Медики, работающие на территории комплекса, должны получать надбавку в связи с более высокими тарифами на услуги ЖКХ, считает сенатор

Shutterstock.com

Казахстанские медики, работающие на территории комплекса Байконур, равно как и жители этой территории, должны получать надбавку в связи с более высокими тарифами на услуги ЖКХ, считает сенатор Мурат Бактиярулы.

В четверг, 6 сентября, на пленарном заседании Сената была одобрена ратификация поправок в Соглашение с Российской Федерацией о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома Байконур, жителей города Байконыр, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Россией комплекса Байконур.

В рамках действующего соглашения между правительствами РК и РФ в сферу действия «российских» тарифов попадают жители города Байконыр, поселков Торетам и Акай с общим населением более 48 тыс. человек с казахстанским гражданством.

«Сейчас на территории Байконыр, тарифы на различные коммунальные услуги, на электроэнергию, водоснабжение в несколько раз дороже наших казахстанских тарифов: к примеру, электроэнергия у них стоит 44 тенге», - сказал Бактитярулы.

Средняя стоимость электроэнергии по Казахстану колеблется от 12,16 до 19,03 тенге, в зависимости от наличия/отсутствия электроплит и объемов потребления.

«То есть все услуги на территории Байконура в 3-4 раза дороже, поэтому, уважаемый министр, с учетом особых условий просим рассмотреть вопрос надбавки для жителей Байконыр и также для медиков, которые работают там и обслуживают жителей Байконыр», -  сказал депутат, обращаясь к министру здравоохранения Елжану Биртанову, представлявшему законопроект.  

Сенатор напомнил, что 16 сентября 2015 года был издан приказ министра здравоохранения, согласно которому был утвержден бесплатный объем гарантированной медпомощи и объем амбулаторной помощи, оказывающаяся жителям за счет республиканского бюджета. При этом он считает, что получение медпомощи в Байконуре обходится его жителям в несколько раз дороже.

«До настоявшего времени согласно действующему законодательству наши казахстанские жители, которые проживают на комплексе «Байконур» получали медпомощь от российских медорганизаций. Эта медпомощь не соответствует гарантированному объему бесплатной медпомощи, которую получают наши казахстанцы», - пояснил он.

В свою очередь, глава минздрава пояснил журналистам, что после ратификации поправок жители Байконура будут получать полный пакет гарантированной медпомощи, предусмотренной в Казахстане.  

2438 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif