Платят все: кто, как и сколько денег будет отчислять в ЕНПФ?

Kursiv попытался выяснить, как работает Закон РК «О пенсионном обеспечении», разработанный Минтруда и социальной защиты, по которому физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, обязаны самостоятельно отчислять пенсионные взносы

Фото: shutterstock.com

Скандальные поправки об обязательных пенсионных отчислениях предпринимателей и фрилансеров вызывают вопросы не только у самозанятых и бизнесменов. Так, фискальные органы критикуют документ за сложность администрирования, а депутаты обвиняют чиновников в формализации проблем. 

Напомним, 14 июля в Казахстане вступили в силу поправки в Закон РК «О пенсионном обеспечении», разработанные сотрудниками Министерства труда и социальной защиты населения РК. Согласно поправкам физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, обязаны самостоятельно отчислять пенсионные взносы в ЕНПФ. Несмотря на то что документ вступил в силу несколько месяцев назад, до сих пор к нему не утверждены соответствующие правила. Возможно, по этой причине в МТСЗН РК не ответили на запрос Kursiv, а просто выслали выдержки из законодательных актов. Пример: «Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» от 02.07.2018 года №165 внесены изменения в ст. 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» (далее – Закон), согласно которым граждане, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, обязаны уплачивать обязательные пенсионные взносы (ОПВ) в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) в свою пользу в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от МЗП и не выше 10% от 75-кратного МЗП».

Так как подавляющее большинство читателей Kursiv не юристы, мы попросили объяснить этот ответ бухгалтера, аудитора и депутата. Кстати, юристы так и не решились перевести официальный документ МТСЗН на доступный язык. 

Беременные и кормящие тоже платят

«Обязательные пенсионные выплаты уплачиваются всеми гражданами с заработанных ими доходов (в том числе с доходов, которые получают, находясь в декретном отпуске), и объектом для исчисления ОПВ является: для наемных работников – заработная плата; для индивидуального предпринимателя – доход, полученный непосредственно от предпринимательской деятельности; для частных нотариусов – доходы от оказанных ими услуг; для граждан, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, – доходы, полученные по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг)», – говорится в ответе пресс-службы министерства, которое печется о социальных благах казахстанцев.

25-я статья закона о пенсионном обеспечении регламентирует, кто и как платит в ЕНПФ. Так, о своем будущем самостоятельно заботятся индивидуальные предприниматели и физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера. «При этом 3-й абзац статьи гласит, что предприниматель имеет право самостоятельно определять свой доход. Следовательно, женщины-фрилансеры, выполняя даже небольшую работу, в «интересном положении» будут обязаны платить, а предприниматели смогут уклониться. Но все женщины получают выплаты от государства в декретном отпуске, и это тоже доход. А с любого дохода теперь все обязаны отчислять 10%, и «декретные» здесь не исключение», – объяснила Kursiv индивидуальный предприниматель и бухгалтер Елена Ким.

В этом году размер единовременного пособия на рождение составляет 38 МРП на 1, 2 и 3-го ребенка и 63 МРП – на 4-го и так далее. Ежемесячная поддержка государства по уходу за ребенком до одного года составляет: на первого малыша – 13 853 тенге, и далее по количеству детей пособие увеличивается примерно на 2 тыс. тенге. «В поправках Минтруда оговорен минимальный пенсионный взнос. В этом году он равен 2828 тенге. Получается, что если человек заработал 2 тыс. тенге, то он перечислит в ЕНПФ около 3 тыс. Если заработал 10 тыс., то все равно оплачивает 2828 тенге», – объяснила Елена Ким.

Есть ли двойное налогообложение?

У штатных сотрудников пенсионные взносы не облагаются налогами, так как сначала бухгалтерия высчитывает 10% в ЕНПФ, а затем следует уплата подоходного налога. И уже выходя на пенсию каждый казахстанец совершает выплаты в бюджет. С фрилансерами все иначе. Предприниматель перед оплатой за работу по договору ГПХ сразу переводит деньги в казну – ИПН. Затем фрилансер оплачивает 10% в пенсионный фонд. И выходя на пенсию каждый месяц вновь платит подоходный налог. Специалисты МТСЗН утверждают, что фрилансеры могут легко вернуть эти деньги обратно через орган государственных доходов – бенефициар. «Центры возвратов есть по всей республике, их адрес можно узнать в любой налоговой. Сама процедура выглядит так: фрилансер берет справку из банка с референсом, отправляется в центр (в Алматы он находится возле Зеленого базара). В течение 20 рабочих дней фискалы делают возврат. Но процедура может затянуться на два-три месяца, и это надо делать каждый раз после оплаты пенсионных взносов», – отметила бухгалтер. 
Профессиональный аудитор, управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании ARBAudit Рустам Таиров, министерские новшества назвал скандальными: «Норма Минтруда противоречивая. Вспомните этот скандал с взиманием 10% со всех сделок, в том числе с покупок и продаж. Конечно, документ надо дорабатывать, и его ни в коем случае нельзя было вводить в действие. Кроме того, непонятно, как эта норма будет администрироваться».

Упростить жизнь фрилансеров и самим себе предложили в комитете государственных доходов. «Министерство труда разработало поправки, люди перечисляют деньги в ЕНПФ, а администрировать будет КГД. Как администраторы мы предлагали другую схему пенсионных выплат. Есть понятие источника доходов, то есть любому фрилансеру кто-то этот доход выплачивает. Мы предлагаем, чтобы предприятие или человек, который выплачивает доход фрилансеру, сразу удерживал перечисления в ЕНПФ. Это было бы самым оптимальным вариантом для самозанятых. Это бы намного упростило функции администрирования. В противном случае необходимо будет делать очень много видов контрольных работ», – поделился мнением председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ардак Тенгебаев.

Предложение фискалов сейчас рассматривается парламентариями. Но в Минтруда говорят, что предпринимателям никто не запрещает переводить деньги за сотрудников, которые работают по договорам гражданско-правового характера. «Мы будем делать анализ, будем получать информацию о тех лицах, которые самостоятельно выплачивают отчисления. Если парламентарии одобрят наше предложение, у людей отпадет необходимость решать административные задачи», – отметил глава КГД. 

Резюме

Согласно официальной статистике, самозанятые как класс в Казахстане постепенно исчезают. С 2003 года, когда фиксировался пик количества самозанятых – 2,7 млн человек, произошли масштабные изменения на рынке труда, и по итогам 2017 года статистика нам выдала 2,1 млн. При общем росте экономически активного населения из разряда самозанятых вышли порядка 600 тыс. человек. «Сейчас мы видим, что усилия государства на рынке труда посвящены формализации самозанятых. Стоит задача поставить их на учет и вовлечь в систему пенсионных отчислений и взносов в систему обязательного медицинского страхования и социального страхования. Для этого планируется введение единого совокупного платежа. Мы идем в общем в тренде. Такие же процессы происходят в соседней России, где экономика структурно очень похожа на казахстанскую», – прокомментировал ситуацию депутат мажилиса от Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Конуров.

Свою лепту в сокращение внесли сельские самозанятые – с 1,5 млн человек их количество сократилось до 1,2 млн. «Люди не нашли постоянную работу в селе, поскольку с 2015 года численность занятых в сельском хозяйстве уменьшилась порядка на 230 тыс. человек. Не пошли они и на заводы, поскольку численность занятых в обрабатывающей промышленности, несмотря на индустриализацию, выросла лишь на 17 тыс. Количество работающих в строительстве и вовсе сократилось, и лишь сейчас благодаря госпрограммам ситуация на рынке труда стала меняться в лучшую сторону. На самом деле увеличение численности занятых наблюдается в очень ограниченном количестве секторов. Прирост в сфере торговли за последние три года составил 90 тыс. человек, в сфере операций с недвижимым имуществом – 80 тыс., в здравоохранении и социальных услугах – 80 тыс.», – констатировал депутат.

По словам г-на Конурова, эти данные говорят о том, что проблема рынка труда – это не теневая сфера, а экономика страны. «Нужно сделать прозрачной структуру занятости, обеспечить участие всех работающих в пенсионной системе и медицинском страховании. Но не менее важной является содержательная сторона – чем именно занимаются самозанятые. Если человек бросает крестьянское хозяйство и переходит на базар, то вряд ли это хороший результат. На первом месте должно стоять создание рабочих мест в отраслях, создающих добавленную стоимость, а только потом – формализация занятости, но у нас пока телега запряжена впереди лошади, и фискальный блок правительства намерен загнать самозанятых в жесткие условия выплат ОПВ и ОСМС», – заключил депутат. 
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Стендап-артистки, взбунтовавшиеся хасидки и плохие-хорошие матери

Рассказываем о трех женских сериалах, номинированных на «Эмми-2020»

Фото: Bokskapet/Pixabay

На прошлой неделе были объявлены номинанты нового сезона премии «Эмми». Вручение ее главных наград должно состояться 20 сентября этого года.

Лидерами по числу номинаций стали основанный на комиксе мини-сериал «Хранители» (его выдвинули по 26 позициям) и комедийно-драматический сериал «Удивительная миссис Мейзел» (он получил 20 номинаций), что хорошо, ведь для него это не первый сезон. Этот ультрауспешный, легкий и красивый ретро-сериал о стендап-комикессе, по сюжету работавшей в 50-х годах в Нью-Йорке, написан сценаристкой Эми Шерман-Палладино, четырехкратной обладательницей «Эмми». Было бы справедливо рассказать и о других сериалах, созданных женщинами и подаривших кино новые женские образы.

Пожалуй, моду на нестандартных героинь задал хит прошлых сезонов – отличный, честный, дерзкий, полный сарказма и маленьких женских секретов сериал «Дрянь», созданный британкой Фиби Уоллер-Бридж. Подхватил тему небанальных героинь образ киллерши-психопатки из «Убивая Еву» (ее также явила миру Уоллер-Бридж), а продолжил – образ бунтарки, сбежавшей из ортодоксальной хасидской общины в Нью-Йорке, показанный в немецко-американском мини-сериале «Неортодоксальная». Он получил в этом сезоне «Эмми» восемь номинаций, в том числе важные – «Лучший мини-сериал» и «Лучшая женская роль». Новых сериалов, где поднимается женская тема, много: это и прекрасное «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун, и мини-детектив «Невероятное», который называют одним из лучших сериалов нового времени, и «Миссис Америка» с Кейт Бланшетт, названный «идеальным высказыванием о феминизме». Но «Курсив» сделал свою, субъективную, подборку.

«Неортодоксальная»

Начнем с прорывного мини-сериала, который основан на автобиографической книге Деборы Фельдман, сумевшей вырваться из хасидской коммуны в Нью-Йорке в Берлин и отрекшейся от правил и образа жизни своей семьи. Продюсером и шоураннером «Неортодоксальной» стала Анна Вингер, а режиссером - Мария Шредер. Ранее обе работали над сериалами «Германия’83» и «Германия’86». Вингер познакомилась с Фельдман на родительском собрании в школе и была так поражена ее откровениями, что решила снять сериал.

Поразиться там действительно было чему: хасидам нужно соблюдать все традиции, носить национальную одежду и прически и жить так, как было завещано пять тысяч лет назад. Особенно строги хасиды к женщинам. Они не должны учиться и получать образование и профессию. Их главная задача – обслуживание мужчин и нужд семьи: стирка, готовка, уборка, и, конечно, секс, рождение детей и их воспитание согласно списку канонов. Всем членам общины запрещено общаться с посторонними людьми и пользоваться многими благами цивилизации, в частности, смартфонами, и уж тем более интернетом.

17-летняя Эстер или, как ее называют в фильме, Эсти живет в одной из хасидских общин Бруклина вместе со своей бабушкой и тетей, отец ее пьянствует, а мать сбежала и бросила девочку – во всяком случае, так ей говорят с детства. Вскоре Эсти выдают замуж. Матери девушки разрешено следить за колоритной свадьбой со всеми церемониями лишь издалека. Замужняя жизнь Эсти была бы точно такой же, как у соплеменниц, если бы она была такой же, как и остальные женщины коммуны. Но она другая: читает, украдкой ходит на уроки фортепиано, любит музыку и не понимает, зачем нужно было сбривать волосы невесте. Когда выясняется, что у нее проблемы с зачатием и семья тяготится ею, девушка сбегает в Берлин к матери - и ее жизнь становится в миллион раз лучше. Естественно, избавиться от прошлого ей не удастся сразу, ведь ее начинают преследовать. Но тем слаще окажется ее свобода.

На главную роль была приглашена нежная, хрупкая, совсем еще юная (24-летняя девушка играет 17-летнюю) и очень талантливая израильская актриса Шира Хаас. Кастинг в сериале роскошен, он является такой же причиной успеха, как сама история и главная героиня. Это сериал о свободе, изменившейся роли женщины в обществе и устаревших патриархальных правилах, собранный на экзотическом и любопытнейшем материале: жизнь и уклад хасидов – занимательная штука. К просмотру «Неортодоксальная» обязательна, особенно учитывая, что это будет несложно – там всего четыре эпизода.

«Удивительная миссис Мейзел»

Еще один сериал, еще об одной еврейской девушке в Америке, о котором мы уже упоминали ранее, был номинирован на рекордное количество номинаций «Эмми-2020», в том числе на «Лучший комедийный сериал», «Лучшая женская роль» (великолепная Рэйчел Броснахэн), «Лучшая женская роль второго плана» (сразу две актрисы – харизматичная Алекс Борштейн и утонченная Марин Хинкль), «Лучшая мужская роль второго плана» (также сразу два актера – душка Тони Шэлуб и обаятельный Стерлинг К. Браун).

Главная героиня – образцовая домохозяйка Мириам Мейзел (Мидж), обитающая вместе с родителями, супругом, детьми и домработницей в элитном Верхнем Вест-Сайде. Она хорошая дочь и примерная жена, которая и курицу подаст как надо, и в платье всегда будет новом, и мужа поддержит во всех авантюрах, во всем поможет и даже шутки ему напишет, ведь он мечтает стать стендап-комиком. Лишь после того, как он ей изменил с секретаршей, она напивается, случайно оказывается на сцене любимого клуба, где муж всегда терпит фиаско, и понимает, что ей нравится шутить на публику, а публике нравится она. С этого момента ее жизнь и быт становятся для Мидж творческим материалом.

В первом сезоне Мидж переживает развод и пытается привыкнуть к мысли, что женщина может быть комедианткой. Во втором она встречает первого человека, который в нее верит как в артистку – мужиковатую Сьюзи (Алекс Борштейн) и заводит первых друзей и врагов. А в третьем Мидж решает, что карьера важнее, и отправляется с чернокожим певцом на гастроли (актер Лерой МакКлейн). Когда в сериале начинают развиваться и линии всех родственников Мидж, становится в разы интереснее, ведь еврейская семья – тот еще кладезь юмора, любви и взаимных претензий.

Стойкий успех «Удивительной миссис Мейзел» на самом деле неудивителен. Во-первых, это интересная история, в которой сошлись и ностальгические ретро-декорации (дело, как мы уже отмечали, происходит в 50-х), и актуальные для сегодняшнего дня темы. Во-вторых, очень своевременная героиня – красотка, которая пытается сделать карьеру и заработать славу на истинно мужском поприще. В-третьих, легкий комедийный стиль без нравоучений, истерик и пафоса.

В-четвертых, «Миссис Мейзел» – это прекрасный образец бадди-муви, только он не о лучших друзьях-мужчинах, а о подругах. В-пятых, там великолепный визуальный стиль – с огромным количеством винтажной одежды и атрибутов той эпохи, этакий живописный экскурс в моду 50-х. В-шестых, это погружение в увлекательный и совершенно особый мир евреев – тебе интересно узнать, что такое мезуза и зачем они стучат по груди, когда молятся. И, наконец, в-седьмых, там много приятной музыки, особенно в третьем сезоне. Только не рассчитывайте на то, что искрометные шутки будут сыпаться на вас каждую минуту, там это не главное.

«И повсюду тлеют пожары»

Завершает нашу подборку продюсерский проект Риз Уизерспун «И повсюду тлеют пожары». Он получил неоднозначную оценку критиков, но не перестал быть от этого пронзительной сагой о материнстве. Экранизация одноименного бестселлера китаянки Селесты Инг о двух очень разных женщинах оказалась вполне смотрибельной и местами душещипательной. В любом случае, сериал, начинающийся как очередная зарисовка американского быта с перио­дическим скатыванием в мелодраматизм и чрезмерную расовую риторику, к финалу превращается в большую драму. Сериал заметили, и на нынешнем «Эмми» он был отмечен в номинациях «Лучший мини-сериал» и «Лучшая женская роль» (Керри Вашингтон). 

Итак, конец 90-х. В уютном семейном городке Шейкер-Хайтс в штате Огайо, где даже газонной траве не разрешается расти выше допустимых 15 сантиметров, иначе штраф, живет идеальная женщина – мать четверых детей, журналистка провинциальной газеты Элена Ричардсон (Риз Уизерспун). У нее все по плану, включая секс дважды в неделю, книжный клуб раз в месяц и вино не больше мерного стаканчика в 100 мл. Зато у гостьи городка – черной художницы Мии Уоррен (Керри Вашингтон), все наоборот: она плюет на общепринятые правила, свободна, как ветер, работает и занимается сексом только тогда, когда хочет. Одно удручает – она катастрофически бедна, у нее нет даже дома, поэтому Мия с дочерью спят в машине. И когда спасительница всех и вся Элена решает ей помочь – сдает женщине дом, дает работу и знакомит со своей семьей, тут-то все и начинается. Спойлер: для Элены она станет той самой искрой, из-за которой все заполыхает испепеляющим огнем.

Большой плюс сериала – сложные и неоднозначные героини. Правда, если Уизерспун продолжает обогащать полюбившееся ей амплуа (похожие роли у нее были и в «Большой маленькой лжи», и в «Утреннем шоу»), то работу Вашингтон заметили и номинировали. Забавно, что хоть по задумке сценаристов зрительские симпатии должны быть на стороне Мии, большую часть сериала получается ровно наоборот – до определенного момента многие симпатизируют Элене. И все из-за назойливо звучащего в фильме расового вопроса. Если бы не чрезмерный акцент на проблемах меньшинств – национальных, сексуальных, социальных, то сериал мог бы стать идеальным поводом для рассуждений на тему настоящих семейных и нравственных ценностей. Смотреть его нужно хотя бы для того, чтобы провести ревизию в своей жизни – те ли мы люди, за кого себя выдаем, и не предавали ли мы свои мечты?

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg