Перейти к основному содержанию

1228 просмотров

Калетаев: Проблемы с социализацией молодежи существуют в трех регионах Казахстана

Министерство общественного развития провело исследование тематики NEET-молодежи

Фото: Primeminister.kz

Самыми проблемными регионами с точки зрения социализации молодежи являются три региона страны, заявил 18 сентября министр общественного развития Казахстана Дархан Калетаев.

На заседании правительства во вторник министр сообщил, что его ведомство провело исследование тематики NEET-молодежи в Казахстане (NotinEducation, EmploymentorTraining - поколение не работающих и не учащихся молодых людей). По его словам, доля казахстанской молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, не охваченной социализацией, сократилась до 18,6% от ее общей численности, однако при этом охват молодежи по регионам идет неравномерно.

«Абсолютная цифра достигает более 300 тысяч человек, у нас высокий показатель NEET молодежи в южных регионах, а также в Мангистауской и в Карагандинской областях – от 10-ти до 13%, ну и, в-третьих, молодые женщины примерно вдвое больше рискуют попасть в группу NEET», - сказал Калетаев.

Он напомнил, что в западной практике NEET чаще всего предполагает элемент добровольного исключения молодежи из рынка труда и образования, сводящийся к попытке «сбежать» из быстро урбанизирующегося мира.

«Молодежь стремится найти собственную идентичность и не всегда находит себя в действующей социальной структуре, отсюда такие проблемы, как суицидальность, девиация, глубокое социальное отчуждение, происходит размывание ценностей семьи», - заметил глава ведомства.

В Казахстане же вероятность угодить в группу NEET повышается для тех, кто имеет низкий уровень образования, переезжает с одного места на другое, проблемы со здоровьем, а также для выходцев из неблагополучных семей.

«На положение молодежи и ее настроения влияет в целом дефицитность трудовой занятости», - добавил Калетаев.

В связи с этим на заседании правительства была принята Дорожная карта по обеспечению занятости и социализации молодежи - казахстанцев в возрасте от 18 до 29 лет, в том числе выпускников школ нынешнего года. Этот документ предполагает создание консультативных центров для молодежи по выбору профессии и проведение функциональных обзоров для ориентирования молодежи о перспективных профессиях в будущем, повышение доступности технического и профессионального образования, а также ряд мер по трудоустройству молодых специалистов.

Помимо этого, документ подразумевает развитие молодежного предпринимательства в стране, в том числе за счет государственного грантового финансирования молодежных проектов при условии предоставления бизнес-плана. Также в рамках карты предполагается работа по привлечению незанятой молодежи в ряды территориальных войск, решение жилищного вопроса путем создания молодежных жилищных кооперативов и поддержка молодых матерей-одиночек для исключения случаев отказов от детей.

3187 просмотров

Что не так с поправками в закон о защите прав потребителей в Казахстане

Рассказывает председатель общественного объединения «Гарант» Жаслан Айтмаганбетов

Фото: Shuttertock

Официально в Казахстане 208 неправительственных организаций занимаются защитой прав потребителя, в их числе 55 общественных организаций.

Я в этой сфере с 2005 года и могу уверенно заявить, что из них добросовестное отношение к делу показывают не больше 15. Причина простая: нет денег, общественная нагрузка дивидендов не приносит. 

Мы, общественники, не можем нормально зарабатывать на небольших делах, и потребители не могут оплачивать сумму, достаточную, чтобы их интересы представляли профессионалы. Со старым законом мы могли через суд взыскивать затраты, потом эту возможность отменили. В сегодняшнем проекте мы не видим никакой финансовой поддержки общественных объединений. 

Кто же будет вести основную работу? Мой анализ поправок показывает, что главными проводниками прав потребителей разработчики поправок видят саморегулируемые организации (СРО). Это новый термин, за которым скрываются все те же предприниматели, которые объединяются для защиты своих интересов. Именно они наделяются правом досудебного рассмотрения споров. Получается, что нас, общественные организации, кто все эти годы проделал 90% всей профильной работы и накопил большой опыт, просто отодвигают. И с этим не согласны все мои коллеги со всех областей Казахстана.

Если оценивать предлагаемые поправки в целом, то я вынужден отметить: много лишнего, второстепенного, уже прописанного в законах. Хотя есть и то, что порадовало. Например, предлагается ужесточить наказание для предпринимателей, скрывающих информацию о себе. По закону таблички с данными должны быть на каждом торговом месте, но где вы такое видели?

А без этих данных у обманутого покупателя не принимают материалы для судебного разбирательства. Он может обратиться в администрацию, в полицию, в налоговую – везде ему отказывают под предлогом сохранения налоговой тайны. Мы пять лет предлагаем решить эту проблему, и лучше было бы просто обязать госорганы делиться такими данными, но и маленький шаг к решению проблемы – тоже хорошо.  

Нет заслуженного внимания к системе приобретения товаров через интернет-магазины. Сейчас у нас покупатель – добросовестный, но самый уязвимый участник этой системы. Он получает товар только после внесения всей оплаты и часто видит в посылке вовсе не то, что хотел. Самый циничный пример – кусок хозяйственного мыла вместо айфона, купленного со скидкой. Периодически регион захлестывает вал мошенничества с разными товарами: тапочки вместо модельных ботинок, например. Раскручивать эту цепочку в обратном направлении, чтобы найти мошенника, нет смысла: на посылке указан несуществующий адрес, сайт уничтожен, а люди обмануты.

У нас принято обвинять граждан в незнании законов о защите потребителей. А каково столкнуться с тем, когда незнанием или вольной трактовкой закона грешит судья? У меня много отказов в принятии к рассмотрению исков в области финансовых, туристических, медицинских услуг. И везде одна аргументация: это не относится к потребительским правам. Виной тому – вольная трактовка закона, который и в самом деле можно понимать как удобно. Мне кажется, что в первую очередь надо все законы пересмотреть на предмет такой двусмысленности. Может, с обретением категорической формы законы заработают так, как надо.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif