Громкое дело экс-главы ТОО «КазАгроТрейд» вернули на пересмотр

Опубликовано
Абилда Кошанов ранее был осужден на 8 лет лишения свободы за хищение 53 тысяч тонн пшеницы «Продкорпорации»

В Костанайском областном суде вновь рассматривают дело руководителя ТОО «КазАгроТрейд» Абилды Кошанова, ранее осужденного на 8 лет лишения свободы за хищение 53 тысяч тонн пшеницы «Продкорпорации». Обжаловавший приговор экс-директор предприятия доказывает, что уголовного правонарушения не совершал.

Верховный суд и наблюдающие за процессом граждане надеются узнать, куда же делась пшеница на 2,5 млрд тенге.

В Костанайский областной суд спустя два с лишним года после завершения вернулось дело экс-директора ТОО «КазАгроТрейд». В мае 2016-го коллегия по уголовным делам посчитала справедливым приговор Житикаринского райсуда, согласно которому Абилда Кошанов, в подчинении которого находился и единственный в районе линейный элеватор, был признан виновным в хищении зерна путем растраты в особо крупных размерах (ст. 176 ч. 4 «б» УК РК от 1997 г. – «Къ»). Это более чем 53 тыс. т пшеницы, приобретенной у крестьянских хозяйств для запасов АО «НК «Продкорпорация».

Осужденного приговорили к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В мае 2018 года Верховный суд, где Абилда Кошанов настаивал на своей невиновности, приговор отменил, а дело направил на пересмотр. И в своем постановлении, опубликованном в электронной базе судов, поставил задачу устранить выявленные противоречия и нарушения и «принять законное и обоснованное решение по делу».

Пока бывший директор ТОО «КазАгроТрейд» пытается вернуться на свободу, жители области надеются узнать, что произошло с зерном урожая 2011 года на самом деле. Ведь речь идет о крупном продовольственном запасе. 

Без умысла пропала

По версии Абилды Кошанова, изложенной на разных стадиях судебного разбирательства, 2010 год был урожайным. В этой связи, как объяснял тогда глава ТОО, принадлежащий «КазАгроТрейду» элеватор был забит зерном, но необходимо было выполнять договор о приемке и хранении новых партий, заключенный с местным филиалом АО «НК «Продкорпорация», который не вывез ранее приобретенную пшеницу. Поэтому, по его словам, он был вынужден выдать сельхозтоваропроизводителям 33 зерновые расписки (документ о приеме на хранение. – «Къ») на 55 тыс. т пшеницы 3-го класса и при этом оставить урожай в их амбарах.

Предприятие предъявило национальной компании счет за услуги хранения, а та в свою очередь рассчиталась с крестьянскими хозяйствами. По убеждению г-на Кошанова руководство костанайского филиала «Продкорпорации» было осведомлено о том, что зерно не хранится на элеваторе, но процедуру индоссамента с крестьянами провело, получив права на зерно по фактически не обеспеченным ничем распискам. А он сам, чтобы избежать потерь, получил от крестьянских хозяйств письменные гарантийные обязательства. Тем не менее пшеницы в указанных объемах на элеваторе не оказалось. За несколько последующих лет крестьянские хозяйства восстановили порядка 10 тыс. т пшеницы.

«Однако в связи с тем, что хранилища элеватора своевременно не освобождались, а затем следующий, 2012 год был засушливым и неурожайным, большинство товаропроизводителей свои гарантийные обязательства не выполнили и своевременно не завезли оставленное им на хранение зерно», – говорил в своих выступлениях в суде Абилда Кошанов, объясняя причины, по которым проверяющие выявили крупную недостачу зерна и обнаружили муляжи, имитирующие необходимый объем.

Впрочем, он и сегодня продолжает настаивать на отсутствии умысла на совершение преступления и на том, что дело касается недостачи и надо рассматривать его в плоскости гражданско-правовых отношений. У стороны обвинения версия иная.

Где зерно и деньги?

Вкратце напомним, следствие пришло к выводу, что директор предприятия преднамеренно нарушал закон «О зерне» и Правила выдачи и погашения зерновых расписок, выдавая документацию в подтверждение принятия зерна элеватором от крестьян ТОО «Талап Астык», ТОО «АПК Жер-Ана», ТОО «Коныпай Агро», КХ Алашбаева и от других сельхозтоваропроизводителей, число которых в итоге достигло пятнадцати. Причем большая часть урожая принадлежала лицам, аффилированным с руководителем ТОО «КазАгроТрейд», его близким родственникам. Представители национальной компании доказывают, что об отсутствии свободных емкостей ничего не знали, как и о том, что зерно хранилось вне хлебоприемного пункта.

«Кошанов А. К. совершил хищение более 53 тыс. т принятого с сентября 2011 по июнь 2013 зерна. Похитив зерно, распорядился им по своему усмотрению», – настаивало и настаивает уже в процессе нового разбирательства обвинение.

Стоимость этого объема пшеницы – почти 2, 5 млрд тенге.

Правда, каким образом директор предприятия распорядился зерном и куда его дел, ни следствие, ни обвинение в тот момент не пояснили. В итоге это обстоятельство и другие неясности послужили для Верховного суда основанием для отмены приговора и назначения нового рассмотрения.

Между тем АО «НК «Продкорпорация» безуспешно добивается возмещения нанесенного ущерба.

Специализированный межрайонный экономический суд ранее поддержал исковые требования филиала национальной компании о выплате 3,5 млрд тенге. Чуть позже, после апелляций сумма была снижена 2,4 млрд тенге.

Однако рассчитываться ТОО «КазАгроТрейд» не спешит. Элеватор с 2013 года не работает, хотя банкротом предприятие не признано и проходит процедуру реабилитации. АО «НК «Продкорпорация» настаивает на том, чтобы признать предприятие банкротом, реализовать его имущество и рассчитаться с должниками. Себя национальная компания считает кредитором первой очереди.

Пока идут разбирательства, крестьянские хозяйства вынуждены возить урожай на хранение в другие районы, а не на этот хлебоприемный пункт.

Справка:

Житикаринский элеватор строили с 1957 по 1974 год. Его емкость составляет 122 тыс. т. Кроме того, имеются складские емкости на 77 тыс. т. В течение года элеватор может принять и сохранить до 200 тыс. т зерна. В последние годы предприятие принадлежало ТОО «КазАгроТрейд», которое по лицензии занималось приемкой, хранением зерна, владеет мукомольным предприятием и хлебобулочным производством.
 

Читайте также