Какие неудобства для алматинцев есть в городе?

Опубликовано
Алматинцы жалуются на плохой воздух, отсутствие удобной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, непродуманность развития вело-движения и ряд других проблем.

Алматинцы жалуются на плохой воздух, отсутствие удобной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, непродуманность развития вело-движения и ряд других проблем. Значимые вопросы в развитии города обсудили во время дискуссии в рамках IV форума проекта «МыАлматы» на тему «Разработка общего Мастер-плана Алматы».

«Это трехлетний проект, который получил грант от ЕС, предоставленный городу на конкурсной основе, чтобы город мог дальше территориально развиваться. Грант составляет 430 тыс. евро. Проект осуществляется совместно с Британским советом, акиматом города Алматы, центром развития города Алматы, КБТУ. Главная цель – помочь городу осуществить стратегию-2020 во всех приоритетных направлениях: бизнес, стратегическое сотрудничество и наладить более тесную связь с обществом, чтобы город стал действительно городом международного значения и стал удобным для жизни, работы и отдыха. ЕС постепенно стал ведущим партнером Казахстана инвестиционным и торговым – 51% внешнего торгового оборота, а также инвестиций идут из ЕС. В этом контексте за это время (25 лет) мы начали строить отношения при помощи проектов и предоставления грантов на общую сумму 180 млн евро. Частично благодаря этой совместной работе Казахстан достиг уровня стран со средним ходом. Гражданское общество и местные власти являются основой нашего углубленного сотрудничества, потому что централизованный подход «сверху вниз» он не позволяет решать все те сложные проблемы, когда мы говорим об устойчивом развитии, борьбе с нищетой и так далее, потому что гражданское общество являются важным компонентом в построении демократического общества», — посол, глава представительства ЕС в Казахстане Траян Христеа.

По его мнению, с начала весны 2015 года правительство значительно улучшило и улучшает, продвигает институциональные реформы и делегирует часть полномочий из центрального уровня на местный и сюда входят такие вопросы, как ответственность за финансовые и административные ресурсы и это все переходит с центрального на местный.

«Мы рады наблюдать вклад, который вносит гражданское общество во всей стране», — заключил он.

Вместе с тем в городе остается много нерешенных вопросов. Организаторы предоставили возможность представителям различных групп жителей и гостей города высказаться и предложить улучшения. Так иностранный гражданин, уже несколько лет живущий в Алматы, не обозначил неизвестных для города проблем. Иностранец не владеющий русским и казахским языком сталкивается и обращает внимание лишь на привычные нам проблемы.

«Что касается вопросов общественного транспорта, то если посмотреть на автобусные остановки, совершенно не понятны маршруты автобусов – куда и как они едут. Система арычной канализации вызывает много вопросов: как она функционирует во время дождей? Урны окружены мусором. Говоря о том, что Алматы – город тысячи красок, мусор не должен быть одной из них. По общественным туалетам тоже не очень понятно – есть ли они в городе? В городе старые трубы, они текут и после ремонта постоянно течет ржавая вода. Недостаточно указателей мест достопримечательностей города. Все это можно и нужно улучшать. Кроме того, город прекрасен для занятия спортом и много людей занимается им, бегает, хотелось бы чтобы были фонтанчики питьевой воды в местах скопления спортсменов», — делится впечатлениями доктор образовательных наук Кристиан Каэл.

Мнение мам о том, насколько удобен город озвучила социальный предприниматель, организатор коворкинга для мам Тамиля Анчуткина.

«Большая проблема для мам с детьми пандусы, как в городе, так и в общественном транспорте – многие из них вообще не приспособлены для проезда по ним колясок, в следствие чего мамы становятся маломобильными. Кроме того, в городе мало полезной инфраструктуры и сообществ – мамы с маленькими детьми среднестатистическим людям мешают. Сегодня вся инфраструктура для мам представлена «развлекухой» для детей – все сделано для того, чтобы он потреблял если он с самого детства думает, что ему нужно потреблять – он и вырастет потребленцем», — лтметила она.

Для мам с детьми она предложила организовать выделенную парковку, поскольку автомобиль — это не роскошь, а необходимость.

«Я понимаю, что у нас в городе идет программа «Город без заборов», может, она и очень красивая программа, но не безопасная. Это постоянный стресс для мамы потому что ребенок может выскочить на дорогу и ему без разницы, что город хочет быть красивым. Разговоры по обучению безопасности до 6 лет бесполезны – у ребенка попросту еще нет силы воли и ребенок побежит за укатившимся мячиком. Минимальный заборчик хоть на время задержит ребенка, и мама успеет его догнать. Город без заборов повышает уровень смертности в ДТП в разы», — считает она.

Велосипедистов тоже далеко не все радует, несмотря на постепенное развитие вело-инфраструктуры.

«Нам очень не хватает генерального плана в развитии велосипедной инфраструктуры. Кроме того, нет постановки конкретных целей того, зачем нам развивать вело структуру и какие конкретные результаты хотим получить. Отличным вариантом могла бы стать цель — к 2025 году достичь 10% перемещений на велосипеде, сейчас этот показатель около 1%. В городе отсутствуют коммуникаций между структурами власти внутри акимата, районными и областными акиматами – эту проблему можно было бы решить, создав отдел велотранспорта в структуре управления транспортом, это бы помогло скоординировать действия. Хромает и популяризация велотранспорта — нужна системная работа в области разъяснения правил дорожного движения и пользования велодорожками», — считает вело-энтузиаст Александр Габченко.

По его мнению, инфраструктура должна работать.

«Та инфраструктура, которую построили и вложили в нее деньги не должна быть сама по себе – ее нужно обслуживать, чтобы она была комфортной и удобной. Нет защиты от автомобилистов и пешеходов – это не отрегулировано и требует внимания. Надо признать, зимой была отличная уборка велодорожек и многие люди, в том числе и пешеходы оценили это, так как тротуары были почищены плохо. Лето наступило, велодорожки нужно по-прежнему убирать. Мы же не рассчитываем на профессиональных велогонщиков? Мы должны делать передвижение по дорожке удобным для бабушки, которая взяла велосипед и поехала в булочную», — уверен он.

Представитель маломобильной группы населения Мадина Карсакпаева отметила, что в Алматы проживает 40 тыс. людей с различными видами инвалидности из 60 тыс. инвалидов по РК. По ее мнению, в Алматы людям с ограниченными передвигаться намного сложнее, чем, например, в Европе (она обучалась в Великобритании, Норвегии и Чехии).

«В Алматы мне очень сложно пользоваться общественным транспортом. В транспорте есть специальные пандусы, но многие остановки не приспособлены. Я пользуюсь только службой инватакси, специального такси», — отметила женщина.

В настоящее время находится на стадии рассмотрения новый Генеральный план развития Алматы, рассчитанный на 15 лет. Предыдущий был утвержден в 2002 году и свое уже отработал. В этом году в Алматы. Кроме генплана, появился новый документ – мастер-план города, в разработке которого учитывается мнение не только профессионалов, но и общественности.

«Генеральный план — это комплексный документ социально-демографического, экономического и градостроительного развития. Генплан профессиональный документ, раньше шел под гифом секретно. Он разрабатывается с учетом исторических этапов развития города. Нынешний генплан находится в стадии рассмотрения. С начала этого года начался процесс формирования нового документа, который имеет демократическую начинку – мастер план. Он основывается на решениях генерального плана, но он ищет механизмы реализации положений, заложенных в генплане и в работе над мастер-планом кроме работы с профессиональной стороны, добавляется администрация и общественность. Это важная сторона мастер-плана. Мы открыты и ждем предложений, участия и идей», — отметила начальник научно-исследовательского отдела НИИ «Алматыгенплан» Куралай Ибрагимова.

Кроме того, грантами по 5 тыс. евро были награждены победители конкурса проектов «МыАлматы», который проходил с ноября 2017 года с целью вовлечь жителей в процесс инициирования и реализации социальных и экономических проектов для устойчивого развития города. В рамках конкурса получено более 130 заявок. Победители получили гранты от ЕС на реализацию проектов по озеленению города и сохранению экологии; развитию экологического сообщества и создание «умного» общественного пространства в мкр. «Карасу»; проведение мастер-классов по вязанию для пенсионеров с последующей реализацией изделий через интернет-магазин; социально-культурный проект по проблемам «звуковой экологии»; уменьшению количества пыли в воздухе Алматы. Аналогичный конкурс пройдет и в следующем году.

Справка:

Мастер-план – это структурно-функциональная модель города, которая может включать в себя развитие городской среды и транспортной инфраструктуры, создание новых промышленных зон, развитие депрессивных территорий, вопросы нового жилищного строительства, размещение объектов коммерческой недвижимости, улучшение экологии и многое другое. Важное место в Мастер-плане Алматы будет отведено определению границ исторического центра.

Читайте также