1 просмотр

Как государство намерено «восстанавливать платежеспособность граждан»?

Непосредственно восстановление платежеспособности может проходить через такие меры, как продажа части имущества, сдача имущества в аренду, продажа или обмен жилья или автотранспорта на более дешевые

Как государство намерено «восстанавливать платежеспособность граждан»?

Как государство намерено «восстанавливать платежеспособность граждан»?

В Казахстане, наконец, завершается разработка законодательного механизма банкротства физических лиц. Однако, судя по самому законопроекту, о классическом банкротстве речь не идет. Разработчики назвали документ «О восстановлении платежеспособности граждан» и уже готовят проект для внесения на рассмотрение правительства и парламента. «Къ» изучил, как предполагается восстанавливать платежеспособность граждан страны, оказавшихся не в состоянии платить по счетам.

Судя по тексту законопроекта, который уже опубликован в онлайн-базах, разработчики документа, продумывая механизмы, руководствовались идеологией «на позитиве». Собственно, поэтому и назвать законопроект решено было не «О банкротстве физических лиц», а «О восстановлении платежеспособности». В пояснительной записке к законопроекту так и говорится: «применение понятия «банкротство» по отношению к физическому лицу влечет риск возникновения неблагоприятных последствий, как в социальном, так и в экономическом плане: гражданин, желающий урегулировать свои нарастающие долги и ослабить долговую нагрузку, не должен сталкиваться с проблемой негативного отношения общества к его социальному статусу, как банкроту. При этом следует избежать неверного восприятия обществом понятия «банкротства», как одного из способов полного и безоговорочного списания всех имеющихся долгов, что может вызвать желание прекратить выполнять финансовые обязательства в надежде использовать якобы законодательно установленную возможность легкого избавления от долгов любой природы».

Впрочем, какой бы термин не использовался, суть остается одна – случаются ситуации, когда человек в силу разных обстоятельств оказывается не способен выплачивать кредиты, возвращать долги, платить налоги. И тут ему, безусловно, необходима помощь. В законопроекте эта помощь называется «процесс восстановления платежеспособности». Под этим термином понимается «система взаимосвязанных мероприятий и процедур, направленных на удовлетворение требований кредиторов неплатежеспособного должника и освобождение его от долгов в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом».

Схема действий, согласно законопроекту, такова: если у человека наступает период, когда он не может платить по счетам, и понимает, что проблему ему самостоятельно решить не удается, он может обратиться в уполномоченный орган (предполагается, что это будет комитет государственных доходов министерства финансов) с заявлением о начале процесса восстановления платежеспособности. На момент обращения долг гражданина должен превышать суммарный размер его активов, а обязательства – не исполняться им свыше трех месяцев. Если «тест на неплатежеспособность» окажется положительным, будет начат процесс восстановления на основе специального плана, который будет разрабатываться финансовым администратором, должником совместно с его кредиторами и под контролем уполномоченного органа.

Какие механизмы входят в этот план восстановления платежеспособности?

Как следует из законопроекта, это могут быть любые «финансовые, правовые и иные, не противоречащие законодательству Республики Казахстан, мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника». Но при этом в плане должен быть как минимум один из инструментов реструктуризации задолженности, в числе которых: изменение срока исполнения обязательства (отсрочка и (или) рассрочка выплаты долга); прощение долга или части его, в том числе неустойки (штрафов, пени); снижение процентной ставки вознаграждения за пользование займом; уменьшение размера регулярных текущих выплат с одновременным увеличением общего срока пользования займом; изменение способа исполнения обязательства; соглашение о том, что платежи, производимые должником, вначале направляются на выплату суммы основного долга, затем на погашение неуплаченных процентов; иные инструменты реструктуризации задолженности.

Непосредственно восстановление платежеспособности может проходить через такие меры, как продажа части имущества, сдача имущества в аренду, продажа или обмен жилья или автотранспорта на более дешевые. В числе одной из возможных мер предусмотрено и трудоустройство должника. Но это лишь возможно, но не обязательно.

При этом закреплено, что план «должен предусматривать равные условия удовлетворения требований для кредиторов одной очереди». Применение же к требованиям кредитора условий реструктуризации задолженности менее выгодных, чем для остальных кредиторов этой же очереди, возможно только с согласия этого кредитора.

Таким образом платежеспособность могут восстанавливать на протяжении пяти лет (это максимальный срок действия плана). Должнику в этот период разрешено «ежемесячно оставлять в свое распоряжение деньги от всех видов получаемых доходов в размере, не превышающем величину прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, если кредиторами или судом не установлено иное». При этом размер денег исчисляется с учетом количества лиц, находящихся на иждивении должника.

Жилищный вопрос

Отдельно в законопроекте оговорены вопросы, касающиеся жилья. Так, не подлежит взысканию единственное жилье, если оно не находится в залоге, и при условии, что площадь не превышает установленных нормативов площади на человека (сегодня это 18 квадратных метров). Если же жилье является предметом обеспечения обязательств (то есть находится в залоге), оно не подлежит взысканию при совокупности трех обстоятельств. Во-первых, это должно быть единственным жильем должника, площадь не должна превышать установленных нормативов квадратуры на человека, а размер выплаченной суммы основного долга по договору займа, исполнение обязательств должника по которому обеспечено жильем должника, превысил 50% на дату открытия процесса восстановления платежеспособности.

Стоит отметить, что именно эти положения законопроекта еще до его поступления в парламент уже вызвали разногласия. Депутаты при предварительном обсуждении заявили, что ограничения по изъятию единственного жилья поставят под угрозу реализацию ипотечных программ, в том числе – объявленную президентом программу льготной ипотеки «7-20-25». Фактически банкам будет поставлен запрет на реализацию залогового имущества в случае просрочки займов, поэтому банкам гораздо проще (и безопасней) будет просто отказаться от участия в ипотечных программах и не выдавать такие, по сути, не обеспеченные займы.

Разработчики законопроекта в лице министерства финансов, прогнозируют, что в первый год действия закона (предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2021 года) за восстановлением платежеспособности обратится порядка двух тысяч казахстанцев. При этом, согласно данным минфина, сегодня миллион граждан имеют просроченную задолженность по банковским займам, либо имеют налоговую задолженность, либо в отношении них имеются неисполненные исполнительные листы. А по состоянию на январь 2018 года 1,2 млн человек имеют просроченную налоговую задолженность, общая сумма которой составляет 19,1 млрд тенге.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif