Союз лифтовиков: 30–40% лифтов обслуживает кто попало и как попало

Опубликовано
Вице-президент ассоциации «Союз лифтовиков» Думан Жайлыбеков поделился своим мнением и предложениями касательно монтажа и технического обслуживания лифтов в Казахстане

Последние две недели общественность Астаны активно обсуждает тему возврата лицензирования на право монтажа и технического обслуживания лифтов. Обоснование – участившиеся случаи неконтролируемого снижения лифтов в новых жилых комплексах, в результате которых люди получили травмы различной степени тяжести. Как считает вице-президент ассоциации «Союз лифтовиков» Думан Жайлыбеков, качество предоставляемых населению услуг можно поднять в рамках введения национального стандарта.

Лицензирование установки и эксплуатации лифтов как вида деятельности было отменено в 2012 году. И если до 2012 года, например, в Астане работало 5 лифтовых компаний, имевших компетентных сотрудников и специализированное техническое оборудование, то сегодня на учете в управлении жилищной инспекции города находятся 69 компаний в сфере лифтового обслуживания. Зачастую в некоторых из них штат состоит из директора и одного специалиста, который не имеет даже соответствующего образования. Нет и статистики о том, какое количество лифтов каждая из этих организаций обслуживает. Между тем, эксперты говорят о наличии в Астане около 7 тыс. лифтов и до 9 тыс. лифтов в Алматы.

– Думан Оралтаевич, как получилось, что лифты практически остались без контроля со стороны государственных органов?

– В 2012–2014 годах государство, для того, чтобы ускорить развитие предпринимательской деятельности, либерализовало законодательство. В результате очень много ограничений было снято, в том числе лицензирование. Приняли новый закон «О разрешениях и уведомлениях». Для осуществления некоторых видов деятельности надо получить разрешение, а где-то достаточно просто уведомить о начале работы. Что касается обслуживания лифтов, там вообще ничего не нужно делать, открыл ТОО и работай… И получили то, что сейчас имеем: 30–40% лифтов обслуживает кто попало.

Мы сейчас предлагаем Министерству по инвестициям и развитию создать единый электронный реестр лифтов. Его на сегодня тоже нет. При наличии такой программы Комитет индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК будет знать, где находится лифт, какой это лифт, кто его обслуживает, срок освидетельствования и техосмотра и таким образом косвенно контролировать эту сферу.

– Возврат лицензирования решит проблему?

– Мы прописали стандарты не для самой продукции, а для организаций, которые осуществляют этот вид деятельности. И наша ассоциация придерживается этих стандартов. Каждый житель должен думать о своей безопасности и заставлять председателя КСК заключать договор с сертифицированной компанией. Мы также работаем с акиматами городов Алматы и Астаны, над тем, чтобы были прописаны нормативно-правовые акты, в которых говорилось бы, что обслуживание лифтов в этих городах должно соответствовать стандарту. И все! Этого будет достаточно. Тогда КСК, заключая договор с несертифицированной компанией, нарушит закон, и будет нести, соответственно, административную и даже уголовную ответственность. Если в этом году разработанные нами стандарты будут приняты на официальном уровне, то вопрос о лицензировании сам по себе снимется.

– А кто будет осуществлять сертификацию? Ваша ассоциация?

– Нет, это будет неправильно. Получится либо лоббирование интересов, либо сговор, либо коррупционная составляющая. Чтобы отойти от всего этого, сертификацию мы отдали Институту стандартизации и сертификации. Компания, желающая получить сертификат, должна будет обратиться туда. Специалисты института проведут камеральный, документарный контроль. И только после этого будут привлекать экспертов нашей ассоциации для того, чтобы они на месте проверили соответствие бумажек фактическому состоянию дел. Компания, получившая сертификат, автоматически становится членом ассоциации. Проект начинается в Астане и Алматы. Дальше будем распространять этот опыт по стране.

– Как же быть с новыми лифтами, которые будут вводиться в эксплуатацию застройщиками?

– В нашем стандарте прописано не только то, как обслуживать или монтировать лифты, но также и то, какие лифты можно завозить в страну. Это необходимо, потому что застройщик едет в Китай, покупает самый дешевый лифт, привозит сюда и монтирует. Ему надо быстрее построить и сдать объект. А жителям жить с этим десятилетия. Часто бывает, когда нам такие лифты передают на обслуживание, мы не можем найти компанию-производителя, чтобы взять у них запчасти.

В разработанных правилах мы прописываем следующие требования: во-первых, компания должна пройти сертификацию в Казахстане, во-вторых, иметь здесь официальное представительство, в-третьих, давать три года гарантии на свой продукт и осуществлять в течение 5 лет гарантийную поставку запчастей.

– Насколько застройщики согласны с такими вашими требованиями?

– Добросовестные застройщики, думающие о своем будущем, заботящиеся об имидже компании, поддерживают нас.

Читайте также