Сотрудника института астрофизики подозревают в фальсификации обращения ученых к президенту

Опубликовано
Старшего научного сотрудника НИИ Института астрофизики им. Фисенкова Максима Макукова подозревают в распространении по интернет–ресурсам заведомо ложной информации

Старшего научного сотрудника НИИ Института астрофизики им. Фисенкова Максима Макукова подозревают в распространении по интернет–ресурсам заведомо ложной информации касательно деятельности государственного органа МОН РК, Комитета науки МОН РК, а также его должностных лиц в вопросах организации конкурса по грантовому финансированию научных исследований.

«Ночью 16 марта 2018 года ко мне обратились ученые астрофизики, что в здание Обсерватории пришли следователи и хотят сделать обыск и изъятие компьютера, планшета и сотового телефона Макукова Максима Александровича – старшего научного сотрудника НИИ Института астрофизики им. Фисенкова. Добравшись в такую непогоду на нескольких машинах на Каменское плато, где находится обсерватория, я застала в здании большое количество людей: ученых – астрофизиков и полицейских. Представившись оперативником майор полиции Дюсембаев Саят Саматович показал мне поручение следователя СУ ДВД города Астана майора полиции Булановой Л.С., в котором указано:

— установить и произвести выемку незамедлительно средств мобильной связи: мобильный телефон, планшет, компьютерную технику, ноутбуки, принадлежащее Макукову М.А.,

— с участием Макукова М.А. произвести осмотр всех изъятых предметов и их содержимое хранящийся информацию на электронных носителях, делая особый акцент на историю выхода в интернет в период с 01.02.2018 года, после осмотра и фотофиксации, по минованию надобности передать на хранение Макукову М.А.,

— проверить причастность Макукова М. К созданным постам в Великобритании от 11.02.2018 года и Голландии от 06.02.2018 года, так как все три поста поданы в один период, то есть в первой декаде февраля 2018 года», — пишет на своей странице в Facebook адвокат Гульнара Жуаспаева.

Согласно ее сообщения, до прибытия в обсерваторию Макукова М.А. допрошен в качестве свидетеля, имеющего право на защиту, следователем ДВД майором Булекбаевым М. Однако в протоколе указана дата 15.03.2018 года.

«На мое требование какая необходимость проводить следственные действия в ночное время, оперативники ссылались на коллег из Астаны и выходили с ними на видеосвязь, которые настаивали на немедленном исполнении поручения. В 22 часа ночи еле – еле пришлось из отправить, обещая, что при наличии повестки явимся в ДВД в рабочее время», — отмечает адвокат.

При этом, коллективное обращение ученых (подписали 177 человек) сдано в Аппарат Президента РК, имеет талон регистрации и отметку, что оно еще находится на стадии рассмотрения.

«Со слов Макукова М.А. было коллективное обращение ученых, всего 177 человек, которые подписали обращение, и оно сдано в Аппарат Президента РК. Имеет талон регистрации от и на сайте АП имеется отметка, что данное обращение еще находится на стадии рассмотрения. Процессуальное решение по обращениям ученых еще не принято, то о какой недостоверной информации может идти речь?», — удивляется адвокат.

«Более того, до коллективного обращения ученых были обращения от институтов за подписью руководителей проектов в Антикоррупционную службу и другие правоохранительные органы, на которые до сих пор нет ответов. Со слов клиента, это обращения Аграрного института, Центра космических исследований, депутатам «Акжол», коммунистам и еще точно не помнит. После этого только было коллективное обращение ученых как от физических лиц. И это обращение было помещено на интернет-сайте Yuvision, который якобы поместил Макуков М.А. без разрешения подписантов обращения», — отмечает она.

Данные действия направлены на запугивание ученых.

«Из содержания поручения СУ ДВД г. Астаны видно, что 13 февраля 2018 года поступил материал из Комитета Науки Министерства образования и науки РК по факту распространения по интернет- ресурсам заведомо ложной информации касательно деятельности государственного органа МОН РК, Комитета науки МОН РК, а также его должностных лиц в вопросах организации конкурса по грантовому финансированию научных исследований. Обращение ученых в АП РК было зарегистрировано 07 февраля 2018 года. А 13 февраля материал поступает в ДВД Алматы и регистрируется ЕРДР 187100031000292, возбужденное по ст. 274 ч. 2 п. 3 УК РК ( в поручение указано УПК РК). Непонятно, это то же самое обращение ученых или Комитет Науки Министерства образования и науки РК обратилось против ученых? Но мне ясно одно, с таким рвением исполняют поручение с Астаны и обманным путем вчера ночью хотели провести следственные действия без постановления следователя и санкции суда, то кто-то очень сильно хочет запугать наших ученых», — считает адвокат.

Как пишет Гульнара Жуаспаева, ранее она сама видела коллективные обращения ученых Казахстана о непрозрачности грантов и о незаконности состава ННС.

«М.Калимолдаев, А.Наметов, С.Адекенов и ряд других ученых включенных в состав ННС на самом деле являются руководителями аккредитованных научных организации. Согласно Закона о госпредприятиях они еще являются гражданскими служащими, то есть приравниваются по степени ответственности к госслужащим. В нарушение пп. 7 и 11 Положения о ННС руководителям аккредитованных научных организации запрещено быть членами ННС. В постановлении Правительства вместо действительных занимаемых ими должностей написано, что они являются членами Академии наук, вместе с тем они не перестают быть руководителями НИИ и гражданскими служащими. Такое нарушение является основанием для их исключения из состава ННС, согласно пункта 43 и 44 Положения о ННС, а их решения о распоряжении грантов должны быть отменены», — считает адвокат.

Сотрудник института также подтвердил факт попытки проверки.

«Вчера (16 марта, — прим. автора), посреди рабочего дня, в наш институт пришли двое следователей и на глазах заместителя директора и других сотрудников забрали моего коллегу, старшего научного сотрудника АФИФ, Максима Макукова (Maxim Makukov) на допрос. После многочасового допроса, Максима повезли обратно в институт для проверки и/или изъятия его рабочего компьютера. Максим сообщил мне об этом по телефону. Сказал, что его подозревают в фальсификации обращения ученых к президенту и подписей ученых. Якобы они обзвонили подписантов и никто не подтвердил свою подпись. Насколько я понял, речь идет о статье «Распространение заведомо ложной информации».

Осознав всю серьезность происходящего, я незамедлительно поставил в известность руководство института и нашего Центра, а также связался с адвокатом Гульнарой Жуаспаевой, она согласилась незамедлительно приехать в институт и защищать Максима. Где-то с 8 до 10 часов вечера следователи пытались получить доступ к нашим компьютерам, в частности к компьютеру Максима, однако адвокат категорически запретила это делать без судебного решения. В результате следователям пришлось в конце концов уйти ни с чем», — пишет ученый.

Напомним, в начале февраля разгорелся скандал по итогам конкурса на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 годы.

Несколько позже, 5 февраля, ученые обратились с открытым письмом к Нурсултану Назарбаеву и 177 ученых подписались под этим обращением.

Читайте также