Расследование «Къ»: Готов ли ТРЦ Хан Шатыр к ЧС?

Редакция «Къ» начинает серию расследований в отношении ТРЦ Казахстана по вопросам безопасности и готовности к ЧС

Расследование «Къ»: Готов ли ТРЦ Хан Шатыр к ЧС?

Расследование «Къ»: Готов ли ТРЦ Хан Шатыр к ЧС?

Торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», спроектированный британским архитектором Норманом Фостером, располагается на проспекте Туран, 37 и до недавнего времени являлся крупнейшим ТРЦ в столице.

Стоит отметить, что утром – с 10.00 до 11.00 журналист «Къ» обошел практически весь комплекс с 0 уровня (паркинг) до 3 уровня (фуд-корт, игровой центр Fame City, аттракцион монорельс и переход наверх в Sky Beach Club (пляж и открытый бассейн).

ТРЦ включает в себя 194 точки шоппинга, 3 – развлечения (игровой центр Fame City на 3 этаже), кинотеатр Chaplin (6 залов, 5 из которых рассчитаны на 81-го зрителя каждый и VIP-зал, вмещающий 24 человека), а также открытый бассейн с пляжем под куполом «Хан Шатыра» - Sky Beach Club), 38 точек фудкорта, а также 2 супермаркета на нулевом уровне – Interfood и Corner.

На каждом из 3 (1, 2 и 3 этажи) этажах имеется порядка 10 аварийных выходов, но все они были закрыты в рабочее время (ТРЦ работает с 10.00 до 22.00). Как пояснили «Къ» в службе охраны и по телефону в службе поддержки (таксофоны имеются возле некоторых аварийных выходов, но трубку сняли только на третий звонок на 25 секунде, первые два остались неотвеченными и сбросились после 30 секунд ожидания): аварийные выходы откроются автоматически при возникновении чрезвычайной ситуации. Выход через аварийные выходы 28 марта с утра был возможен только по электронным пропускам (как указано на каждой двери).

В свою очередь официальный представитель комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК (КЧС) Руслан Иманкулов сообщил «Къ», что аварийные выходы могут быть закрыты только в ночное время, когда нет посетителей, но в дневное время они должны быть открыты.

«Мы же не знаем когда может возникнуть ЧС. Значит они (аварийные выходы) должны быть всегда открыты», - сказал он.

При этом Руслан Иманкулов напомнил, что в настоящее время КЧС может проверять ТРЦ не чаще одного раза в год.

«Это все диктует нам национальная палата (предпринимателей) «Атамекен» и министерство национальной экономики, то есть они снижают давление на бизнес. Это в свою очередь поручение руководства страны – снижать давление на бизнес. Но вопрос – если мы снижаем давление на бизнес, насколько наше общество, наши предприниматели готовы к тому, чтобы можно было от и до соблюдать все эти требования даже без проверок. Это аналогично как гаишников убрать с дороги и на дороге начинается беспредел», - выразил мнение представитель КЧС.

Вместе с тем, полагает Руслан Иманкулов, факты по закрытым аварийным выходам необходимо обнародовать, чтобы общество знало в какие ТРЦ не надо ходить.

«Мы должны говорить, что вот здесь пожарные выходы закрыты. Они не должны быть закрыты и надо давать людям понять, что наверно лучше не ходить туда, где пожарные выходы закрыты», - сказал он.

При этом Руслан Иманкулов предложил гражданам жаловаться в комитет на каждый конкретный случай с закрытыми дверьми аварийных выходов.

«Если такие факты увидите – фотографируйте, информируйте нас. Мы будем искать пути решения этого вопроса. Если это просто фотография, то по закону мы не можем на нее отреагировать. А если будет не фотография, а конкретная жалоба, то есть заявление от населения – на это мы можем соответствующим образом отреагировать. Мы это заявление не сами берем и идем в торгово-развлекательный центр на проверку, мы его берем и несем в наше подразделение, потом в прокуратуру. В прокуратуре пытаются получить разрешение на открытие проверки, а потом уже идут на эту проверку», - сказал он.

Представитель КЧС сообщил, что срок рассмотрения таких жалоб казахстанцев составляет 15 дней.

«Это должно быть официальное заявление от такого-то гражданина, а не анонимное. Такой-то телефон, как с ним связаться. На бумаге подписанное, то есть конкретное обращение в соответствии с законом об обращении физических и юрлиц. Можно в КЧС, можно в ДЧС, в прокуратуру пусть напишут», - отметил Иманкулов.

Справка:

На сайте ТРЦ «Хан Шатыр» отмечается, что он является крупнейшим сооружением шатровой формы в мире, а также «самым большим торговым центром в Казахстане». Площадь ТРЦ, согласно открытым данным, составляет 127 тыс. кв. м. До недавнего времени это действительно был крупнейший ТРЦ в Астане, однако после завершения в 2017 году строительства ТРЦ Mega Silk Way последний перехватил лидерство – площадь Mega Silk Way составляет 140 тыс. кв. м.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg