Минсоцтруда планирует модернизацию социального обслуживания

Опубликовано
Представил документ вице-министр труда и социальной защиты населения Нуржан Альтаев

Сегодня, 22 января, минсоцтруда внесло на рассмотрение Мажилиса проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения». Документом вносятся поправки в 16 законодательных актов, в том числе 3 кодекса.

Представил документ вице-министр труда и социальной защиты населения Нуржан Альтаев.

В первую очередь проект закона предусматривает модернизацию социального обслуживания путем вовлечения солидарного участия в соцобслуживании не только госорганов и организаций, но и частного сектора, НПО, самих граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и членов их семей. Тогда как на сегодня эти услуги оказываются только государством и частным сектором и НПО в рамках ГЧП.

«В результате мы предполагаем переход от заявительного к выявительному принципу оказания социальных услуг. Вы знаете, что на сегодня для того, чтобы получить соцуслуги, нужно обязательно обратиться с заявлением в соответствующую организацию. Мы же предполагаем, что теперь вся система минсоцтруда, местных исполнительных органов и даже путем новых информационных систем, мы будем выявлять сами тех, кто нуждается в соцуслугах и дальше будет проводиться с ними работа адресно», — пояснил вице-министр.

В рамках представленного проекта закона предусматривается также категорирование граждан с учетом степени трудной жизненной ситуации, пересмотр системы подготовки и переподготовки социальных работников, формирование единого реестра и регистра организаций социального обслуживания, специалистов, оказывающих специальный социальные услуги. Что также предполагает разработку новых стандартов социально значимых услуг и методику ее тарифообразования.

«Почему мы формируем такой единый реестр специалистов? Нам важно понять, кто эти наши сотрудники, которые оказывают эту соцпомощь в регионах, особенно в сельской местности? Насколько они компетентны? И сделать соответствующую базу данных, регистр всех тех людей, которые этой работой занимаются, и попытаться понять, какими навыками они обладают, каков уровень их образования», — сказал он, отвечая на вопрос депутатов.

В целях формализации деятельности самозанятых ведомством планируется конкретизировать их статус, то есть указать детально, кто из них является работодателями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными модераторами. Это даст доступное изложение понятия плательщиков социальных отчислений, уточнение источника финансирования за себя и за наемных работников.

«Понятие самостоятельно занятые лица – это слишком широко и слишком обобщено. Мы должны постараться разобраться и понять, кто это? Он предприниматель? Или занимается иной деятельностью. Может, у него есть свои сотрудники и он является работодателем, то есть речь идет о том, что мы по категориям будем разбивать, и не будем обобщать и говорить – это самостоятельно занятые лица», — пояснил представитель руководства минсоцтруда.

Предлагается документом расширить права и обязанности госкорпорации «Правительство для граждан» в части приостановления, восстановления либо прекращения соцвыплат по решению АО «Государственный фонд социального страхования».

Законопроектом предусматривается также наделение Госфонда соцстрахования функцией проверки достоверности представленных документов.

Документом также усиливается адресность социальной поддержки специалистов социальной сферы в сельской местности. Для этого разработчиком предлагается внести единую норму по социальной поддержке на приобретение топлива и оплату коммунальных услуг в порядке и размерах, установленных местными исполнительными органами. На сегодня в законе «О государственном регулировании развития АПК и сельских территорий», в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения», законе «Об образовании» и законе «О ветеринарии» предусмотрены разные нормы.

Отдельный блок поправок связан с социальными гарантиями сотрудников специальных государственных органов. Предусматривается, в частности, увеличение размера единовременной выплаты на погребение пенсионеров из числа сотрудников спецгосорганов с 80 МРП (181520 тг.) до 3-х месячного размера пенсии. Так как на сегодня имеется «диспропорция» в размерах единовременных выплат лицам, осуществившие погребение. В частности, для минобороны, пограничной службы КНБ, Нацгвардии, МВД и прокуратуры его размер составляет 3-х месячную пенсию, или 360 тыс. тенге.

Еще одна норма проекта закона – отнесение поддержки малой родины к благотворительности. Соответствующая поправка вносится в закон «О благотворительности».

«Отдельные стимулирующие меры не предусмотрены, потому что все стимулирующие меры на сегодня охвачены законом «О благотворительной деятельности». Мы поэтому говорим, такая поддержка должна расцениваться как благотворительность и должны оказываться те же самые стимулирующие меры, которые предусмотрены законом «О благотворительности», — резюмировал Н.Альтаев.

Читайте также