Перейти к основному содержанию
1 просмотр

В течение 15 лет в рамках госпрограммы «Нурлы жер» могут получить жилье 1,5 млн семей

На реализацию «Нурлы жер» в течение 15 лет планируется направить 1,8 трлн тенге

В течение 15 лет в рамках госпрограммы «Нурлы жер» могут получить жилье 1,5 млн семей

В течение 15 лет в рамках госпрограммы «Нурлы жер» могут получить жилье 1,5 млн семей

Согласно исследованиям рэнкинговых агентств, в результате всплеска активности стройсектора, расширился и жилищный фонд Казахстана. Вместе с тем, по словам президента Назарбаева, выступившего в ходе Общенационального телемоста «Новая индустриализация страны: прыжок казахстанского барса», по программе «Нурлы жер» жильем в течение 15 лет будут обеспечены 1,5 млн семей.

«Программа «Нурлы жер» также является важным инфраструктурным объектом. Эта программа позволит нам в течение лишь 15 лет обеспечить жильем порядка 1,5 млн казахстанских семей. Только в текущем году улучшить свои жилищные условия смогли 100 тысяч наших граждан», - сказал, в частности, Нурсултан Назарбаев в ходе Общенационального телемоста. «Вот эти 100 тысяч семей, каждая из которых войдет в новые квартиры, интересно, что они думают? - продолжил он. - «Почему не слышим их голос и наши СМИ не говорят о них? Я думаю, что они чувствуют счастье». Стоит отметить, что преимущество и необходимость развития данной программы глава государства подчеркивает постоянно. Так, в ходе рабочей поездки в Актобе, он также отметил, что программа «Нурлы жер» «имеет большое значение в повышении благосостояния населения». «Главная наша цель - создать необходимую инфраструктуру для комфортного проживания граждан и обеспечить их трудоустройство», - отметил президент страны.

Между тем, согласно исследованиям агентства Ranking.kz, жилищный фонд Казахстана по итогам 2016 года достигал 342,6 млн квадратов, против 340,6 млн кв м годом ранее и 283,9 млн кв. м пятью годами ранее. К началу текущего года на одного казахстанца приходилось в среднем 21,4 квадрата жилья, против 21 кв. м годом ранее и всего 18,7 кв. м - пятью годами ранее.

Только по итогам трех кварталов текущего года застройщики РК ввели в эксплуатацию рекордные 7,92 млн квадратных метров жилья - это на 10,2% больше, чем годом ранее. Из них более четверти пришлось на столицу (2,04 млн кв м, сразу +24,2% к аналогичному периоду годом ранее). Также в тройке лидеров - Алматы (14,5% от РК, 1,15 млн кв м, +16,1% за год) и Мангистауская область (8,4% от РК, 664,8 тыс. кв м, сразу +35,8% год-к-году). Все это говорит о динамичном развитии жилищно-строительного сектора, в том числе и за счет активной реализации государственной программы «Нурлы жер».

По планам правительства, в текущем году планируется ввести в эксплуатацию 10 млн 100 тыс. кв м жилья или 99 тыс. единиц жилья. По словам председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию РК Мархабата Жайымбетова, с начала года по программе «Нурлы жер» введено в эксплуатацию 8,8 млн кв.м жилья (77 тыс. жилищ). «Это составило 87% от годового плана программы «Нурлы жер» и на 9,5% превысило показатели аналогичного периода 2016 года», - сказал г-н Жайымбетов.

По его словам, темп роста ввода жилья наблюдается во всех 15 регионах страны. Из них в Мангистауской области (464,2 тыс. кв.м), Алматинской (387,3 тыс. кв.м), Кызылординской (381,3 тыс. кв.м) и Атырауской (373,6 кв.м) областх преобладает ввод индивидуального жилья.

В октябре 2017 г, на заседании правительства РК министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, рассказывая об актуализации механизмов программы жилищного строительства «Нурлы жер», отметил, что банками рассматривается 32 проекта строительных компаний на 57 млрд тенге. «В целом они продолжат 17 проектов на сумму 35 млрд тенге. Из них одобрено кредитными советами и банками второго уровня 11 проектов на 12,2 млрд тенге и заключены договоры по 6 проектам на 22,9 млрд. Остальные 15 проектов находятся на рассмотрении», - подчеркнул Женис Касымбек и попросил, чтобы по данному направлению акиматы активно взаимодействовали с банками второго уровня и застройщиками.

По данным комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства по инвестициям и развитию РК на реализацию программы в 2017 году, согласно уточненном бюджету, выделено 120,1 млрд тенге. По плану финансирования регионам перечислены 88,3 млрд тенге, за 10 месяцев текущего года освоено 79,2 млрд тенге (89,7%).

Из республиканского бюджета деньги были выделены на следующие мероприятия:

83,4 млрд тенге на ИКИ;

25 млрд тенге на арендное жилье без выкупа;

21 млрд тенге на субсидирование ипотеки и кредитов застройщиков;

8 млрд тенге на кредитование вкладчиков ЖССБК;

1,7 млрд тенге на завершение объектов по ПРР.

В целом, напомним, на реализацию госпрограммы «Нурлы жер» в течение 15 лет планируется направить 1,8 трлн тенге. «За 15 лет планируется выделить 1 тлрн 800 млрд тенге, из них 1 трлн 200 млрд планируется направить на подведение инфраструктуры к районам жилищной застройки, из них половина на ИЖС, половина — на многоэтажное жилье», — отмечал еще в октябре текущего года Мархабат Жайымбетов на пресс-конференции в Астане.

По словам главы комитета, за 15 лет планируется построить 1,5 млн жилых объектов. «За годы независимости с 1991 года по 1 января 2016 года в стране построен 1 млн жилых объектов. А за 15 лет мы хотим возвести 1,5 млн жилых объектов. Примерно в 2,5 раза больше, чем за годы независимости», — рассказал глава комитета.

При этом по его информации, растет потребность и на квадратные метры в стране. На сегодня в очереди на жилье в акиматах стоит 450 тысяч человек, а в очереди на получение 10-ти соток земли стоит 1 млн 300 тыс. человек. Большая часть из этой цифры приходится на работников бюджетной сферы и социально уязвимые слои населения.

Вкратце напомним, госпрограмма «Нурлы жер» включает пять направлений по стимулированию строительства жилья в Казахстане.

Первое направление - строительство арендного жилья без права выкупа для социально уязвимых слоев населения.

Второе направление программы – поддержка развития индивидуального жилищного строительства. Кстати, ежегодно на подведение инженерных сетей из бюджета выделяется 80 миллиардов тенге. В этом году коммунальными сетями запланировано охватить 60 тысяч земельных участков. Данное жилье казахстанцы смогут выкупить за счет собственных средств либо займов в ЖССБ. Стоимость этих жилищных метров составляет 120 тысяч тенге.

Третье направление предусматривает строительство кредитного жилья для вкладчиков АО «ЖССБК» и очередников акиматов – сотрудников бюджетных сфер. В рамках этой линии планируется возвести до конца года 15 тысяч квартир.

Четвертое направление «Нурлы жер» содержит меры поддержки по строительству жилья частным застройщикам, которым возмещаются затраты по кредитам путем предоставления семипроцентных субсидий. На сегодня на рассмотрении банков находятся обращения частных застройщиков по 33 проектам общей стоимостью 57 миллиардов тенге. Для субсидирования кредитов застройщиков из Нацфонда выделено 11 миллиардов тенге. Реализация такого направления уже начата в 15 регионах.

Наконец, пятое направление программы касается снижения ставки ипотечных займов. В этих целях государство через КИК возмещает затраты по ипотеке БВУ при внесении 30-процентного взноса. С учетом субсидий ставка для потребителей не превышает 10%. В данном направлении участвуют шесть банков: Сбербанк, АТФ Банк, «БЦК», Bank RBK, АО «ЖССБК», ВТБ.

Вместе с тем, стоит отметить, что месяц назад, представители банков второго уровня подняли вопрос о включении в льготную ипотеку объекты вторичного рынка и долевые объекты. В частности, 23 ноября директор департамента розничного бизнеса АО «Банк «ЦентрКредит» Айжан Есельбаева выступая на круглом столе сената парламента РК представители пакет предложений по изменению условий «Нурлы жер». Речь шла о том, чтобы увеличить максимальную сумму субсидирования ипотеки по госпрограмме с 20 миллиардов до 30 миллиардов тенге, а также снизить первоначальный взнос с 30% до 20%. По словам г-жа Есельбаевой, Банк «ЦентрКредит готов выдавать субсидированные займы на долевые объекты и не против льготного кредитования по вторичному жилью. «Мы просим увеличить сумму займов по субсидированной ипотеке для городов Алматы, Астана, Актау, Атырау, Шымкент. На данный момент в программе максимальная сумма – 20 миллионов тенге. И это только для Алматы и Астаны. У нас кредитование осуществляется во всех регионах. И мы видим очень высокий спрос в Актау и Атырау. С учетом, что средняя зарплата в этих регионах больше, мы считаем разумным увеличить сумму максимального займа по данным регионам. То есть уровнять их с городами Алматы и Астана. Также мы считаем, что суммы 20 миллионов тенге недостаточно. Мы предлагаем увеличить ее до 30 миллионов тенге», – сказала в частности Айжан Есельбаева.

Представители финансового института предполагают, что данные послабления помогут БВУ увеличить круг заемщиков. «Мы считаем, что стоимость жилья является адекватной, то есть того пузыря на рынке недвижимости, который наблюдался 2006-2008 годах, уже нет. Мы ожидаем хорошее качество портфеля по данной программе и просим снизить требование по первоначальному взносу. Это позволит участвовать молодым людям, семьям, которые в силу своего возраста не успели накопить сумму в размере 30%», – аргументировала инициативу представитель БЦК.

Что касается льготной ипотеки по долевым объектам, то с точки зрения представителей банка, можно было бы разрешить финансовым организациям брать в залог долевое участие без требования дополнительного залогового обеспечения, если объект зарегистрирован в фонде гарантирования жилищного строительства.

Вместе с тем, напомним, как можно оформить в банке ипотеку по программе «Нурлы жер». Конечная процентная ставка для заемщика составляет 10%; отсутствие комиссий за получение и обслуживание займа; ежемесячный платеж для заемщика снижается на 30–40% за счет государственного субсидирования; любой гражданин РК может подать заявку, количество имеющегося в собственности жилья не имеет значение; имеется возможность привлечения созаемщиков в случае недостаточности доходов; имеется возможность частичного подтверждения доходов; имеется возможность кредитования без подтверждения доходов.

Механизм получения займа по продукту «Ипотека Нурлы жер» работает так:

- заемщик выбирает первичное жилье, предоставляет пакет документов в банк;

- банк определяет платежеспособность заемщика, принимает решение об одобрении займа;

- заемщик открывает текущий счет в банке и размещает первоначальный взнос;

- банк направляет документы в АО «ИО «КИК» для проверки на соответствие условиям программы жилищного строительства «Нурлы жер» и принятия решения о субсидировании заемщика;

- финансовый агент принимает решение о субсидировании заемщика и информирует Банк;

- совершается сделка купли-продажи между заемщиком и застройщиком;

- осуществляется подписание договора банковского займа и договора субсидирования (трехстороннего: между банком, заемщиком и финансовым агентом);

- осуществляется выдача займа.

Основные условия кредитования:

- ставка вознаграждения - ставка вознаграждения – 15,25% годовых; конечная ставка вознаграждения для заемщика - 10% годовых, 5,25% годовых субсидируется АО ИО КИК (Утверждены Решением Комитета по управлению активами и пассивами № 131-9 от 15.11.2017г.)

- максимальная сумма – до 20 млн тенге - в г. Астана и г. Алматы; до 15 млн тенге - в других регионах;

- первоначальный взнос – 30% от стоимости недвижимости;

- срок кредитования – до 180 месяцев;

- срок субсидирования – до 120 месяцев;

- обеспечение – приобретаемое первичное жилье (квартира);

- страхование – обязательное страхование недвижимости;

- досрочное погашение – без штрафных санкций;

- комиссии, связанные с получением или обслуживанием ипотечных жилищных займов, заключением договора субсидирования - отсутствуют, за исключением случаев, связанных с изменением условий кредитования, договора банковского займа, договора субсидирования, инициируемым заемщиком; комиссий, сборов и (или) иных платежей, взимаемых по причине нарушения заемщиком обязательств по ипотечному жилищному займу, договору субсидирования; случаев, связанных с проведением независимой оценки предмета залога (обеспечения), страхования предмета залога (обеспечения), регистрацией ипотечного договора залога и снятием обременения.

1073 просмотра

Тайные покупатели обнаружили контрабанду в Шымкенте

Как остановить предприимчивых граждан, научившихся обходить границу без пошлин

Фото: Игорь Акимов

О налаженном импорте продукции из Узбекистана по серой схеме заявили в Палате предпринимателей Шымкента. Обнаружить нелегальный бизнес удалось благодаря методу «тайный покупатель». 

Откуда разница

Поводом для изучения ситуации непосредственно на границе послужили результаты зеркального анализа официальных показателей товарооборота между двумя странами – импорта и экспорта из Узбекистана в Казахстан. В прошлом году, согласно данным КГД МФ РК, объем импорта в РК из РУ исчислялся $844,3 млн, тогда как экспорт из Узбекистана в Казахстан, по сведениям Госкомитета РУ по статистике, составил $1354,9 млн. Разница в статданных двух стран в 2018 году составила $510,1 млн, а в среднем за 10 лет – $679,1 млн.

Специалисты палаты сделали вывод, что эту разницу образует так называемый серый импорт. Зеркальное сопоставление статистики по экспорту и импорту ученые-экономисты считают одним из методов оценки объ­емов теневых операций во внешней торговле. Чтобы выяснить, каким именно способом идет серый импорт из Узбекистана, сотрудники РПП выступили в роли тайных потенциальных покупателей. Как правило, они расспрашивали таксистов, посредников, что-то увидели собственными глазами и в итоге выявили всю схему.

«Сначала фуру товаров разгружают на узбекистанской территории. Так называемые «несуны», в основном это женщины, перетаскивают все на тележках мелкими партиями. Переходя границу как физические лица, они не декларируют товар и провозят его как ручную кладь. Дальше доносят его до машины на территории Казахстана. При необходимости оформляются сопроводительные документы, и груз едет до точки назначения», – рассказал «Курсиву» эксперт отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Шымкента Бауыржан Бердалиев.

Также он подчеркнул, что это налаженный бизнес, распределенный посредниками по сферам. Непосредственно «несуны» берут за каждый килограмм перевезенного через границу товара примерно по 0,65 цента, то есть около 250 тенге. Тогда как при официальном оформлении таможенные пошлины и НДС обходятся дороже в 2–3 раза. 

«Фактически там действует целая армия «несунов», – отмечает Бердалиев. – В основном это граждане РУ, которые пересекают границу несколько раз в день, главным образом утром и вечером». 

Так как ограничений в количестве переходов границы нет, закон это делать позволяет. 

Страдает бизнес

Таким образом в Казахстан попадают текстиль, кондитерские изделия, ТНП, сухофрукты, стройматериалы, другие товары и продукты. В результате, как отмечает эксперт, страдают казахстанские товаропроизводители, которые не могут конкурировать с заведомо дешевой завозной продукцией.

Одним из ярких примеров этого, по словам Бауыржана Бердалиева, стало ТОО «Алтын Адам тiгiн фабрикасы», учредители которого заявляют, что ежедневно из Узбекистана идет нелегальный завоз около 10 тыс. костюмов.

При средней стоимости одного костюма $30, или 11,5 тыс. тенге, их годовой оборот составляет более $100 млн. Между тем, согласно официальным данным КГД МФ РК, в прошлом году из Узбекистана было завезено всего 8,5 млн штук мужских и женских костюмов, брюк и юбок на сумму $1,86 млн. В то время как казахстанская фабрика продает в год всего 20 тыс. костюмов, хотя ее мощности позволяют производить в 6 раз больше продукции. 

По словам Бауыржана Бердалиева, из-за более высокой себестоимости продукции – как минимум на 30% – и, соответственно, ее неконкурентоспособности в связи с огромным потоком серого импорта казахстанские компании уже вынуждены отдавать швейные работы на аутсорсинг предприятиям Узбекистана.

От неравноправных условий на рынке несут потери не только текстильщики, но и представители других отраслей экономики.

«Такая ситуация приводит к снижению производства продукции отечественных товаропроизводителей, сокращению рабочих мест, уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Реализация дешевых товаров, ввезенных в Казахстан в обход официальных таможенных процедур, угрожает добросовестному предпринимательству. Фактически мы поддерживаем производителей Узбекистана», – резюмировал эксперт. 

Безымянный_112.png

Требуются защитные меры

Стоит отметить, что нелегальный импорт продукции на территорию Казахстана далеко не единственная проблема казахстанских предпринимателей. Бизнесмены и ранее поднимали вопросы акцизов, различных нетарифных и административных барьеров в виде нерегламентированных проверок, длительного растаможивания товаров, с которыми сталкиваются производители Казахстана при экспорте товаров в Узбекистан. 

В региональной палате также не исключают, что со следующего года казахстанским экспортерам станет еще сложнее пробиться на рынок Узбекистана. Напомним, 2 октября 2019 года вышло постановление президента РУ, согласно которому с 1 января 2020 года увеличиваются ставки таможенных пошлин и акцизных налогов на ряд ввозимых в Узбекистан товаров.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance