«Өрлеу» модернизирует систему соцподдержки

Опубликовано
Систему соцподдержки малообеспеченных модернизируют «Орлеу» уже в следующем году

По поручению главы государства о формировании новой социальной политики и усилению адресности оказываемой помощи наиболее нуждающимся, министерством труда и социальной защиты населения в рамках проекта «Өрлеу» проводится модернизация системы социальной поддержки малообеспеченных граждан.

Основной задачей модернизации системы социальной политики является повышение уровня жизни населения и сокращение бедности. На сегодняшний день малообеспеченным гражданам выплачиваются адресная социальная помощь (АСП), государственные пособия на детей до 18 лет (ГДП) и жилищная помощь (ЖП). Вместе взятые они являются формами универсальной системы поддержки малообеспеченных граждан, но в то же время являются не достаточными и требуют преобразования так как отсутствует единый подход в определении «малообеспеченные категории граждан» наряду с разными критериями определения нуждаемости (черта бедности, продовольственная корзина, прожиточный минимум). При этом пассивная государственная поддержка не стимулирует получателей помощи для выхода из числа бедных, что приводит к утрате стимулов к труду и появлению иждивенческого настроения, так как любые незаработанные доходы снижают трудовые стимулы у граждан.

«За период с 2006 по 2015 годы общая численность получателей АСП снизилась в 11,3 раз, при этом доля трудоспособных граждан в ее составе остается на одном уровне (порядка 30 %). Это круг одних и тех же трудоспособных лиц, годами получающих социальные выплаты и не желающих активно участвовать в мерах содействия занятости и получать трудовые доходы. При этом активными формами занятости охвачена лишь малая часть трудоспособных малообеспеченных граждан, но в трудоустройстве малообеспеченных граждан в основном преобладает временная занятость», — пояснили в министерстве труда и соцзащиты.

Таким образом, сложившаяся ситуация не только замедляет темпы снижения бедности и государственных расходов на социальную помощь, но и означает недоиспользование имеющихся в стране трудовых ресурсов, вопреки растущему спросу на рабочую силу. Этим и объясняется необходимость изменения подходов и механизмов оказания социальной помощи путем перехода от простого перераспределения доходов, к активной политике, стимулирующей усилия семей для выхода из состояния бедности.

«Өрлеу» шагает по стране

Основной целью проекта «Өрлеу» является внедрение системы заключения социального контракта на условиях обязательного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации трудоспособных членов малообеспеченных семей. Социальный контракт заключается между трудоспособными членами (членом) семьи и Центром занятости населения на местах. В нем оговариваются взаимные обязательства сторон (получателя и социальных служб) для содействия малообеспеченным гражданам в выходе из сложившейся сложной жизненной ситуации.

Помимо предоставления обусловленной денежной помощи в виде ежемесячных выплат, проект «Өрлеу» предоставляет помощь в устройстве на работу, обучение специальности, переобучение по другой профессии или специальности, а при необходимости предоставление членам семьи мер по социальной адаптации. Семья сможет получать пособие в течение 12 месяцев. За это время, при выполнении условий контракта социальной активизации, у семьи появляется возможность выйти из нужды, обеспечить более устойчивый доход и закрепиться на рынке труда.

Необходимо отметить, что деньги могут быть использованы исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту активизации семьи, в том числе на развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое), организацию индивидуальной предпринимательской деятельности.

«В 2018 году на основании проекта «Өрлеу» в рамках реализации поручения главы государства, указанных в Плане нации «100 конкретных шагов» предусматривается реформирование системы оказания социальной помощи посредством внедрения адресной социальной помощи нового формата в масштабах всей страны», — сообщили в МТиСЗН на запрос «Къ». «Новые подходы по модернизации системы социальной помощи, были выработаны в соответствии с передовой международной практикой, свидетельствующей, что большинство стран ОЭСР при предоставлении социальной помощи используют принцип обусловленности, т.е. увязку социальной помощи с обязательным участием нуждающихся в активных мерах занятости».

При этом, в ведомстве сообщили, что адресная социальная помощь нового формата будет оказываться семьям с доходами ниже 50% от прожиточного минимума (сегодня 40%).

Вместе с тем, АСП нового формата будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную.

Безусловную денежную помощь будут оказывать тем, кто по объективным причинам не может участвовать в мерах содействия:

малообеспеченным семьям, все трудоспособные члены семьи которых являются инвалидами первой или второй группы и (или) имеют заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, и (или) осуществляют уход за ребенком в возрасте до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи;

— одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи инвалидностью первой или второй группы;

— одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи с наличием заболевания, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев.

Тогда как обусловленную денежную помощь – для семей, имеющих в составе трудоспособных членов, и при условии заключения с ними социального контракта об их обязательном участии в мерах содействия занятости.

Такой подход, уверены авторы проекта, будет способствовать повышению социальной ответственности получателей социальной помощи, усилению их мотивации в поиске работы и самообеспечении, а также повышению степени участия малообеспеченных граждан в экономике страны и в жизни общества.

Что имеем?

За четыре последних года — 2014-2016 годы — реализации проекта «Өрлеу» наблюдается положительный эффект. В частности, отмечается стабильный рост числа участников проекта. Так, если в 2014 году в нем приняли участие 20,5 тыс. человек, в 2015 году — 20,2 тыс. человек, то уже в 2016 году их число достигло 38,8 тыс. человек, а в текущем году достигнут рекордный показатель — 169,3 тыс. человек.

Отмечается рост доли трудоспособных участников проекта «Өрлеу», направленных на участие в активных формах содействия занятости с 87,9% в 2014, 90% в 2015 году до 90,5% в прошлом году, с одновременным стабильным снижением «пассивных» получателей АСП с 56,1 тыс. человек в начале реализации проекта до 29 тыс. человек на сегодня.

Отмечают в министерстве и увеличение доходов участников проекта более чем в 2 раза по сравнению с периодом до участия их в проекте, сокращение доли трудоспособного населения в структуре получателей АСП, а также снижение количества малообеспеченных семей.

В 2017 году для реализации проекта в республиканском бюджете предусмотрено 7,1 млрд. тенге на вовлечение порядка 150 тыс. малообеспеченных граждан.

В следующем году данным видом помощи планируется охватить порядка 350 тыс. семей, в том числе 250 тысяч семей-получателей специального государственного пособия, свыше 175 тысяч семей, получающих пособие на детей, и свыше 6,5 тысячи семей-получателей адресной социальной помощи.

Многодетность не помеха

На запрос издания в МТиСЗн сообщили, что для стимулирования рождаемости и содействие воспитанию детей в семье предусматривается выплата, независимо от дохода семьи, пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до одного года. Их размеры дифференцированы в зависимости от количества детей в семье.

С 2008 года за счет средств Государственного фонда социального страхования социальные введены выплаты в случае наступления социальных рисков на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами. С 1 января 2014 года введено субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им одного года.

Наряду с этим предусмотрено предоставление единовременной выплаты гражданам, усыновившим и удочерившим детей-сирот, пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплаты патронатным воспитателям (выплачиваются по линии органов образования).

Многодетным матерям в целях их поддержки, независимо от их доходов, выплачивается специальное государственное пособие в размере 6,4 МРП.

Наряду с этим, согласно действующему законодательству многодетным матерям, удостоенным звания «Мать-героиня» или награжденным подвеской «Алтын алқа» либо «Күмiс алқа» освобождаются от уплаты налога на транспортные средства, государственной пошлины при совершении нотариальных и юридически значимых действий, при регистрации места жительства, выдаче паспортов и удостоверений личности и т.д.

Также, многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа» не являются плательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В целях поддержки детей-инвалидов и их семей выплачивается государственное социальное пособие и специальные государственные пособия по инвалидности детям-инвалидам. С 2010 года родителям, опекунам и усыновителям, воспитывающим ребенка-инвалида, до достижения им совершеннолетия, выплачивается государственное пособие в размере 1,05 МРЗП. Также по решению местных представительных органов родителям и иным законным представителям детей-инвалидов возмещаются затраты на обучение на дому.

Фото Офелии ЖАКАЕВОЙ

Читайте также