Перейти к основному содержанию

4712 просмотров

Минсоцтруда РК планирует использовать новый подход оказания АСП

Минсоцтруда РК готовится к проактивному подходу оказания АСП

Минсоцтруда РК планирует использовать новый подход оказания АСП

Минсоцтруда РК планирует использовать новый подход оказания АСП

Казахстан за годы независимости достиг высоких результатов в государственном строительстве, социально-экономическом росте, улучшении уровня жизни и обеспечении социальной поддержки населения. Уровень бедности снижен с 47% до 2,5%, безработицы – с 13 до 5%, увеличены доходы населения с $28 до $302 на человека. ВВП на душу населения повысился с $300 в первый год независимости до $10,5 тыс. в 2015 году.

Среди реализуемых в стране реформ в социальной сфере одно из ведущих мест занимает проект «Орлеу», предусматривающий внедрение адресной социальной помощи нового формата, направленный на поддержку социально нуждающихся слоев населения. Главная цель проекта – повышение реального дохода в семье. В его рамках на смену прежним адресной социальной помощи, государственного детского пособия и специального государственного пособия многодетным семьям с 1 января 2018 года внедряется адресная социальная помощь нового формата.

Еще год назад, в тот момент вице-министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова, на брифинге в МТСЗН РК отмечала, что в рамках проекта «Өрлеу» более 38 тысяч казахстанцев получили социальную помощь в 2016 году.

Проект «Өрлеу» – это комплекс мероприятий по выводу малообеспеченной семьи из трудной жизненной ситуации, из которой она не может выйти по объективным причинам. Государство в его рамках будет оказывать поддержку таким семьям до выхода из бедности. Для этого наряду с предоставлением денежной помощи на условиях социального контракта трудоспособным членам семьи предлагается помощь в организации собственного дела, обучении, переобучении по другой профессии или специальности с последующим трудоустройством через Центры занятости.

Право на участие в проекте «Өрлеу» имеют семьи, чьи средние доходы на одного члена семьи в месяц составляют ниже 60% от величины прожиточного минимума. Претендент для участия в проекте «Өрлеу» от себя лично или от имени семьи обращается в уполномоченный орган по месту жительства или при его отсутствии к акиму сельского округа. Уполномоченный орган, аким сельского округа либо ассистент, дают консультацию претенденту об условиях участия в проекте «Өрлеу» и при его согласии на участие проводят собеседование и заключает социальный контракт.

Социальный контракт активизации семьи заключается на один год с возможностью пролонгации на шесть месяцев, но не более одного года при условии необходимости продления социальной адаптации членов семьи и (или) не завершения трудоспособными членами семьи профессионального обучения и (или) прохождения молодежной практики и (или) занятости в социальных рабочих местах. При пролонгации социального контракта активизации семьи размер ОДП не пересматривается. Социальный контракт активизации семьи заключается в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, второй – хранится в отделе занятости и социальных программ.

Для реализации проекта в 2017 году из республиканского бюджета выделено 7,1 млрд тенге. В этом году в пилотный проект «Өрлеу» планируется вовлечь порядка 150 тыс. малообеспеченных граждан из всех районов и городов страны. По состоянию на 1 июля 2017 года участниками проекта «Өрлеу» стали 107,1 тыс. человек, что в 5,9 раз выше, чем в аналогичный период прошлого года; мерами содействия занятости были обеспечены 20,9 тыс. человек, или 88,2% от общего числа трудоспособных участников проекта «Өрлеу»; доходы малообеспеченных участников проекта увеличились в 2,9 раза — с 6 тыс. тенге (до участия в проекте) до 17,5 тыс. тенге (после участия в проекте).

По результатам полугодия Южно-Казахстанская область заняла лидирующие позиции в реализации данного проекта. Если в 2016 году количество участников проекта «Өрлеу» в области составило 26,3%, то за первые полгода 2017 года около 75 тыс. человек получили поддержку государства в рамках проекта «Орлеу». По стоянию на 1 ноября 2017 года 118,9 тыс. гражданам назначена условная денежная помощь на общую сумму 7,2 млрд. тенге. Между тем, по данным областного управления координации занятости и социальных программ, в 2018 году адресная социальная помощь в новом формате будет оказана 300 тысяч местных жителей.

В текущем году у малообеспеченных граждан имеется выбор – получать незначительную сумму социальной помощи, оставаясь на иждивении государства, или стать участником проекта «Орлеу» и получить возможность трудоустроиться на постоянную работу. Кроме этого, возможна выплата единовременной суммы обусловленной денежной помощи за 3 месяца для открытия собственного дела (на развитие птицеводства, животноводства или растениеводства).

В Южно-Казахстанской области наиболее востребованной является помощь через единовременные выплаты на развитие личного подсобного хозяйства и организацию предпринимательской деятельности. Среди участников проекта 400 получателей единовременной обусловленной денежной помощи уже зарегистрировались в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей. В результате реализации проекта «Орлеу» доходы получателей обусловленной денежной помощи выросли в 3,2 раза и составили в среднем 18,1 тыс. тенге на человека в месяц.

В целом, по «Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы» планируется охватить 64 314 человек. В общей сложности на эти цели выделено 11,4 млрд тенге. По состоянию на 1 августа 2017 года охвачено 49,6 тыс. человек или 77% от годового плана. Напомним, что в рамках реализации 84 шага Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ был разработан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения», который подписан Главой государства 29 октября 2015 года.

Как сообщается на сайте primeminister.kz АСП в новом формате будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь. Законом предусматривается введение с 1 января 2018 года нового порядка оказания адресной социальной помощи (далее – АСП) для семей, имеющих доходы ниже 50% прожиточного минимума (сегодня – 40%) на каждого члена семьи, с условием обязательного участия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости, которая будет предоставляться взамен ныне действующих:

– специальных государственных пособий многодетным семьям;

– государственных детских пособий до 18 лет для малообеспеченных семей;

– адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным домохозяйствам.

Адресная социальная помощь в новом формате будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь. Безусловная денежная помощь будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста). Для таких семей обязательное участие в мерах занятости для получения пособия не требуется.

Тогда как обусловленная денежная помощь будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.

«Подписывая социальный контракт, стороны берут на себя взаимные обязательства: социальные службы предпринимают меры по содействию занятости и выплачивают пособие, а трудоспособные члены семьи – добросовестно участвуют в мерах содействия занятости. Человеку не просто предоставляют денежную помощь, ему помогают трудоустроиться, отправляют на различные курсы переподготовки и повышения квалификации. Таким образом, стимулируется потенциал семьи для выхода из состояния бедности», - отметили в министерстве труда и социальной защиты населения. Ожидается, что внедрение нового формата АСП поспособствует повышению социальной ответственности получателей социальной помощи, усилению их мотивации в поиске работы и самообеспечении, а также повысит степени участия малообеспеченных граждан в экономике страны и в жизни общества.

В дальнейшем министерством труда и соцзащиты планируется использовать не заявительный, а проактивный подход оказания АСП, когда социальные службы, не дожидаясь обращения человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, будут оказывать меры государственной поддержки. Это станет возможным после создания Единой электронной биржи труда. Проект в пилотном режиме запущен с октября текущего года в 4 регионах. Она объединила на цифровой площадке спрос и предложение по рынку труда и за последние два месяца в ней размещены более 8 тысяч резюме, порядка 30 тысяч вакансий и больше 15 тысяч фактов трудоустройства. С начала следующего года электронная биржа труда будет тиражирована во всех 199 Центрах занятости. К ней также будут подключены Частные агентства по трудоустройству. На сегодня 19 частных агентств занятости уже подключились к электронной бирже труда.

Ожидаемый эффект: расширение охвата трудоустройством граждан с 10% до 20% от общего числа нуждающихся в трудоустройстве людей. В абсолютных показателях это составит порядка 500 тысяч человек, проходящих через Центры занятости, против 200 тысяч на сегодня. Прогнозируется также снижение издержек работодателей и соискателей при трудоустройстве через Е-биржу ежегодно до 1 млрд. тенге.

В то же время на базе электронной биржи ведомством планируется создание «Системы введения профиля работника и учета трудовых договоров». Перевод последних в электронный формат позволит, по данным разработчиков, исключить бумажные трудовые книжки, а также получать оперативно информацию о формальной занятости граждан.

Параллельно МТиСЗН намерено на базе Единой информационной системы социально-трудовой сферы ввести «Систему электронной регистрация самозанятых» (с доходом ниже 12 МЗП) в уведомительном порядке. Данные из Электронной биржи труда по зарегистрированным самозанятым и заключенным трудовым договорам будут присвоение и постоянную актуализацию социальных статусов граждан. Таким образом, отпадет необходимость проведения на ежегодной основе подворового обхода граждан. Именно за счет данного проекта министерство труда и соцзащиты планирует использовать не заявительный, а проактивный подход оказания АСП.

247 просмотров

Вспоминая прагматизм Пола Волкера

Экс-глава ФРС умер в минувшее воскресенье в своем доме в возрасте 92 лет

Фото: Pierre Manevy, Daily Express, Getty Images

Когда я только начал писать про Федеральный резерв в 2001 году, Пол Волкер уже давно там не работал, однако он словно был здесь повсюду. Каждый раз, когда он что-то говорил, то создавал новостные поводы.

Столкнувшись с трудностями, к нему обращались различные организации, поскольку им нужен был человек, чьи личные качества и порядочность были бы безупречны. В 2008-м президент Барак Обама назначил его главой своего консультативного совета по экономике. А его преемники на посту председателя ФРС регулярно отмечали вклад Волкера в победу над инфляцией.

И все же, несмотря на все то уважение, которым Волкер пользовался вплоть до самой своей кончины, по серьезным макроэкономическим вопросам (инфляция, дефицит госбюджета, банковские операции) его преемники относились к нему как к «ястребу», время которых давно прошло.

Когда в самом начале финансового кризиса 2008 года ФРС разработала план спасения инвестиционного банка Bear Stearns, Волкер обрушился на регулятора с критикой за то, что тот «достиг пределов своих законных и подразумеваемых полномочий, нарушив давно устоявшиеся принципы и практики центробанка». Однако ФРС осталась непреклонной и продолжила оказывать банкам еще большую помощь.

Когда ФРС начала таргетировать инфляцию на уровне 2%, чтобы та не опустилась еще ниже, Волкер был настроен скептически.

«Я не понимаю этого», – заявил он в 2009-м. Регулятор, возмущался он, «целому поколению говорит, что половина их покупательской способности уходит в никуда».

Впрочем, ФРС продолжала инициировать все более агрессивные программы экономического стимулирования, чтобы не допустить снижения инфляции.

Когда дефицит федерального бюджета усилился, Волкер вместе с десятками других бывших политиков предупреждал о «долговом кризисе». Однако с тех пор федеральный долг продолжает расти и кризис все еще не наступил.

Критика из уст Волкера вполне понятна, если учесть, что с целью победить двузначную инфляцию перед лицом растущей безработицы и возмущения со стороны населения он довел базовую ставку почти до 20%.

Тем не менее более детальное изучение деятельности Волкера в годы его работы в правительстве показывает, что он был весьма прагматичным и не таким уж суровым, как его репутация и собственная память. На самом деле он регулярно подгонял и даже переписывал правила для того, чтобы справиться с хаосом вокруг.

В 1971 году дефицит торгового баланса и инфляция в США вызвали устойчивый отток золота, что угрожало привязке доллара к этому драгметаллу – стержню Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов. И тогда президент Ричард Никсон поручил Волкеру, занимавшему в те годы пост замминистра финансов, закрыть для золота это окно.

«Я очень не хочу этого делать, ведь я всю свою жизнь защищал Бреттон-Вудскую систему. Но теперь это просто необходимо, ибо мы не можем продолжать в том же духе», – заявил Волкер тогдашнему главе ФРС Артуру Бернсу, как пишет биограф Уильям Силбер.

В итоге этот шаг стал началом новой эры плавающих и порой страшно волатильных обменных курсов, которая продолжается по сей день.
Заняв пост председателя ФРС в 1979 году, Волкер искал нестандартные способы победить инфляцию и в итоге принял решение таргетировать денежную массу. Это привело к резким колебаниям процентных ставок и двум стремительным экономическим спадам, опустошившим экономику США. В 1982-м он начал снижать ставки, несмотря на то что инфляция по-прежнему оставалась на высоком уровне в одну цифру.

По словам Винсента Рейнхарта, который долгое время был высокопоставленным сотрудником ФРС, а сегодня является главным экономистом в Mellon Investment Management, Волкер вполне мог принять инфляцию на уровне 4%, поскольку у него не было формулы, определяющей стабильность цен, – речь шла просто о «состоянии души». Что еще более важно, Волкер боялся, что высокие ставки дестабилизируют мировую финансовую систему. Например, в течение всего 1982 года он был сильно обеспокоен угрозой банкротства Мексики, что несло потенциальные риски для десятков крупных американских банков, выступавших ее кредиторами. В итоге ФРС предоставила Мексике кредит для покрытия дефицита валютных резервов страны, а сам Волкер стал инициатором встречи между Мексикой и ее кредиторами. Последние согласились пересмотреть сроки выплаты долга. Это позволило избежать обесценивания кредитов, что могло привести к краху некоторых банков.

Два года спустя, когда седьмой по величине банк США Continental Illinois оказался на грани краха из-за рискованных корпоративных кредитов (прежде всего в сфере энергетики) и ненадежных, незастрахованных депозитов, в Штатах вновь возникла угроза кризиса. Волкер считал, что если Continental Illinois обанкротится, то напуганные люди начнут забирать свои вклады и из других крупных банков. В итоге ФРС предоставила Continental Illinois кредит, а Федеральная корпорация по страхованию депозитов помогла незастрахованным вкладчикам, позже установив свой контроль над всем банком. Этот эпизод побудил одного конгрессмена даже придумать специальное выражение – Too big to fail («слишком большой, чтобы обанкротиться»).

В 1989-м, через два года после ухода из ФРС, Волкер посетил конференцию экономистов в Кембридже (штат Массачусетс), посвященную финансовым кризисам. Там он выступил с предупреждением о том, что политики, неоднократно вмешиваясь в экономику, способны «закрепить те модели поведения, которые лишь усиливают риск». Позже, говоря о том, что он чувствовал, когда разрывался между необходимостью действовать и желанием избежать угрозы недобросовестности, Волкер рассказал, что еще в 1970-х, будучи главой Федерального резервного банка Нью-Йорка, он часто говорил себе:

«Все, что нужно этой стране, чтобы люди встряхнулись и стали более дисциплинированными, – это хорошее банкротство банка. Но, пожалуйста, Боже, не в моем районе».

В 2013-м, собирая материал для своей книги о кризисах и рисках «Защита от дурака», я навестил Волкера в Нью-Йорке и спросил его об этой реплике. С улыбкой он ответил: «Это было лишь моим признанием своей личной слабости».

Однако на самом деле это высказывание отражало его прагматизм, признание того, что такие достоинства, как жесткая экономия и риск недобросовестности, могут по-разному оцениваться внутри центрального банка и за его пределами. Это заставляет меня верить в то, что, несмотря на всю свою публичную критику, если бы Волкер управлял ФРС в течение последних 10 лет, он принял бы многие из тех решений, которые были приняты его преемниками.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance