Перейти к основному содержанию

31526 просмотров

Демографический и миграционный рост Алматы обеспечивают три района

В ходе круглого стола «Бизнес в меняющемся городе» были представлены промежуточные итоги исследования о роли бизнеса в преобразовании нецентральных районов города Алматы

Демографический и миграционный рост Алматы обеспечивают три района

Демографический и миграционный рост Алматы обеспечивают три района

«Списочная» занятость населения Алматы отличается от реальной на 50%, а основной демографический и миграционный рост формируется в трех районах города. В ходе круглого стола «Бизнес в меняющемся городе» были представлены промежуточные итоги исследования о роли бизнеса в преобразовании нецентральных районов города Алматы.

Руководитель исследовательской группы Фарида Альжанова, представляя промежуточные итоги исследования, отметила, что уровень безработицы в Алматы невысок, критических отклонений нет и в разрезе районов. Однако при «списочном» сравнении общей занятости и численности занятых на предприятии, выявляется резкое различие между центральными и нецентральными районами.

«О чем это говорит? Почему вот это различие формируется и что за ним стоит. Во-первых, это говорит о том, что существует большая разница между списочной численностью занятых на предприятии и занятостью по городу Алматы - почти на 50%. Вот эта разница говорит о том, что в занятости в городе Алматы существует большой компонент, который относится к самозанятости, к временной занятости, к теневой или неоплачиваемой занятости. Половина населения, таким образом, находится в состоянии уязвимой занятости», - поделилась она.

По словам спикера, это может спровоцировать не только социальную напряженность, но также мешает развитию экономической активности и усложняет развитие бизнеса.

В целом, отмечается, что территоральная структура города Алматы несбалансирована. Город как бы разделен на центральные области, которые снабжены всей необходимой инфраструктурой для функционирования и развития бизнеса, и районы «ложной урбанизации», в которых озеленение, обеспеченность услугами, инфраструктура отличаются в разы. Примечательно, что при этом нецентральные, новые районы города, являются основными миграционным и демографическим «двигателем», что могло бы дать толчок для развития бизнеса в этих районах.

«Традиционно так сложилось, что ведущую функцию в нашем городе выполняют три района это Алмалинский, Медеуский и Бостандыкский районы. В них сосредоточена основная экономическая активность, и нам было интересно насколько границы этой активности дифференцированы, насколько они критичны», - говорит г-жа Альжанова.

Расширение границ города и присоединение новых районов города сказалось на численности населения. Основной поток мигрантов, которые пребывают в Алматы, прибывают в Алатауский, Наурызбайский и Турксибский районы, они же являются и основными поставщиками человеческих ресурсов. Кроме этого, основной прирост населения также формируется в названных районах.

«Если посмотреть на демографическую модель, то опять-таки естественный прирост населения осуществляется, в основном, за счет этих трех районов. Какие сигналы это дает для бизнеса в своем роде? Мы говорим о том, что эти районы связаны с миграцией и с ростом рождаемости, то получается, что на эти районы падает большая нагрузка, связанная с адаптацией этих людей к городской среде,а с другой стороны формируются возможности для бизнеса или условия для бизнеса, которые связаны с социальными услугами, это детские сады, школьные или учебные заведения, это средне-специальные учебные заведения, которыми вот эти районы обеспечены слабее намного, чем центральные районы», - пояснила она.

Несмотря на перспективы, очень жесткие ограничения на развитие деловой активности в нецентральных частях Алматы накладывает отсутствие хотя бы базовой инфраструктуры в этих районах.

1 просмотр

Споры между жителями ВКО и банками будет разрешать омбудсмен

Если новшество приживется на востоке страны, такую практику распространят и на другие регионы

Коллаж: Вадим Квятковский

В Восточном Казахстане в пилотном режиме запустят проект по обязательному внесудебному урегулированию разногласий между заемщиком и банком. Эксперты уверены, что разрешение споров через банковского омбудсмена будет выгодно и сторонам конфликта, и судьям.

Для проблемных заемщиков

Тема банковских споров для Восточного Казахстана актуальна как никогда. Закредитованность населения растет с каждым годом. Только по итогам трех кварталов этого года восточноказахстанцы взяли ипотечных кредитов на 31,4 млрд тенге. Если не брать в расчет столицы Казахстана, где жилищное строительство идет иными темпами, нежели в регионах, то по объему ипотечного кредитования ВКО лидирует среди областей республики. Такие данные приводит Нацбанк РК.

Вместе с тем так называемый индекс кредитного здоровья, рассчитанный специалистами Первого кредитного бюро, в среднем по стране равен 66. То есть больше половины клиентов банков являются добросовестными плательщиками. Но 19% находятся в состоянии дефолта. Другими словами, каждый пятый заемщик не способен выплачивать свой кредит. Отсюда и возникают проблемы с погашением, задолженностью и начислением пеней.

Согласно статистическим данным, размещенным на сайте Восточно-Казахстанского областного суда, по итогам девяти месяцев этого года в судах первой инстанции ВКО окончено более 7 тыс. гражданских дел, связанных с нарушениями условий банковского договора, на сумму свыше 6 млрд тенге.

Старт на Востоке

Исков в судах так много, что было предложено «перенаправить русло» заявлений по банковским спорам в альтернативных, внесудебных направлениях. Их два. Во-первых, это медиаторы. Во-вторых, разногласия физических лиц с БВУ может на законных основаниях разрешать банковский омбудсмен. Это независимое лицо, финансовый эксперт, наделенный полномочиями разрешать споры. Его решение имеет такую же силу, как и судебное, и обязательно к исполнению для всех банков. В Казахстане банковским омбуд­сменом является Ерсерик Сийрбаев, он работает в Алматы.

Офис банковского омбудсмена существует уже несколько лет. И по закону любой гражданин Казахстана и ранее, и теперь может обратиться к нему в добровольном порядке при возникновении спора с банком. Уникальность пилотного проекта, предлагаемого ВК областным судом, состоит в том, что на территории Восточного Казахстана предложено институт банковского омбудсмена сделать обязательным. То есть любой спор между гражданином и банком сначала должен быть рассмотрен омбудсменом и лишь в исключительных случаях – в судах. 

Главное отличие в рассмотрении споров такого плана у омбудсмена и медиатора состоит в том, что последний для урегулирования конфликта и защиты прав заемщика имеет право на раскрытие ему банковской тайны.

По словам председателя ВК областного суда Нурлана Каирбекова, институт банковского омбудсмена в мировой практике является самым перспективным направлением развития примирительных процедур. 80% споров разрешается еще на уровне обращения к этому уполномоченному лицу. Процент так высок потому, что решение омбудсмена принимается в большинстве своем, когда оно взаимовыгодно. Если же договориться с банком не удалось, но омбудсмен встал на защиту законных прав заемщика, то банк обязан исполнить это решение. Такими полномочиями банковского омбудсмена наделяет закон.

Недавно в ВК областном суде состоялось первое заседание по внедрению пилотного проекта. На нем присутствовали представители всех банков второго уровня. Предварительно они одобрили новый принцип работы, сейчас алгоритм действий проходит согласование в головных офисах БВУ.

Согласно информации судьи Верховного суда Улболсын Сулейменовой, приехавшей в Усть-Каменогорск для обсуждения пилота, с начала года в Казахстане рассмотрено свыше 88 тыс. гражданских дел, связанных с договорами банковского займа. Из них 5% было прекращено в результате примирения сторон. А ведь такие иски могли и вовсе не дойти до суда, если бы заявитель и ответчик прошли досудебные примирительные процедуры.

Как это работает

По словам судьи-координатора ВК областного суда Елдоса Жумаксанова, урегулирование банковского спора омбудсменом выгодно обеим сторонам – и банку, и заемщику. Во-первых, благодаря опыту омбудсмена в урегулировании таких кредитных споров высока вероятность, что при его содействии стороны договорятся о взаимоприемлемых условиях и конфликт будет исчерпан. Во-вторых, для заемщика обращение к омбудсмену бесплатно, ему не придется нести никаких расходов, оплачивать гос­пошлины. Даже ехать в Алматы не обязательно, все документы можно отправить по электронной почте. В-третьих, согласно закону «О банках и банковской деятельности в РК», предложенное решение обязательно к исполнению для банка только в том случае, если заемщик с ним согласен. 

«Банковское законодательство предусматривает целый комплекс мер по урегулированию разногласий. Но они действуют только в том случае, если заемщик своевременно сообщил банку о своих проблемах и сел за стол переговоров, чтобы каким-либо образом изменить условия, которые бы облегчили ему выполнение договора», – отмечает Ерсерик Сийрбаев.

Поэтому, чтобы воспользоваться возможностью разрешения спора у омбудсмена, к заемщику предъявляется обязательное требование: при возникновении конфликта человек обязан письменно обратиться со своими претензиями непосредственно в банк и получить от него ответ.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance