Перейти к основному содержанию

18729 просмотров

Свидетель по делу о растрате имущества ЕНПФ заявил о давлении со стороны ДКНБ

Один из свидетелей по делу о растрате средств АО «ЕНПФ» сообщил во время допроса, что показания, которые он давал ранее были записаны под давлением со стороны работников ДКНБ Алматы

Свидетель по делу о растрате имущества ЕНПФ заявил о давлении со стороны ДКНБ

Свидетель по делу о растрате имущества ЕНПФ заявил о давлении со стороны ДКНБ

Один из свидетелей по делу о растрате средств АО «ЕНПФ» сообщил во время допроса, что показания, которые он давал ранее, были записаны под давлением со стороны работников ДКНБ Алматы.

«Хочу пояснить, что организатором данной сделки является Медетбеков. Так, 26 июля 2016 года ко мне позвонил Медетбеков и попросил меня съездить в Бишкек совместно с Кенжебаевым и Тохтаевым Толгасом. Мое участие заключалось в даче консультаций Кенжебаеву и Тохтаеву», - зачитал адвокат выдержку из материалов дела.

«Я категорически не хотел писать и пояснять (кто является организатором сделки, - прим. автора), я не знаю, кто является организатором. Поймите, это», - ответил свидетель Абай Джаикбаев, экс-начальник управления инвестиционного анализа департамента инвестиционных ограничений ЕНПФ

Далее защита зачитала еще один ответ свидетеля на вопрос, почему ранее (при предшествующих допросах) вы скрыли информацию (о поездке в Бишкек).

«Мне дал указания Медетбеков скрыть данные факты. Медетбеков уверял, что так проверка со стороны ДКНБ положительно закончится, нужно только выждать время. Кроме того, Медетбеков был очень жестким и злопамятным человеком и постоянно оказывал давление на сотрудников АО «ЕНПФ», в связи с чем я побоялся исполнять его показания», - зачитал адвокат из документов дела.

«Это же ясно, что все было написано под давлением. Вы бывали на допросах в КНБ? Это было достаточно высокое моральное давление. Я категорически отказывался это писать, но сказали, или напишешь и пойдешь домой, или тут останешься», - ответил свидетель.

В связи с тем, что на свидетеля оказывалось давление, прокурор ходатайствовал о приглашении свидетеля повторно, вместе с сотрудником ДКНБ по выяснению обстоятельств производственного допроса.

Судья ходатайство удовлетворил.

«Учитывая, что свидетель официально заявил о давлении, предлагаем это проверить путем призыва лица, проводившего допрос. Это будет некой очной ставкой», - заключил судья.

Вместе с тем, чуть ранее была допрошена экс-главный бухгалтер фонда Армида Куатова, которая сообщила, что по предстоящей сделке с ТОО «Бузгул Аурум» было две рекомендации с противоположными характеристиками.

«Что касается данной сделки с ТОО «Бузгул Аурум», пришло письмо приглашение об инвестировании на имя Ерденаева. Сам порядок такой: перед тем как заключить сделку, департамент инвестиционного анализа готовит документы, проводит финансовый анализ, потом этим занимается департамент управления рисками. После этого материалы направляются инвестиционному комитету. Инвестиционный комитет проводил заседание либо в очном порядке, либо в заочном. По данной сделке очного заседания не было. Все документы пришли в электронном виде. Был анализ департамента инвестиций по этому проекту, которое дало положительное заключение департамента риска. Очень привлекательная сделка, есть гарантии, риски минимальны, можно заключать», - рассказала она.

Позже, уже в декабре, во время аудита компании выяснилось, что существует другой документ.

«Я узнала, что еще существовало отрицательное заключение от департамента анализа. Отрицательное заключение по сделке было, но нам его не показывали, и о его существовании я узнала уже в декабре», - пояснила она.

Вместе с тем, прокурор зачитал показания А. Куатовой.

«Фактически всю деятельность контролировал Медетбеков. Несмотря на должность заместителя председателя правления, он являлся так называемым «серым кардиналом». Вся деятельность фонда по инвестированию финансовых инструментов курировал Медетбеков. Также ходил разговор среди сотрудников, что он был инициатором (...) В частности, любая сделка, которая проводилась с департамента инвестиционного анализа, в первую очередь приходили к Медетбекову и после его указаний что-то делали», - озвучил прокурор.

Кроме того, стоит отметить, что сторона защиты акцентирует внимание, что средства для покупки облигаций ТОО «Бузгул Аурум» были не из пенсионных активов, а из средств фонда. Сделка на 5 млрд тенге была заключена на 5 лет, но через год ТОО «Бузгул Аурум» должна была выкупить облигации через год.

Напомним, что рассматривается дело о хищениях в ЕНПФ.

По словам прокурора, Медетбеков, действуя в группе лиц по предварительному сговору с Ерденаевым из корыстных побуждений, для положительного решения данного вопроса попросил для себя и Ерденаева взятку в размере 10% от 5 млрд тенге, то есть 500 млн тенге. В свою очередь Кенжебаев отметил, что данная сумма для него очень большая, поскольку доходность облигаций ТОО «Бузгул Аурум» высокая, ставки составляют 19% годовых, а АО «ЕНПФ» приобретает облигации сроком всего лишь на полгода. В итоге стороны договорились, что Кенжебаев передаст взятку для Ерденаева и Медетбекова в размере $700 тыс.

9 января было объявлено об аресте руководителей ЕНПФ: председателя правления ЕНПФ Руслана Ерденаева, начальника управления финансовых рисков Департамента управления рисками АО «ЕНПФ» Мусы Бахтова, председателя наблюдательного совета АО «АлатауМунайАлтын» Бахытжана Кенжебаева и директора ТОО «Бузгул Аурум» Азата Найзагарина, которые подозреваются в совершении умышленного тяжкого уголовного правонарушения против собственности.

Им было предъявлено обвинение по пункту 2 части 4 статьи 189 («Присвоение и растрата вверенного чужого имущества») УК РК. Сумма сомнительной сделки, по факту которой и началось досудебное расследование, составила 5 млрд тенге. Данное дело расследовал Комитет национальной безопасности.

3282 просмотра

Как выглядит средний казахстанский покупатель

Он молод, ищет скидки и больше всего экономит на одежде, обуви и развлечениях

Фото: Офелия Жакаева

Доходы, как и расходы домохозяйств за год выросли на 9% – таковы данные компании Nielsen Kazakhstan. Денег вроде бы стало больше, но купить на них можно ровно то же самое. Nielsen – глобальная компания, которая изучает потребительский рынок, рассказала на Кazakhstan Retail Summit о казахстанском покупателе и его поведении.
 
Самое главное – отечественный покупатель молод. Средний возраст населения в республике – 30 лет, более 60% жителей – моложе 35 лет. Как следствие – казахстанские покупатели готовы к инновациям, но в то же время внимательны к ценам на продукты и ищут, как бы сэкономить.

Бэби-бумеры – 18%

Поколение бэби-бумеров – это покупатели старше 50 лет, их в Казахстане почти 3,5 млн. Они значительно отличаются от современной молодежи, все еще по привычке смотрят на мир через экран телевизора, а главным методом коммуникации выбирают телефон. Для бэби-бумеров почетно и правильно всю жизнь проработать на одной работе и уйти оттуда на пенсию. Они привыкли планировать свои финансы в долгосрочной перспективе и копить на автомобиль 20 лет.

Бэби-бумеры до сих пор воспринимают поход в магазин как некое приключение – себя показать и мир посмотреть. Им важно потрогать и оценить товар, выбрать самые свежие продукты, поискать приятные акции. 

Поколение X – 24%

Поколение старше 35 лет – это те люди, в эпоху которых получили развитие и распространение персональные компьютеры. Представители поколения Х первыми учились пользоваться электронной почтой и возможностями смартфонов, отправляли смс и осваивали новые методы коммуникации. Долгое время поколение X существовало в условиях постоянного роста экономики. Для этих людей на первом месте – соблюдение баланса между домом и работой. Что касается финансового планирования, то тут уже налицо краткосрочные цели – накопить на холодильник и на отпуск, например.

Поколение Y – 17%

Миллениалы – это первое поколение, которое выросло вне условий дефицита и всегда видело в магазинах большое разнообразие товаров. Поколение, которое лучше всех общается при помощи технологий, но при этом гораздо сложнее коммуницирует в реальной жизни. Для них неактуальны такие ценности, как необходимость дорожить работой и стараться себя про­явить. Главный приоритет этой категории – желание оставить свой след на планете и спасти мир. По данным Nielsen, именно миллениалы в первую очередь покупают продукты из вторично переработанного сырья, даже если они значительно дороже. Представители поколения Y вообще очень редко ходят в магазин и предпочитают покупать онлайн, при этом тратят за один раз больше денег, чем все остальные группы покупателей. Перед покупкой миллениалы успевают тщательно изучить отзывы на товары. 

Поколение Z – 41%

Центениалы – самое молодое поколение. Через пять лет эта категория покупателей станет основной. Этих людей еще называют поколением хоумситтеров. А все потому, что их родители по ряду причин не могли позволить своим детям детство без присмотра. Центениалы не бегали одни во дворе и не были предоставлены сами себе. Поколение Z росло под присмотром бабушек, нянь и педагогов. Их ценности сильно отличаются от ценностей миллениалов. Они не стремятся спасать мир, но хотят стабильности и во главе всего ставят семью.

 

сегментация.jpg

0001_10.jpg

В зоне интереса – промоакции и экономия

Попробовать новый продукт согласны 28% казахстанских покупателей, еще 51% иногда покупают новые продукты. Охотнее всего казахстанцы готовы пробовать новые молочные бренды, продукцию производителей чая и кофе, средств для душа, а также новые сладости и выпечку. 

Покупатели в Казахстане очень чувствительны к промоакциям – более 70% активно ищут в магазине скидки. Половина продаж по промоакциям проходит в товарах непродовольственной группы и более 20% продаж – в группе продуктов питания. Есть позиции, которые без промоакций не продаются вообще – это кондиционеры для белья и краска для волос. Казахстанцы охотно покупают со скидкой чай и фасованные овощи.

Еще один тренд, который отмечен Nielsen Kazakhstan – в условиях роста расходов казахстанские покупатели переходят в режим экономии. Для сравнения: согласно опросам Nielsen, в Европе население прежде всего волнуется о состоянии экономики – люди закономерно считают, что их финансовое положение напрямую от этого зависит. Далее идут цены на коммунальные услуги и только потом стоимость продуктов питания. 

В Казахстане все ровно на­оборот. В первую очередь сооте­чественников заботят именно цены на продукты, так как более половины месячного бюджета уходит на эту статью расходов. На втором месте оплата за медицинские услуги, а на третьем – долги по кредитам.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций