Смену адреса в Казахстане хотят сделать проактивной

Опубликовано
Смена документов на жилье войдет в число проактивных услуг, то есть услуг, которые выполняются госорганом автоматически, без принятия заявления от граждан

Председатель правления Государственной корпорации "Правительство для граждан" Аблайхан Оспанов сообщил, что его структура хочет ввести в перечень проактивных, то есть выполняемых автоматически, без заявления граждан, услуг смену документации на недвижимость, располагающуюся на переименованных улицах казахстанских населенных пунктах.

Ситуации, когда собственникам квартир и частных жилых домов при переименовании улиц, на которых находится их жилье, по наблюдениям Аблайхана Оспанова, являются достаточно распространенным явлением, особенно в Астане и в Алматы. Сами же собственники зачастую задумываются о необходимости смены документов в связи с переименованием только в том случае, если собираются продать свое жилье – и тогда вопрос решается в пожарном порядке.

Чтобы устранить этот самый "пожарный порядок", "Правительство для граждан" намерено ввести этот вид услуги (смена документов на жилье) в число проактивных услуг, то есть услуг, которые выполняются госорганом автоматически, без принятия заявления от граждан. С тем, чтобы собственник, обратившись в ЦОН, не писал заявление, а мог сразу получить на руки "правильные" документы.

"Проактивные услуги государство может выполнять автоматически, то есть гражданин об этом может и не знать, — сказал Аблайхан Оспанов в ходе онлайн-конференции на портале BNews. – Один из примеров такой госуслуги, который мы рассмотрели на межотрслевой комиссии по отбору госуслуг и оптимизации и автоматизации в госкорпорации, был связан со сменой наименований улиц. Часто бывает такое, что переименуют улицу, сменят номер дома — и когда гражданину необходимо либо продать дом, либо получить адресные сведения, сталкивается с проблемой приведения своих документов в порядок", — напомнил он.

То же самое касается лицензионных и разрешительных документов малого и среднего бизнеса, который зарегистрирован по тому или иному физическому адресу – ему также приходится приводить документы в порядок, на что он тратит немало времени.

"Мы рассмотрели такие примеры, уже утвердили план соответствующих мероприятий – и говорим о том, что при доработке существующих структурных систем в будущем это будет все меняться автоматически, — заявил глава правления госкорпорации. – То есть если раньше вам необходимо было прийти и поменять данные, написать заявление при смене названия улицы или смене нумерации строения, то сейчас государство это будет делать самостоятельно, то есть ваши сведения автоматически будут меняться в государственной базе данных", — уточнил он.

При этом г-н Оспанов заметил, что по статистике из 37 миллионов госуслуг, которые оказываются сейчас государством в год, около 20 миллионов или около 70 процентов оказываются в электронном формате.

"Это электронные справки, которые, по сути дела, гражданин может получать самостоятельно то есть сидя у себя на работе либо вообще дома, — сказал он. – То есть не надо тратить время, деньги на проезд. Помимо этого, мы постоянно анализируем, куда, в какие органы люди чаще всего сдают различные справки и выстраиваем системы, при которых эти справки те госорганы, которые их запрашивают, смогут получать автоматически. К примеру: я ваш работодатель, вы мой сотрудник если мне нужно убедиться — там ли вы проживаете, где вы указали, либо к какой поликлинике вы прикреплены или есть ли у вас там недвижимость, судимы вы или не судимы, я уже не буду требовать от вас принести мне эти справки — я смогу сам зайти на портал электронного правительства и сделать запрос по вашему ИИНу", — добавил он.

Далее к обладателю ИИНа пойдет запрос – разрешает ли он работодателю получить доступ к запрашиваемым им сведениям: таким образом, гражданин сам будет управлять доступом к своим данным со стороны третьего лица, работодателя или банка.

"Ни вы, ни работодатель не будете бегать, получать эти электронные справки в ЦОНе либо еще где-то", — пояснил г-н Оспанов. При этом он признал, что механизм получения и установки электронной цифровой подписи является крайне неудобным для многих граждан.

"Мы рассмотрели с государственными органами возможность введения на часть наиболее "популярных" услуг доступ посредством одноразовых паролей, — сказал глава правления госкорпорации. — На сегодняшний день вы, когда переводите в банке какие-то сведения, подтверждаете платежи, осуществляете свои транзакции через одноразовый пароль. Таким же образом сейчас адресные справки, справки об отсутствии судимости, о недвижимости можно будет получать уже без ЭЦП. Но чтобы этот механизм заработал необходимо, чтобы и единожды хотя бы гражданин пришел в госкорпорацию, либо через портал электронного правительства указал две вещи: собственный это твой e-mail, чтобы в будущем государство могло его информировать о штрафах и нарушениях, и второе — свой ИИН и номер телефона для того, чтобы на него можно было сбрасывать этот самый разовый пароль", — заключил он.

Читайте также