Какие изменения в работе ждут журналистов Казахстана?

Опубликовано
В среду на пленарном заседании мажилиса министр информации и коммуникаций Даурен Абаев представил депутатам поправки, вызвавшие возмущение журналистского сообщества

Серые тарелки, телевещание в приграничных регионах и скорость интернета — эти вопросы оказались для депутатов самыми актуальными в обсуждении поправок в законодательство по вопросам информации и коммуникаций.

В среду на пленарном заседании мажилиса министр информации и коммуникаций Даурен Абаев представлял депутатам поправки, вызвавшие возмущение журналистского сообщества. Он сразу же обозначил, что законопроект представляет собой целый комплекс изменений, направленных на развитие сразу трех отраслей — информации, связи и информатизации".

"Так, законопроект позволит усилить механизмы защиты прав наших граждан в информационной сфере, совершить качественные изменения в деятельности средств массовой инфлрмации, увеличить их возможности по доступу к информации и обеспечить внутреннюю гармонизацию национального законодательства, что обеспечит более высокое качество", — сказал он.

В выступлении министр выделил несколько ключевых, по его мнению, направлений. В первую очередь, это "дальнейшее формирование качественной законодательной базы для развития СМИ". "В целях снижения административной нагрузки и обеспечения соразмерности санкций, планируется исключить такие виды наказаний, как конфискация тиража и приостановление деятельности СМИ за незначительные нарушения. Вместе с тем расширяется перечень оснований, по которым СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации.

Определены случаи, по которым для СМИ не требуется согласия гражданина на публикацию изображения. К примеру, культурно-массовые, спортивно-массовые и иные мероприятия, публичные выступления и так далее", — перечислил он. Кроме того, "в рамках дальнейшего продвижения казахстанского контента планируется для публичного просмотра в государственных органах и организациях обеспечить показ исключительно отечественных телеканалов".

Второе важное направление — это "упорядочение взаимодействия казахстанцев со СМИ". Министр так описал этот механизм: "Предлагается внести ограничение на публикацию в СМИ изображения и любой информации, позволяющей идентифицировать ребёнка, пострадавшего в результате противоправных действий. Также планируется изменить порядок досудебного урегулирования споров, возникшего при публикации недостоверной информации. В данном вопросе важно обеспечить равную состязательность сторон. Также в законопроекте учтены интересы наших граждан с ограниченными возможностями. Предлагается решение по равномерному распределению рекламы на госязыке, а также определению таких понятий, как детская, религиозная, образовательная программа".

Отдельно предложено зафиксировать порядок сотрудничества между государственными органами и средствами массовой информации. Для этого предлагается определить в каждом госоргане уполномоченное лицо или подразделение по взаимодействию со СМИ с четко очерченным функционалом". Проще говоря — пресс-службы. Законодательно планируется закрепить их подчинение напрямую первому руководителю.

"Расширяется понятие «официальное сообщение». Если сейчас такие сообщения могут публиковаться только государственными органами, то в законопроекте предлагается включить в их число государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств", — добавил Абаев.

В обсуждении депутаты подняли самые важные, по их мнению, вопросы. Так, Артур Платонов обеспокоен вещанием казахстанских телеканалов в публичных местах, и поэтому предложил фактически обязать бизнес транслировать в своих заведениях исключительно отечественное ТВ. Алия Сапарова тревожится из-за "серых" тарелок, поскольку граждане, которые их используют, не видят отечественного телевидения. Эту тревогу министр разделил полностью:

Вопрос касается информационной безопасности нашей страны. Сейчас порядка 600 тысяч семей пользуются так называемыми серыми тарелками. В серых тарелках так называемая карта памяти, которая используется, там не зашиты казахстанские телеканалы. Получается, что где-то 1,5 миллиона человек находится вне информационного поля Казахстана, точнее не смотрят казахстанские телеканалы и не знают, что происходит в Казахстане по большому счету. Этот вопрос стоит остро по всему Казахстану. Люди, которые пользуются серыми тарелками, они будут продолжать пользоваться, потому что никаких мер воздействия к потребителям у нас не предусмотрено, но мы выводим в правовое поле людей, которые распространяют карты. Они действиетльно находятся вне правового поля Казахстана. Деньги через электронные платежи уходят, по нашей информации даже на Кипр могут", — признался он.

Сразу несколько депутатов подняли вопрос о контроле информации в интернете. Даурен Абаев заверил — этот вопрос для него в особом приоритете.

"Главная наша работа – это контроль информации, которая распространяется по интернету, телевидению. До конца следующего года мы внедрим автоматизированную систему контроля. Данная система будет контролировать интернет, проводить обзор информации в интернете, онлайн-версиях газет. Конечно, для этого нужно время, это непростая работа. Я уверен, что мы реализуем этот проект", — заверил он.

Вопрос непосредственно о работе СМИ в условиях предлагаемых поправок поднял Павел Казанцев, попросив уточнить, что подразумевается под понятием "иная охраняемая законом тайна", публикацию которой предполагается запретить публиковать без согласия собственно "фигуранта" этой тайны. Объяснение дала вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина:

"У нас понятие тайны закреплено не только в гражданском кодексе, но и в ряде других законодательных актов. В частности, речь идет о банках и банковской деятельности, речь идет о банковской тайне элементарно. Речь может идти о служебной тайне, которая также охраняется законом. Поэтому говорится "и иная тайна, охраняемая законом". То есть, когда закон четко называет, что определенная информация относится к числу тайной. И естественно, как складывается судебная практика, я наверное, не совсем правомочна отвечать на данный вопрос. Но я знаю о том, что депутат Платонов предлагает внести поправку дополнительно к той редакции, которая содержится в законопроекте в статью 21 — расширить ее немножко, то есть сделать исключение для тех случаев, когда тайна была уже указана в официальных сообщениях, либо опубликована в открытых источниках (источниках, к которым нет ограничения в доступе). Но мне кажется, эта поправка заслуживает внимания, но требует редакционного уточнения", — сказала вице-министр. Уточняющих вопросов от депутатов не последовало.

В итоге буквально за час мажилис одобрил законопроект в первом чтении и передал его на рассмотрение в рабочую группу палаты — для подготовки ко второму чтению.

Кроме того, Даурен Абаев заверил, что готов рассмотреть в рабочих группах сокращение срока предоставления ответа госорганами на запросы журналистов.

В ходе заседания депутат Мажилиса Ирина Унжакова напомнила, что в новом законопроекте, предусматривающем изменения и дополнения в акты по вопросам информации и коммуникаций, этот срок определен в течение 15 дней.

«Речь идет об информации, которая не вошла в состав официального сообщения. Аргументируют это тем, что необходимо время, чтобы подготовить ответ. Но как мы знаем, на практике, такой срок, он создает предпосылки для того, чтобы заволокитить любой вопрос и любой ответ», — отметила Ирина Унжакова.

По ее мнению, госорганы в первую очередь должны быть заинтересованы в оперативном предоставлении информации, так как это показатель их компетентности. «Кроме того, через полмесяца, когда, наконец, журналист получит ее, она будет просто изрядно устаревшей, никому не интересной, ни с СМИ, ни населению. Во время обсуждения на рабочей группы, депутаты предлагали сократить этот срок до 10 дней, а еще лучше, до 5-7 дней. Озвучьте свою позицию на это предложение депутатов», — обратилась она министру.

Даурен Абаев сообщил о жалобах на формальный ответ, потому что, по его словам, госорган за три дня не успевает обработать и дать нормальную информацию.

«В этой связи мы исходили из общей практики — до 15 дней, во всем мире практика до 20 дней, до месяца занимает. Я думаю, здесь ничего страшного нет. Мы в рабочих группах этот вопрос обсуждали, и сейчас на заключении в Правительстве находится. Поэтому я думаю, мы готовы рассмотреть и в рабочих группах обсудить более детально срок сокращения с 15 дней, может быть, на менее», — заключил министр.

Читайте также