«Финансовую грамотность в Казахстане нужно повышать со школьной скамьи»

Опубликовано
Согласно исследованию, проведенному агентством Standard&Poors в 2014 году, финансовая грамотность взрослого населения во всем мире варьируется от 71% до 13%

В рамках казахстанского микрофинансового форума «Повышение финансовой грамотности как фактор социально-экономического» роста спикеры сделали акцент на введении финансовой грамотности на уровне школьного образования.

«Финансовая грамотность — это часть экономической грамотности», — говорит директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов.

Спикер добавил, поскольку большая доля населения все еще достаточно бедная и не имеет средств для сбережений, до значительных проблем в части финансовой грамотности мы еще не дошли. В этом отношении, по мнению спикера, более важным является построение системы образования.

Согласно исследованию, проведенному агентством Standard&Poors в 2014 году, финансовая грамотность взрослого населения во всем мире варьируется от 71% до 13%. Самыми продвинутыми оказались скандинавские страны. В СНГ финграмотность населения на уровне 21-40%, в том числе для Казахстана этот показатель оказался максимальным – 40%.

Исполнительный директор «Казахстанской ассоциации «Финтех» Ерлан Смайлов привел пример с тем подходом, который применяется в образовании во всем мире.

«Необязательно вводить отдельный предмет по финансовой грамотности, достаточно имплементировать в уроки математики задачи по финансовой грамотности», — полагает он.

К сожалению, большая часть населения все еще не умеет считать налоги и заполнять квитанции ЖКХ. С учетом грядущих задач по декларированию доходов, вопрос финграмотности становится еще более острым.

«Поэтому сегодняшняя система образования во всем мире формирует компетентностный подход в образовании. И это создает широкое поле для синергии системы образования, финансовой системы и финансовой грамотности», — отметил г-н Смайлов.

Кроме того, по мнению спикера, поспособствовать росту финансовой грамотности может доступность финансовых услуг. На сегодняшний день в Казахстане существует множество дистанционных технологий, которые быстро предоставляют услуги и сервисы. Таким образом, более широкое использование этих инструментов среди населения, позволит обучаться и работать с финорганизациями даже на небольших суммах.

Еще один фактор, по мнению г-на Смайлова, демографический. Поскольку новые поколения, которые приходят на смену поколения X, живут в цифровом мире.

«Формируется новая культура потребления, и, безусловно, новые финансовые технологии будут способствовать повышению финансовой грамотности», — заключил спикер.

Представитель НПП «Атамекен» Бауыржан Оразгалиев рассказал, что совместно с министерством образования проводится обсуждение и разработка методических пособий по финансовому образованию для школьников. Он пояснил, что изначально проект был довольно теоретизированным, что делало его неинтересным для учащихся. Поэтому сейчас используется геймефикация, то есть игровой подход через конкретные кейсы. В проекте также использовались европейские практики.

Дополнительно он отметил, что уровень грамотности среди как начинающих, так и среди действующих предпринимателей остается на низком уровне развития.

Читайте также