Эксперты: систему выделения госгрантов нужно реформировать

Опубликовано
По мнению политолога Жаксылыка Сабитова, причиной большей популярности одних специальностей по сравнению с другими является мода

Специальности «Международные отношения», «Юриспруденция», «Таможенное дело» стали одними из самых популярных для поступления среди абитуриентов. По словам представителя Ассоциации вузов Казахстана Гульжамал Жапаровой, низким интерес был к сельскохозяйственным и горно-металлургическим специальностям.

Как заявила представитель Ассоциации вузов Казахстана Гульжамал Жапарова, специальности «Международные отношения», «Юриспруденция» и «Таможенное дело» абитуриенты выбирали чаще других. Самый низкий интерес вызвали сельскохозяйственные и горно-металлургические специальности.

«Наиболее популярными специальностями среди абитуриентов нынешнего года являлись: международные отношения, юриспруденция, таможенное дело, журналистика, дизайн, финансы, учет и аудит, менеджмент, государственное и местное управление», — заявила Гульжамал Жапарова.

По словам эксперта, обладатели «Алтын белги» чаще всего выбирали общую медицину, информационные системы, финансы, радиотехнику, электронику и телекоммуникации, экономику, учет и аудит, международные отношения, филологию казахского языка, переводческое дело, юриспруденцию, журналистику, автоматизацию и управление, стоматологию, фармацию и строительство. «Среди технических специальностей большинство абитуриентов выбирали геодезию и картографию, стандартизацию и сертификацию, электроэнергетику, информационные системы, биотехнологию и технологию фармацевтического производства, автоматизацию и управление, вычислительную технику и программное обеспечение, радиотехнику, электронику и телекоммуникации, строительство».

«К сожалению, наименьший конкурс был на следующих технических специальностях: геология и разведка месторождений полезных ископаемых, горное дело, металлургия, машиностроение, приборостроение, технология деревообработки изделий из дерева. Невысоким остался конкурс и на сельскохозяйственные, и на ветеринарные специальности: агрономия, водные ресурсы и водопользование, плодоовощеводство, мелиорация, рекультивация и охрана земель, защита и карантин растений», — добавила спикер.

По мнению политолога Жаксылыка Сабитова, причиной большей популярности одних специальностей по сравнению с другими является мода. «Когда абитуриенты выбирают специальность, они выбирают «кота в мешке», ориентируясь только на общественные стереотипы о профессии. И если в общественном сознании профессия не представлена стереотипно, это может привести к низким наборам на данную специальность. Исправлять это положение надо тем путем, который давно уже выбрали американские университеты».

«В нашей системе человек сразу после школы должен выбрать специализацию, — продолжает собеседник «Къ». — В американских университетах изначально выбирается общее направление, а уже потом, после второго курса, освоившись в университете и поняв, «кто чего стоит», студент определяется со специализацией и начинает целенаправленно выбирать кредиты именно по одной основной специальности (major) внутри общего направления, хотя иногда набирает кредиты также по второй дополнительной специальности (minor). Студенту дается два года, чтобы подумать над тем, кем он хочет стать, и это гораздо лучше, чем несколько месяцев после школы, в течение которых абитуриент должен выбрать себе профессию. В итоге такие студенты меньше ошибаются с выбором и больше работают по специальности. То есть рынок образования больше увязывается с рынком труда. Ведь не секрет, что у нас сейчас большая часть выпускников вузов работает не по специальности».

Эксперт считает, что нынешнюю систему выделения государственных грантов нужно реформировать. «Нужно давать гранты на общие направления, а студенты после двух лет базового обучения уже сами будут выбирать специализацию. Это нормальная практика для американских университетов, а также для очень малой части университетов Казахстана (Назарбаев Университет, КИМЭП и КБТУ). Мне кажется, эту успешную практику надо распространить на все университеты Казахстана».

По мнению политолога Елены Нечаевой, выбор абитуриентами тех или иных специальностей во многом зависит от устоявшихся представлений и стереотипов. «По мнению родителей и самих абитуриентов, выбор некоторых специальностей гарантирует стабильное будущее. Выпускники школ плохо представляют себе сущность будущей профессии, не знают о перспективах трудоустройства, о том, где и кем предстоит работать, получив определенную специальность. Некоторое влияние оказывает количество выделенных грантов на ту или иную специальность. Но, как правило, точное количество выделяемых грантов известно только к моменту подачи заявления, а выбор профильных предметов происходит задолго до этого. В результате многие необходимые и перспективные специальности оказываются невостребованными».

Собеседник «Къ» считает, что образовательной системе нужен прозрачный механизм определения государственных грантов. «Чтобы распределение абитуриентов по специальностям было более равномерным, нужно объяснять людям, почему именно такое количество грантов выделяется на ту или иную специальность, для чего государству это нужно, где будут работать выпускники. Если абитуриентам понятна перспектива, выбор будет более осознанным. Помимо этого, количество грантов в разрезе специальностей должно определяться за год до сдачи ЕНТ. Выпускники должны четко осознавать соответствие своих возможностей реальному положению дел. А также действующие правила должны соблюдаться неукоснительно, плохие они или хорошие».

Эксперт полагает, что некоторые специальности не пользуются популярностью, поскольку абитуриенты просто не знают профильного предмета, не понимают, чем они будут заниматься и где могли бы сделать карьеру.

«Имея возможность общаться с абитуриентами и спрашивать их о том, как они представляют свою будущую работу, можно сказать, что только единицы представляют себе, что их реально ожидает, — продолжает Елена Нечаева. — Причем это касается в большей степени как раз популярных специальностей. Есть некие расхожие представления, что если выпускник закончит «Международные отношения», то он непременно будет работать в посольстве, если «Юриспруденцию», то прокурором или адвокатом, если «Финансы», то не меньше, чем банкиром, а есть или нет реальные рабочие места по этим специальностям, ни абитуриенты, ни их родители просто не задумываются. Огромное количество заявлений было подано, например, на специальность «Иностранный язык: два иностранных языка (английский язык)», при этом большая часть абитуриентов даже не знала, что эта специальность образовательная и что их будущая профессия — учитель иностранного языка в школе».

Как заявил директор Национального Центра Тестирования (НЦТ) Рамазан Алимкулов, специальностями с высоким проходным баллом стали: «Общественное здравоохранение» — 129 баллов, «Фармация» — 130, «Стоматология» — 131, «Педиатрия» — 126, «Общая медицина» — 128 , «Системы информационной безопасности» — 125, «Логистика» — 128, «Государственный аудит» — 126, «Международные отношения» — 126, «Мировая экономика» — 125, «Финансы» — 124, «Психология» — 124.

«Невысокие проходные баллы (50) распределились по специальностям: «Химическая технология неорганических веществ», «Химическая технология органических веществ», «Технология деревообработки и изделий из дерева», «Технология обработки материалов под давлением», — добавил глава НЦТ.

Как заявляют в Министерстве образования и науки РК, в нынешнем году впервые за пять лет увеличено количество государственных грантов на более чем 6 тыс. Также расширен перечень вузов, допущенных к размещению государственного образовательного заказа.

«В конкурсе на присуждение образовательных грантов приняли участие 63 169 человек, в том числе 49 858 человек с казахским языком обучения, 13 311 — с русским языком обучения. В разрезе направления подготовки 13 670 грантов предусмотрены на технические и технологические специальности, 8 235 грантов — на педагогические, 3 150 грантов — на медицинские, 2 682 гранта — на сельскохозяйственные, ветеринарные специальности и так далее», — заявила вице-министр Министерства образования и науки РК Бибигуль Асылова.

По данным МОН РК, в результате ЕНТ и комплексного тестирования прошли пороговый уровень и получили право поступать в вузы 95 595 человек. 63 169 человек, то есть 66%, подали заявки на присуждение образовательных грантов. При этом 49 858 человек, то есть 79%, подали заявление на обучение на государственном языке, 13 000 — на русском языке. В конкурсе приняли участие 4 435 обладателей нагрудного знака «Алтын белги», 1 147 победителей международных, республиканских олимпиад по общеобразовательным предметам, научных и спортивных соревнований, 377 выпускников колледжей.

Читайте также