Чем закончился спор Рахима Ошакбаева с министром?

Опубликовано (обновлено )
Корреспондент отдела General News
В прямом эфире «Хабара» поспорили экономист и министр, Рахим Ошакбаев и Ельжан Биртанов

Закон о медстраховании давно принят, а споры вокруг реформы развернулись нешуточные. Дело дошло даже до дебатов в прямом эфире. Министр здравоохранения, отвечая на критику, вызвал на словесную дуэль известного экономиста. Как проходили дебаты — в материале «Къ».

Все началось с того, что экономист Рахим Ошакбаев на своей странице в Фейсбуке разместил пост, в котором раскритиковал новую реформу министерства здравоохранения об обязательном медстраховании (ОСМС).

Как оказалось, глава Минздрава тоже является активным пользователем соцсетей. Ельжан Биртанов быстро отреагировал на пост и, предложив экономисту перенести спорный вопрос на дискуссионную площадку прямого эфира одного из телеканалов страны. То, что власть в лице г-на Биртанова, сама заявила о необходимости дебатов, сразу дало министру фору в виде одобрения пользователей Казнета. Ведь он не просто начал реформу, он заявил, что готов ее защищать.

Это налог!

Дебаты прошли на площадке программы «Важно знать». А вот посмотреть дискуссию можно было не только на телеканале, но и на сайте «Хабара» и в Фейсбуке. Каждому из спикеров давалось по 5 минут на то, чтобы объяснить свою позицию. По 2 минуты на то, чтобы задать вопрос оппоненту и по 3 минуты – чтобы ответить.

Первый свою позицию изложил Рахим Ошакбаев.

«Под видом прогрессивной реформы вы собираетесь собрать с миллионов казахстанцев по полторы тысячи тенге в месяц в так называемый Фонд обязательного медицинского страхования. Вы называете его страховым фондом. Но с точки зрения экономики – это не страховой фонд, – говорит Ошакбаев. – Мы внимательно изучили вашу расчетную модель, которую вы представили правительству, когда обосновывали реформу. Вы гордо именуете её актуарной. На самом деле там нет ни одного актуарного расчета. И те взносы, которые вы собираете, на самом деле не носят никаких признаков страхового платежа. Они никак не зависят от нашего возраста, состояния здоровья, возможности заболеть. Поэтому, господин министр, я призываю признаться, что это просто новый налог. Хоть вы и являетесь министром здравоохранения, я вынужден вас поздравить: вы являетесь автором, наверное, самой масштабной налоговой реформы со времён независимости Казахстана. Потому что вы новым налогом затрагиваете 7,7 миллиона казахстанцев. Вы подчеркиваете, что полторы тысячи тенге – это ничтожная сумма. Я рад за вас, но если вы посмотрите, доходы населения на селе – очень маленькие. И для большинства плательщиков этого нового налога такая сумма будет неподъемной».

По мнению г-на Ошакбаева, Фонд обязательного медстрахрвания можно сравнить с ЕНПФ, где имели факты хищения средств. И по сути фонд медстрахования будет слабо контролируемым.

«Вы хотите увести из здоровых бюджетных процедур практически все расходы на здравоохранение. Это свыше одного триллиона тенге. Куда пойдут эти деньги? Они пойдут в ОСМС. И что такого особенного в этом фонде? На самом деле он будет выполнять все те же функции, которые сегодня выполняет подконтрольный Комитет оплаты медицинских услуг с небольшим штатом, в котором находится всего 700 миллионов тенге», – отметил Рахим Ошакбаев.

С народа по «нитке…»

Пять минут критики пролетели быстро, и слово было передано Ельжану Биртанову, по словам которого ОСМС позволит казахстанцам получать качественное медицинское обслуживание.

«Сегодня каждый казахстанцец имеет право на лучшее здравоохранение. Это, в первую очередь, вопросы качества медицинской помощи и доступности. Сегодня в системе здравоохранения нашей страны, несмотря на то, что есть определенные достижения и медико-демографические показатели, которые улучшаются, есть серьезные проблемы, — заметил министр. — Первое – это вопрос качества медицинских услуг, на которое граждане постоянно жалуются и связанные с этим вопросы доступности. То есть, часто нет специалистов в поликлиниках. Приходится стоять в очередях. А те специалисты, которые нам нравятся, с высокой квалификацией, уходят в частный сектор. А в частном секторе это очень дорого. Действительно, есть такая проблема. Кроме того, есть масса проблем, связанных с неэффективным использованием средств, которые сегодня выделяются на здравоохранение. Поэтому, конечно, нужно смотреть, сколько стоит хорошее здравоохранение. Уж коли мы его хотим, сколько стоит так называемая европейская медицина?».

По словам Биртанова, чтобы быть на волне медицинских достижений, приходится выделять больше средств. Поэтому необходимо распределить нагрузку.

«Сегодня в Казахстане совокупные расходы на медицину, причем речь не только о государственных, но и о расходах бизнеса, о наших с вами расходах, составляют порядка 250 долларов на человека в год. Тогда как в наиболее развитых странах эта сумма составляет порядка 3 500 долларов. То есть более чем в десять раз больше. В развитых странах на здравоохранение выделяется более чем в десять раз больше денег, и при этом мы хотим европейское качество. Поэтому, если мы говорим о будущем, – а будущее мы видим в изменении демографии: у нас идёт старение населения, увеличение количества детского населения; характер болезней меняется, на первое место выходят хронические болезни, что требует новых лекарств для снижения артериального давления, новых технологий по контролю сахара в крови, новых технологий по лечению онкологических заболеваний, то, что мы видим в развитых странах, – поэтому однозначно нужно думать о том, где взять больше денег».

Как отмечает Биртанов, проще всего распределить нагрузку между населением.

«Нам нужно собрать больше денег на здравоохранение, если мы хотим, чтобы оно развивалось, – выразил свою позицию министр. – Откуда собирать? Рахим, вы как экономист должны знать, что деньги в экономике считаются не в номинальном выражении, а в отношении к ВВП. Так вот отношение к ВВП в наших расходах составляет 1,9% от ВВП. Все, что мы можем дать от государства – это 2% от ВВП. И последние три года мы продолжаем тратить очень мало. В странах ОЭСР это в среднем 9% от ВВП… Сегодня мы от бюджета государства тратим 12-13% на здравоохранение. Это такая же сумма, которую тратят в развитых странах. Если мы хотим больше, то нам нужно забирать деньги у школ, полиции, министерства обороны. Это нереально. Поэтому во многих странах пришли к тому, что если мы хотим улучшить качество здравоохранения, нужна солидарная ответственность бизнеса, населения…. Германия начала сбор этих средств между Первой и Второй мировой войной, когда находилась в разрухе. Страны Восточной Европы – в начале 90-х. Это нормальная практика».

Послевкусие…

Стоит отметить, что никто из оппонентов своего мнения за время дискуссии не изменил.

Выражая свое мнение относительно прошедших дебатов, министр здравоохранения поздравил казахстанцев с цивилизованным шагом в будущее страны.

«Уже в ближайшее время мы увидим рост поступлений в фонд медицинского страхования, они пойдут на реальные простые нужды граждан. (…) Хочу сказать, что все граждане Казахстан имеют равный доступ к медицинским услугам — никто не останется за бортом, каждый имеет возможность застраховаться и доступно получать пакет, — высказался он. — Сегодня мы должны понять, что здравоохранение это не вопрос компетенции или ответственности одного министра, это наша общая общая проблема и проблема всего общества. И мы должны все вместе делать этот вклад, и все вместе думать о будущем», — заключил Елжан Биртанов.

О своих впечатлениях от дебатов «Къ» рассказал Рахим Ошакбаев, отметив, что, в целом, впечатление хорошее.

«Во-первых, хочется сказать слова благодарности нашему министру здравоохранения Елжану Биртанову, телеканалу Хабар и всем участникам дебатов в прямом эфире за возможность еще раз изложить аргументы нашего Центра прикладных исследований «Талап» против ОСМС», — говорит эксперт.

В тоже время г-н Ошакбаев отмечает, что в послевкусии от дебатов есть также место и разочарованию.

«Во время дебатов мне стало ясно, что из инициаторов реформы мало кто оказывается толком вникал в обоснование реформы, не проверял эту псевдоактуарную расчетную модель, в которой есть ошибки, не обсуждал с казахстанскими экспертами и НПП последствия реформы, очевидные негативные экономические эффекты. Я был искренне удивлен столь поверхностным подходом. Одни "магические" ссылки на якобы международный опыт, что оказалось неправдой.Мы подняли ключевые документы ВОЗ по переходу на страховую медицину, там диаметрально противоположные выводы. Либо на неких экспертов всемирного банка. Кстати, этот институт по моей оценке своими крайне поверхностными консультациями за огромные деньги наносит уже многие годы большой ущерб нашей стране. Я хотел бы иметь возможность подискутировать с этими экспертами всемирного банка, которые своими консультациями так подвели министра.

Время альтернативной реформы?

По мнению г-на Ошакбаева, у Биртанова получилось протащить псевдореформу в правительстве также по причине молодости и неопытности двух последних министров экономики.

«Экономический блок Правительства либо не смог распознать, что эта псевдореформа нанесёт большой негативный экономический и социальный эффект, либо ни Бишимбаев, ни Сулейменов не смогли устоять перед напором могущественных лоббистов ОСМС, которые хотят вывести из под контроля бюджетного процесса в своё распоряжение 1 трлн тенге госрасходов на здравоохранение, — поясняет свою позицию Ошакбаев. — Кроме того, я был огорчен, убедившись на дебатах, что мы до сих пор, что называется, "плаваем" в системных вопросах эффективности здравоохранения, не имеем стройного видения ключевых показателей эффективности, их декомпозиции и почему-то скрываем ведомственную статистику по заболеваниям.

«На свои вопросы, я так понимаю, ответы Вы не получили во время дебатов?»

«Конечно, нет. Я услышал формальную пропаганду и безапелляционные бездоказательные утверждения о том, как все будет хорошо, что нам нужно больше денег и меньше контроля. Но ни слова не было о том, что реально сделано в системе здравоохранения за три года нахождения министра в составе руководства и каково его видение по улучшению ситуации со здоровьем нации, по борьбе с тремя ключевыми болезнями, от которых умирают казахстанцы, — говорит экономист. — Я с огромным интересом ждал, что скажет министр по поводу моих аргументов, поскольку я их озвучивал публично очень давно и два раза ещё лично к нему заходил со всеми слайдами, чтобы переубедить его, но ничего не услышал, только мантры из агитматериалов ОСМС. Нацпалата также неоднократно просила его приостановить и доработать реформу».

«Хочется теперь понять, что же дальше? Вы продолжите работу по информированию Минздрава о неэффективности реформы?»

«Вообще это не было приоритетом Центра делать качественно за Минздрав его работу. Наши приоритеты — это бюджетно-налоговая и монетарная политики. Но теперь, наверное, придется помогать Минздраву, я же это публично обещал. Кстати, я уверен, что рано или поздно эту псевдореформу свернут. Там реформы-то вообще нет, и когда все в этом со следующего года убедятся, то возникнет вопрос ответственности, так сказать, за «недостоверную рекламу».

В целом, я думаю, что лучшей реакцией на этот эксперимент с дебатами было бы — приостановить ОСМС — вернуть на доработку вопрос перехода на реальную страховую медицину. Это был бы самый лучший сигнал обществу, что реально началась модернизация. Тогда дебаты не воспринимались бы как просто новый для нас формат ток-шоу, а начало позитивных перемен, которые все ждут.

Поскольку на самом деле реальной реформы здравоохранения нет, и все это поймут рано и поздно, то возможно стоит разработать альтернативную реформу по переходу на реальную страховую медицину, обсудить ее широко и повсеместно и предложить ее Минздраву и правительству».

Читайте также