Эксперты оценили уровень владения английским в РК как «очень низкий»

Опубликовано
В крупнейшем в мире рейтинге, оценивающем уровень владения английским языком среди взрослого населения, Казахстан занял 54-е место из 72 стран

В крупнейшем в мире рейтинге, оценивающем уровень владения английским языком среди взрослого населения, Казахстан занял 54-е место из 72 стран. Таковы данные исследования EF English Proficiency Index. Данное исследование ежегодно проводится международной школой Education First, в этом году в его основу легли результаты онлайн-тестирования, проведенного в 2015 календарном году среди 950 000 жителей разных государств.

Как отмечают инициаторы исследования, сегодня практически любой специалист, изучающий английский язык, получает доступ к неограниченному количеству ресурсов и возможностей; английский язык становится связующим звеном между представителями различных культур и поколений. Со времен возникновения грамотности, отмечают эксперты, ни один другой навык не имел столь колоссального потенциала по увеличению эффективности обучения и как следствие – улучшению материального благополучия населения. К слову, результаты последнего исследования однозначно выявили взаимосвязь между уровнем владения английским языком и уровнем благосостояния и качества жизни.

«В условиях нестабильной мировой экономики знание английского языка является одним из навыков с доказанной способностью развивать и укреплять возможности по трудоустройству. Владение английским языком является ключевым компонентом экономической конкуренции как на уровне отдельного работника, так и на уровне государства. В странах, где уровень владения английским более высок, более динамично развивается бизнес, лучше налажено взаимодействие и внедрение инноваций», — утверждает директор EF по научным исследованиям Миин Н. Тран.

В целом, итоги нынешнего года свидетельствуют: диапазон навыков владения английским стал шире, чем когда-либо. По результатам последнего исследования EF English Proficiency Index, мировой рейтинг владения английским возглавили Нидерланды. Остальные четыре места в ТОП-5 заняли страны Северной Европы, соответственно, в порядке убывания, Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Авторы отчета отмечают, что впервые на вершину рейтинга попал Сингапур, жители которого показали очень высокий уровень владения английским, а страна в итоге оказалась на шестой позиции. Малайзия и Филиппины, занявшие соответственно 12-е и 13-е места (что характеризует уровень владения английским языком в этих странах как высокий) также впервые приблизились к лидерам.

Единственным регионом, где в этом году средний уровень владения английским незначительно снизился по сравнению с прошлым годом, оказалась Латинская Америка, хотя этот тезис дает среднее представление о ситуации. Например, Аргентина, где показатель владения языком Шекспира оценен как высокий, заняла 19-ю строчку рейтинга, Доминиканская Республика (средний уровень) расположилась на 23-й позиции, Уругвай и Коста-Рика с низким показателем – на 36-м и 38-м месте, соответственно, а Сальвадор, например, оказался практически в конце таблицы, на 63 месте. Мировой рейтинг в порядке убывания замкнули Лаос, Ливия и Ирак. Среди постсоветских государств в EF English Proficiency Index представлены Россия, Украина и Азербайджан. При этом Россия находится на 34-м месте, Украина – на 41-м, Азербайджан – на 57-м.

По словам директора компании EF Kazakhstan Алии Маровой, Казахстан впервые включили в рейтинг EF EPI в 2011 году, и тогда наша страна заняла 44-е место из 44 охваченных исследованием стран. В 2013 году Казахстан занял 57-е место из 60 участников, а на протяжении последних трех лет республика стабильно находится на 54-й позиции. По данным отчета, в Казахстане, как и во всем азиатском регионе и в мире в целом, английский язык в основном осваивают молодые люди в возрасте 18-20 лет. Впрочем, есть и исключения. Так, 67-летний житель Шымкента оказался самым старшим желающим выучить английский язык. В целом, женщинам в процессе изучения языка удается добиться более серьезных успехов, чем мужчинам.

Алия Марова отмечает, компании, работающие на рынках развитых стран, в обязательном порядке предпринимают все возможное для того, чтобы их сотрудники выучили английский язык и тем самым повысили свою конкурентоспособность и ценность на рынке труда. Казахстану имеет смысл присмотреться к такому подходу и взять его на вооружение, считает эксперт, тем более что сегодня у взрослых, изучающих английский, зачастую есть возможность пообщаться с носителями языка на работе, есть понимание того, что английский нужен для успешного карьерного продвижения, и средства, которые можно вложить в обучение.

В странах с низким уровнем образования и широким социальным расслоением предоставление доступа к качественным образовательным программам, в том числе по изучению английского на протяжении хотя бы десятилетия, непременно даст результат. Многое, считают эксперты, зависит от господствующего в обществе подхода к изучению языков. Если школа, семья и правительство разделяют мнение о том, что каждый человек должен знать больше одного языка, то дети будут стремиться к этому и вырастая, смогут продемонстрировать хороший уровень владения английским. Именно такая ситуация наблюдается сегодня в Скандинавии, в чем имеет возможность убедиться практически любой путешественник.

Еще одним важным фактором успешного изучения английского специалисты считают совершенствование навыков общения. Постижение грамматических основ имеет большое значение, но эффективное преподавание основывается именно на коммуникативном аспекте, а не на стремлении к идеальной грамматической структуре или к безупречному произношению.

Большую пользу, считают авторы рейтинга, принесут инвестиции в совершенствование программ профессиональной переподготовки действующих и обучения будущих преподавателей, поскольку преподаватель высокой квалификации может дать знания нескольким поколениям студентов. И конечно, отмечает руководитель EF Kazakhstan, современный учебный процесс невозможно организовать в отрыве от применения новейших технологий и интерактивных обучающих средств. Использование видеочата, онлайн-конференций позволяет выстроить более гибкие варианты изучения языка, подходящие для работающих взрослых людей, а приложения для самостоятельного обучения и другие мобильные продукты позволяют изучить основы грамматики, набрать словарный запас и получить первые навыки аудирования буквально на ходу.

Читайте также