Эксперты опасаются, что реформа образования не оправдает возложенные на нее ожидания

Опубликовано
Средние учебные заведения ждут масштабные преобразования

Старт нового учебного года ознаменовался началом реформы среднего образования. Так, с 1 сентября текущего года школьники с 1 по 4 классы будут обучаться по обновленному содержанию, в первых классах внедрена пятидневная учебная неделя. В скором времени школу ожидают еще более существенные перемены. Однако эксперты опасаются, что реформа не оправдает возложенные на нее ожидания. Больше всего профессиональное сообщество и родителей волнует переход на трехъязычие, который предполагается уже в ближайшие 2–3 года.

С 1 сентября текущего года начальные классы будут обучаться по обновленному содержанию школьной программы. Она подразумевает единую программу для всех школ страны и преподавание английского языка с первого класса. Помимо этого, в первых классах внедрена 5-дневная учебная неделя.

«Школьники должны обучаться по одному учебнику, по единой программе. Английский язык будет преподаваться с первого класса. Но предметы – также на языке обучения. То есть, в русских школах – на русском языке, в казахских – на казахском языке. В новом учебном году обновленное содержание будет касаться только начальных классов. В 2017 по новой программе будут обучаться 5–7 классы», – заявила директор департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий Министерства образования и науки РК Жаныл Жонтаева.

По словам спикера, все предметы будут преподаваться на языке обучения, кроме истории Казахстана (на казахском языке) и Всемирной истории (на русском языке).

Также в течение 4 лет МОН планирует переход на 12-летнее образование. Как считают в ведомстве, это снизит нагрузку на дошкольные учреждения и даст академическую свободу высшим учебным заведениям.

С 2019 года для учеников 10–11 классов предметы химия, физика, биология и информатика будут преподаваться на английском языке.

«Сегодня в стране насчитывается более 350 тыс. учителей. Из них для успешного преподавания в старших классах на английском языке потребуется 32 тыс. При этом, ежегодно из университетов выпускается порядка 15 тыс. учителей. Из них 3 500 выпускников этого года обучались по специальной программе с углубленным изучением английского языка», – заявлял ранее министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев.

Однако учителя одной из школ в Северо-казахстанской области считают, что нынешний преподавательский состав отечественных школ не готов к внедрению трехъязычного образования.

«Для того чтобы преподавать на английском языке учитель должен знать его в совершенстве. Да, сейчас в рамках данных реформ проводятся языковые курсы и курсы повышения квалификации. Но разве можно выучить английский за несколько занятий или месяцев? В итоге школьники не будут знать ни английского языка, ни самого предмета. А им ведь нужно готовиться к выпускному экзамену», – считает один из учителей.

«Чтобы выучить английский язык, – продолжает собеседник «Къ», – нужно будет посещать языковые курсы, помимо тех, что предусмотрены реформами. И здесь есть две загвоздки, не позволяющие это сделать. Первое – это зарплата, а вторая касается сельских учителей. Где вы видели частные образовательные центры в деревнях? Единственный выход – обратиться к местному учителю английского. Но он не может уделить время всем, да и зачастую квалификация не позволяет обучать людей настолько хорошо».

С таким мнением солидарна учительница одной из школ Алматинской области, пожелавшая остаться неназванной. «Для того, чтобы переходить на трехъязычное образование, нужны соответствующие кадры. А их сейчас итак не хватает. Особенно это чувствуется в сельских регионах, а с введением трехъязычного образования «разрыв» между городской и сельской школами увеличится».

При этом преподаватель одобряет введение пятидневной учебной недели. «Это однозначно хорошо. Учителя и школьники смогут лучше подготовиться к занятиям. К примеру, у преподавателей вечером рабочий день начинается заново, ведь нам нужно проверять домашние работы, контрольные, обзванивать родителей и делать еще много чего. А так у нас появляется еще один свободный день», – заявил собеседник «Къ».

Политолог Елена Нечаева считает, что подобные реформы должны обсуждаться в научном, академическом и экспертном сообществе. «Реформа сферы образования должна обеспечить формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности. Достичь этой цели возможно только на основе баланса лучших достижений отечественной системы образования и принятых мировых стандартов. Главное, что не следует забывать при реформировании сферы образования, что это одна из наиболее социально чувствительных сфер, затрагивающей интересы каждой семьи».

Президент фонда «Аспандау» Канат Нуров считает, что три года для перехода к трехъязычному образованию – это недостаточно, сегодня не хватает предметников даже на языке обучения. «Если все будет именно так, как говорят в министерстве, то это уже не плохо. Нам нельзя терять казахский язык, который только начал возрождаться как государственный, а также ронять общий уровень образования из-за изучения естествознания с начальной школы не на языках обучения. Быть трилингвами – это однозначный плюс, но не стать ими и при этом потерять государственный и русский языки – это явный минус».

Также собеседник «Къ» заявил, что положительно относится к 12-летнему образованию. «Это будет чисто формальным приведением нашей фактический двенадцатилетки с нулевым классом в соответствие со стандартами международного бакалавриата в среднем образовании».

Канат Нуров считает, что главный риск один — любая реформа такой консервативной отрасли как образование сопряжена с «рисками перехода» — хотели как лучше, а может получиться как всегда. «Мы можем получить падение научного уровня среднего образования, одним из следствий чего будет то, что многие не смогут поступить туда, куда хотели», — считает президент НОФ «Аспандау».

По мнению экономиста Жараса Ахметова, отца двоих детей-школьников, нововведения не приведут ни к чему хорошему. «Знание языков это, конечно, плюс, но у нас до сих пор архаичные УМК (учебно-методические комплексы) и плохо отработанные учебные пособия. Плюс ко всему – дефицит педагогов высокой квалификации. Как результат: школьники не будут знать ни английского языка, ни собственно предметов». По его мнению, главные проблемы школьного образования в Казахстане – это качество учебно-методических комплексов и учебников, низкий уровень преподавательского состава и позорно низкие зарплаты, наличие малокомплектных школ и наличие второй и третьей смены.

«Во-первых, в учебниках много опечаток и других небрежностей. Во-вторых, если говорить о математике, мы имеем ухудшенную версию Колмогоровской программы. А если о физике — Кикоинской программы. Для своего времени они были очень даже неплохи, но прошло уже сорок лет. Жизнь сильно изменилась, а программы те же. В учебнике по истории — сохраняются советские штампы, многие острые вопросы замалчиваются», — считает экономист.

Политолог Жаксылык Сабитов заявил, что для улучшения качества преподавания в школах в первую очередь нужно сделать работу школьного учителя престижной. «На мой взгляд, данная реформа мало что даст. Мне кажется, нужно не бесконечно изменять систему среднего образования, а сделать работу школьного учителя социально и материально престижной».

«Сейчас школьный учитель получает маленькую зарплату и социально считается аутсайдером – продолжает собеседник «Къ», – По моему мнению, школьным учителям нужно сделать зарплату, которая должна быть четко «привязана» к зарплате наших министров. Например, зарплата министра не должна превышать зарплату учителя более чем в два раза. Тогда профессия школьного учителя станет престижной, и туда пойдут преподавать люди, имеющие в среднем гораздо лучшую квалификацию по сравнению с современными учителями».

Того же мнения придерживается и академик Национальной академии наук РК Ережеп Мамбетказиев. «Конечно, на бумаге все это выглядит эффектно и эффективно, но есть проблема с преподавателями. Их не только мало, так и конкуренция на эту позицию крайне низка. И в первую очередь нужно повысить привлекательность профессии учителя».

По мнению Каната Нурова, надо предусмотреть повышение запрлаты учителей в госбюджете до уровня в полтора раза выше среднего по стране, иначе все в принципе более менее правильные реформы будут «коту под хвост».

Статистика

Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, всего в Казахстане насчитывается 7 511 школ, 267 из которых находятся в Алматы и 99 – в Астане. В учебном 2015-2016 году насчитывалось 325 тыс. учителей, тогда как число учащихся в дневных учебных заведениях составило 2,8 млн человек.

Среднемесячная номинальная заработная плата учителей начальных классов составляет 82 тыс. тенге, а преподавателей среднего и высшего звена (с 5 по 11 классы) – 109 тыс. тенге. Однако, как заявляют учителя, с которыми беседовала редакция «Къ», такие выплаты получают преподаватели высшей категории и с многолетним стажем работы. А средняя зарплата у не имеющих подобных регалий составляет порядка 60–70 тыс. тенге.

Читайте также