Руководители отечественных телеканалов ратуют за ограничение иностранного контента

Опубликовано
Только ограничив ретрансляцию зарубежных каналов, можно привлечь внимание зрителей к местным телепередачам, считают руководители казахстанских телеканалов.

По мнению топов отечественного ТВ словам, только ограничив ретрансляцию зарубежных каналов, можно привлечь внимание зрителей к местным телепередачам, что приведет к конкуренции среди местных продакшн-компаний и, соответственно, к снижению цен на производство телепродуктов.

Согласно требованию законодательства, 40% от всего контента казахстанских телеканалов должны являться продуктом местного производства, а с 1 января 2016 года этот показатель увеличится еще на 10%. Однако руководители отечественных телеканалов считают нецелесообразным продолжать насильно «кормить» своих зрителей местными телепродуктами, которые сегодня не способны конкурировать с теми же российскими телепередачами. По их мнению, чтобы поднять с местный рынок с колен, нужно сначала ввести временные ограничения на зарубежный контент, что увеличит конкуренцию между продакшн-хаусами, уменьшит стоимость продуктов и повысит их качество.

Что касается цен на производство местной продукции, по словам генерального директора «31 канала» Багдата Кожахметова, местному телеканалу, чтобы окупить собственный сериал, час которого стоит 3 млн. тенге, нужно его показывать по меньшей мере 10 раз. Для сравнения: час индийского сериала стоит не больше 100 тыс. тенге, и окупить его можно показав на национальном канале 1 раз с тремя рекламными блоками.

«Ну какой зритель будет смотреть 10 раз даже самый шедевральный продукт? Поэтому, считаю, что «изобретать велосипед» не нужно, когда есть готовые примеры на мировом рынке. Я предлагаю ввести в стране на год или на три года запрет на показ иностранного контента на государственных каналах. К чему это приведет? Сегодня только «Хабар» и «Казахстан» имеют из госбюджета, из наших с вами налогов около 25-30 млрд тенге. Как минимум 50% этих денег пойдут на создание отечественной телепродукции. Вот тогда мы увидим спрос телеканалов на отечественный контент, что приведет к росту отечественных продакшн-компаний и росту отечественного телевидения», — сказал г-н Кожахметов.

Коллегу поддержал генеральный директор «Седьмого канала» Куат Бахридинов, который считает, что ограничение позволило бы телеканалам распределить на продакшн-студии те нешуточные суммы, которые они сегодня тратят на покупку зарубежного контента. По его словам, только один сезон таких популярных передач, как «Звезды на льду» обходится каналу от $1 млн до $3 млн, окупить которые на местном телевидении невозможно.

«Телеканала ОРТ, к примеру, на закупной контент ежегодно выделяет около $800 млн. Против этой суммы даже весь наш рекламный рынок нет устоит. В связи с тем, что теперь мы находимся в едином экономическом пространстве, думаю, что российский контент будет довлеть над нами еще сильнее. Тут без вмешательства законодательных органов ничего нельзя решить», — считает г-н Бахридинов.

Однако, ограничение может дать обратный эффект – вместе с российским контентом от казахстанского ТВ могут быть отрезаны большинство телезрителей. По словам г-на Кожахметова, из 70% населения Казахстана, являющихся этническими казахами только половина владеет родным языком, «и половина из этой половины предпочитают получать информацию на родном языке, что ограничивает аудиторию в Казахстане, как минимум на 80%».

Кроме зарубежных телеканалов и передач казахстанскому телевидению предстоит противостоять Интернету, который с каждым годом прибавляет в росте. Но по прогнозам самих игроков медиарынка, это случится не скоро. «Помимо основных городов Казахстана, есть и регионы, где влияние Интернета не настолько сильно, и аудитория по-другому воспринимает телесмотрение, где телевизор смотрят традиционно сидя на диване у телевизора. Через 3-4 года ситуация может кардинально измениться, но на данный момент люди, особенно в регионах, смотрят традиционное ТВ», — считает г-н Бахридинов.

А пока телеканалы пытаются привлечь отечественных рекламодателей на место тех международных компаний, кто сокращает свои рекламные активности в связи с финансовым кризисом. По словам генерального директора International Media Service Дильмурада Рахимова, сегодня около 60% денег на рекламном рынке контролируются, в основном, международными компаниями, которые и составляют топ-20 рекламодателей в Казахстане.

«На казахстанском телевидении продаются не более 400-500 рекламодателей в год, в то время как в России национальные каналы имеют порядка 4 тыс. рекламодателей, в Украине – около 2 тыс., в Беларуси около 1,5 тыс. и так далее. Первое направление, в котором мы сейчас работаем – это малый и средний бизнес. Мы должны объяснять им привлекательность рекламы на телевидении, подумать о разумной цене для них. Следующее направление – реклама на региональном телевидении. По нашим оценкам, доля региональных рекламных денег составляет 8-10% от всего рекламного бюджета. В России она составляет около 25% — то есть почти каждый четвертый рубль приходит из регионов. Значит, у нас есть еще потенциал. Но для этого нужно создавать инструменты», — поделился планами г-н Рахимов.

Также он отметил, что давать какие-либо прогнозы по поводу рекламы на ТВ на 2016 год очень сложно, так как диапазон вероятностей очень широкий. Но согласно прогнозу International Media Service на 2015 год, доля телевидения на рынке рекламы к концу года «просядет» на 7% и составит 64%.

Читайте также