ПРООН подсказал, как заработать

Опубликовано
В Астане прошла презентация проекта ПРООН «Развитие инклюзивных рынков в странах Восточной Европы и СНГ». Его цель – привлечь бизнес к коммерчески выгодным направлениям, в которых будут задействованы малообеспеченные слои населения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

В Астане прошла презентация проекта ПРООН «Развитие инклюзивных рынков в странах Восточной Европы и СНГ». Его цель – привлечь бизнес к коммерчески выгодным направлениям, в которых будут задействованы малообеспеченные слои населения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

«У казахстанского бизнеса и других стран СНГ существуют предрассудки, что ориентировать бизнес на малоимущие слои населения невыгодно. Но реализация проекта развития инклюзивных рынков, которые объединяют в себе разные слои населения, в других странах показала, что они могут иметь высокую и очень высокую доходность. Это – не благотворительность, это реальный бизнес. Наша задача – показать такие ниши», – пояснил бизнес-брокер проекта «Развитие инклюзивных рынков в странах Восточной Европы и СНГ» Дархан Билялов.

В этих проектах малообеспеченное население может выступать в качестве производителей, поставщиков, наемных работников (со стороны предложения) и клиентов, потребителей (со стороны спроса). Например, такой проект – по сбору молока с частных подворий – реализован в Армении: компания, занимающаяся переработкой этого продукта, создала 3 центра сбора и хранения сырья, обучила персонал лабораторному тестированию и создала пункты по ветеринарному обслуживанию. В итоге доход 3 тысяч домохозяйств из 10 деревень увеличился на 30%, а компания получила сырье лучшего качества и избавилась от перебоев в поставках. Еще один пример: на Мадагаскаре фармацевтическая компания сотрудничает с местными жителями, закупая у них лекарственные растения.

Инклюзивный проект начинает реализовываться и в Алматы. По словам исполнительного директора Форума предпринимателей Казахстана Мунавары Палташевой, бич многих городов – засилье неорганизованной торговли, к которой относятся рынки и бесчисленные маленькие магазины, расположенные около жилых домов, причем на этот сектор приходится 90% объемов продаж. Однако мелкие торговые точки грешат массой недостатков – плохим учетом, планированием, скромным ассортиментом товаров не лучшего качества, а в целом – неумением цивилизованно торговать. Отсюда – получение основной прибыли за счет спиртного и невозможность развития. На сегодняшний день проект «Торговый союз» объединил в южной столице 400 мелких торговых точек и Оптовый клуб. Идея заключается в том, чтобы привить культуру торговли за счет обучения, применения современных технологий, внедрения самообслуживания, предоставления товаров в кредит, технической помощи. После реализации программы ожидается увеличение доходов мелких магазинов на 30-40%, а у оптовиков – увеличение продаж.

Помимо этого, в Казахстане предполагается внедрить еще несколько проектов на основе секторального подхода. Например, панируется создать кооперацию пчеловодов ВКО для массового закупа продукции; интегрировать мелких производителей молока через пункты его сбора, производство детского питания; стажировать молодых специалистов; создать информационно-аналитический центр по миграции, а также – сервисно-заготовительных центров в Алматинской области.

На сегодняшний день проект реализован более чем в 15 странах. Параллельно с Казахстаном он реализуется в таких странах Восточной Европы и СНГ, как Босния и Герцоговина, Турция, Косово и Узбекистан.

Читайте также