2187 просмотров

ЦОНы забуксовали

Передача Центров обслуживания населения в ведение региональных властей снизило качество предоставляемых услуг и повысило уровень недовольства граждан. Об этом на заседании правительства в понедельник заявил директор проекта USAID по улучшению бизнес-среды в Казахстане Сергей Пизиков. По его мнению, проблема заключается в том, что акимы возводят дополнительные бюрократические барьеры.

ЦОНы забуксовали

ЦОНы забуксовали
Передача Центров обслуживания населения в ведение региональных властей снизило качество предоставляемых услуг и повысило уровень недовольства граждан. Об этом на заседании правительства в понедельник заявил директор проекта USAID по улучшению бизнес-среды в Казахстане Сергей Пизиков. По его мнению, проблема заключается в том, что акимы возводят дополнительные бюрократические барьеры.

Сергей Пизиков проинформировал членов правительства о том, что с 2006 года проект USAID отслеживал деятельность ЦОНов и неоднократно докладывал о результатах проводимого мониторинга. При этом смысл всех докладов сводился к одному – проблемы есть, они достаточно серьезные, но налицо и существенный прогресс – система медленно и неуклонно движется к повышению качества обслуживания и улучшению работы ЦОНов. «Однако сейчас вынужден констатировать прямо противоположную ситуацию.В этот короткий период, прошедший с момента передачи ЦОНов в ведение акиматов, по данным мониторинга, ситуация резко ухудшилась. Участились случаи задержки в оформлении документов, резко увеличилось количество неудовлетворенных граждан – сейчас их около 40% в среднем по регионам. Причинами этого являются две группы факторов. Первая – низкая зарплата сотрудников ЦОНов, соответственно, и низкая степень ответственности, недостаточный уровень их профессионального образования и квалификации, недостаточная штатная численность, недостаточное оборудование. Все эти проблемы есть, и они обострились в связи с введением электронного документирования», – отмечает он.

В качестве второй группы глава проекта выделяет системные факторы. ЦОНы предоставляют услуги государственных республиканских органов. В этом он видит системные противоречия и ситуацию, при которой ЦОНы и областные управления юстиции перекладывают ответственность друг на друга. Важной, по его мнению, задачей является не потерять наработанный уровень и доверие потребителей. «Я бы предложил решить эти проблемы следующим образом. Необходимо внести изменения и дополнения в нормативно-правовую базу и законодательно закрепить понятия государственных услуг, субъектов оказания этих услуг, основные принципы разработки стандартов и регламентов для ЦОНов и организационные перемены. Как вариант – создание отдельного управления в рамках Агентства по делам госслужбы либо специального агентства по государственным услугам. Ведь сейчас Минюст по-прежнему хорошо методически поддерживает ЦОНы, но перестал их контролировать административно. А на местах у каждого из акиматов свои требования по контролю, и это приводит к неразберихе», – утверждает Сергей Пизиков. Также он считает, что бесконтрольное увеличение количества предоставляемых ЦОНами услуг напрасно. В ряде случаев, когда услуга оказывается одним государственным органом, перевод ее в ЦОН усложняет и удлиняет саму услугу. Целесообразным эксперт видит разгрузку центров через отказ от предоставления сервиса, который зависит от одного ведомства, способного осуществить его самостоятельно.

«Минюст, как и любое другое ведомство, оказывающее государственные услуги, не должно контролировать ЦОНы», – утверждает депутат мажилиса Ирак Елекеев. По его мнению, ведомство не сможет быть объективным, оценивая собственную деятельность. «Передача центров акиматам также была преждевременна. Посмотрите – сейчас около ЦОНов люди занимают очереди в 4 утра! Понятно, что правительство благополучно переложило финансовую нагрузку по ЦОНам с республиканского на региональные бюджеты. Но ведь это не решает проблем простых людей. Все стало существенно дороже, качество обслуживания упало. Оно и понятно – зарплата сотрудника центра колеблется в пределах 15-22 тыс. тенге. Нет надежды, что квалифицированные специалисты с юридическим образованием захотят там работать», – прокомментировал он «Къ». Депутат также считает необходимым передать ЦОНы под контроль Агентства по делам государственной службы. «Ведь создание центров – их идея. К тому же они разрабатывают стандарты, оценивают деятельность государственных и гражданских служащих. Пусть занимаются и ЦОНами. Ведь АДГС не предоставляет государственных услуг, следовательно, конфликта интересов тоже нет», – отмечает Ирак Елекеев.

Тем временем Минюст не склонен драматизировать ситуацию. По мнению одного источника «Къ» в ведомстве, ухудшение работы ЦОНов носит временный характер. «Нынешнее снижение качества работы центров связано с переходным периодом, неизбежно возникающем при смене курирующей организации», – отмечает собеседник «Къ».

В свою очередь, Карим Масимов, по итогам правительственного заседания, распорядился создать рабочую группу по главе с министром юстиции. «Срок действия группы – 1 месяц. С учетом изложенных замечаний проработать вопрос и к 1 июня внести мне предложения по улучшению ситуации. У людей есть вопросы. Неважно, Минюст, акимат, правительство – для человека ЦОН – это представитель власти в целом», – заключил он. У чиновников остается несколько недель, чтобы принять оперативные меры. Будут ли это шаги «для отчета», или большинство проблем будет действительно снято – покажет время.

Результаты опроса на сайте Минюста РК
Как вы оценивает работу Центров по обслуживанию населения?
Положительно – 49%
Нейтрально – 19%
Отрицательно – 33%

banner_wsj.gif

72 просмотра

Әлем елдерінің парламентінде гендерлік теңдік сақтала ма?

Соңғы 25 жылда әйелдердің үлесі 2 есе өскен

Фото: Асқар Ахметуллин

Соңғы 25 жылда парламенттегі әйелдердің үлесі екі есе өскен. Халықаралық парламент одағының (Inter-Parliamentary Union) мәліметі бойынша, бүкіл әлемдегі сайланбалы заң шығарушы органдардағы орынның 25 пайызы әйелдерге тиесілі. 

1995 жылдары парламенттегі әйелдердің үлесі бойынша Скандинавия және басқа да дамыған мемлекеттер көшбасшы болып, бірінші орында Швеция тұрған. Қазіргі кезде парламенттегі әйелдер саны бойынша Шығыс Африкада орналасқан Руанда көш бастап тұр. 

Төменгі палатадағы депутаттық 80 орынның 49-ын әйелдер иеленген, соның ішінде 24 орын әу баста-ақ әйел адамдар үшін арнайы квота ретінде бөлінеді. Дүниежүзілік экономикалық форумның байламы бойынша, 2015 жылы Руанда Үкіметі әлемдегі ең нәтижелі биліктің ондығына енген.

Куба Республикасының бір палаталы парламентіндегі 605 депутаттың 322-і – әйелдер, бұл мемлекетте биліктегі әйелдердің үлесі өте жоғары. Одан кейінгі орында Боливия тұр, онда парламен төменгі палатасының 53,3 пайызын әйелдер құрайды. 2019 жылдан республиканы ел тарихындағы алғашқы әйел-президент Жанин Аньес басқарып келеді. 

Ал төртінші орында – Біріккен Араб әмірліктері. Бұл елде парламеттің қызметін ұлттық аймақтық кеңес атқарады, онда президент резолюциясы бойынша әйел адамдарға 50 пайыз квота бөлінген. БАӘ ұлттық кеңесі – заң шығарушы орган емес. Тек заңды талқылау мен оған өзгертулер мен толықтыру енгізуге құқылы. 

Ал Швеция қазір жетінші орынға түсіп кеткен. Ел парламентіндегі әйелдердің үлесін арттыру бағытында соңғы ширек ғасырда Оңтүстік және Солтүстік Америка елдері қарқынды дамыды. Бұл ретте Тынық мұхиты аймағындағы мемлекеттерде алға жылжу аз. Мәселен, Папуа-Жаңа Гвинея және Вануату сынды мемлекеттердің парламентінде әйел адамдар мүлдем жоқ. 

Ал ТМД елдері арасында парламенттегі әйелдер саны бойынша бірінші орында Беларусь келеді, ал әлем елдері арасында –22 орында. Бұл елде парламент төменгі палатасындағы әйел депутаттардың саны 40 пайызды құрайды.

aiel.png

Осы ретте әйелдердің сайлау процесіне қатысуы елдегі саяси еркіндіктің кепілі бола алмайтынын айта кеткен жөн. Айталық, Руанданың өзі Freedom House тұжырымы бойынша, еркіндік рейтингіндегі 100 балдың тек 22-сін жанап, еркіндік жоқ елдердің қатарына кірген. Ал Араб әмірліктеріндегі еркіндік деңгейі 17 баллға бағаланса, Куба Республикасында тіптен төмен – бар-жоғы 14 балл. 

Кейбіл елдерде парламенттегі әйелдер санының артуын арнайы квота енгізілуімен түсіндіруге болады. Парламентаралық кеңестің бас хатшысы Мартин Чунгонг  квота енгізілген елдерде әйелдер өз қабілеттерін барынша көрсете алатынын атап өткен.

Әйелдердің сайлау процесіне қатысуына кепіл берілуі көптеген елдерде өз нәтижесін беріп келеді. Биліктің сайланбалы органдарында әйелдер үшін арнайы квота бөлу тәжірибесі әлемнің 104 елінде қолданылады. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg