Перейти к основному содержанию

1994 просмотра

ЦОНы забуксовали

Передача Центров обслуживания населения в ведение региональных властей снизило качество предоставляемых услуг и повысило уровень недовольства граждан. Об этом на заседании правительства в понедельник заявил директор проекта USAID по улучшению бизнес-среды в Казахстане Сергей Пизиков. По его мнению, проблема заключается в том, что акимы возводят дополнительные бюрократические барьеры.

Передача Центров обслуживания населения в ведение региональных властей снизило качество предоставляемых услуг и повысило уровень недовольства граждан. Об этом на заседании правительства в понедельник заявил директор проекта USAID по улучшению бизнес-среды в Казахстане Сергей Пизиков. По его мнению, проблема заключается в том, что акимы возводят дополнительные бюрократические барьеры.

Сергей Пизиков проинформировал членов правительства о том, что с 2006 года проект USAID отслеживал деятельность ЦОНов и неоднократно докладывал о результатах проводимого мониторинга. При этом смысл всех докладов сводился к одному – проблемы есть, они достаточно серьезные, но налицо и существенный прогресс – система медленно и неуклонно движется к повышению качества обслуживания и улучшению работы ЦОНов. «Однако сейчас вынужден констатировать прямо противоположную ситуацию.В этот короткий период, прошедший с момента передачи ЦОНов в ведение акиматов, по данным мониторинга, ситуация резко ухудшилась. Участились случаи задержки в оформлении документов, резко увеличилось количество неудовлетворенных граждан – сейчас их около 40% в среднем по регионам. Причинами этого являются две группы факторов. Первая – низкая зарплата сотрудников ЦОНов, соответственно, и низкая степень ответственности, недостаточный уровень их профессионального образования и квалификации, недостаточная штатная численность, недостаточное оборудование. Все эти проблемы есть, и они обострились в связи с введением электронного документирования», – отмечает он.

В качестве второй группы глава проекта выделяет системные факторы. ЦОНы предоставляют услуги государственных республиканских органов. В этом он видит системные противоречия и ситуацию, при которой ЦОНы и областные управления юстиции перекладывают ответственность друг на друга. Важной, по его мнению, задачей является не потерять наработанный уровень и доверие потребителей. «Я бы предложил решить эти проблемы следующим образом. Необходимо внести изменения и дополнения в нормативно-правовую базу и законодательно закрепить понятия государственных услуг, субъектов оказания этих услуг, основные принципы разработки стандартов и регламентов для ЦОНов и организационные перемены. Как вариант – создание отдельного управления в рамках Агентства по делам госслужбы либо специального агентства по государственным услугам. Ведь сейчас Минюст по-прежнему хорошо методически поддерживает ЦОНы, но перестал их контролировать административно. А на местах у каждого из акиматов свои требования по контролю, и это приводит к неразберихе», – утверждает Сергей Пизиков. Также он считает, что бесконтрольное увеличение количества предоставляемых ЦОНами услуг напрасно. В ряде случаев, когда услуга оказывается одним государственным органом, перевод ее в ЦОН усложняет и удлиняет саму услугу. Целесообразным эксперт видит разгрузку центров через отказ от предоставления сервиса, который зависит от одного ведомства, способного осуществить его самостоятельно.

«Минюст, как и любое другое ведомство, оказывающее государственные услуги, не должно контролировать ЦОНы», – утверждает депутат мажилиса Ирак Елекеев. По его мнению, ведомство не сможет быть объективным, оценивая собственную деятельность. «Передача центров акиматам также была преждевременна. Посмотрите – сейчас около ЦОНов люди занимают очереди в 4 утра! Понятно, что правительство благополучно переложило финансовую нагрузку по ЦОНам с республиканского на региональные бюджеты. Но ведь это не решает проблем простых людей. Все стало существенно дороже, качество обслуживания упало. Оно и понятно – зарплата сотрудника центра колеблется в пределах 15-22 тыс. тенге. Нет надежды, что квалифицированные специалисты с юридическим образованием захотят там работать», – прокомментировал он «Къ». Депутат также считает необходимым передать ЦОНы под контроль Агентства по делам государственной службы. «Ведь создание центров – их идея. К тому же они разрабатывают стандарты, оценивают деятельность государственных и гражданских служащих. Пусть занимаются и ЦОНами. Ведь АДГС не предоставляет государственных услуг, следовательно, конфликта интересов тоже нет», – отмечает Ирак Елекеев.

Тем временем Минюст не склонен драматизировать ситуацию. По мнению одного источника «Къ» в ведомстве, ухудшение работы ЦОНов носит временный характер. «Нынешнее снижение качества работы центров связано с переходным периодом, неизбежно возникающем при смене курирующей организации», – отмечает собеседник «Къ».

В свою очередь, Карим Масимов, по итогам правительственного заседания, распорядился создать рабочую группу по главе с министром юстиции. «Срок действия группы – 1 месяц. С учетом изложенных замечаний проработать вопрос и к 1 июня внести мне предложения по улучшению ситуации. У людей есть вопросы. Неважно, Минюст, акимат, правительство – для человека ЦОН – это представитель власти в целом», – заключил он. У чиновников остается несколько недель, чтобы принять оперативные меры. Будут ли это шаги «для отчета», или большинство проблем будет действительно снято – покажет время.

Результаты опроса на сайте Минюста РК
Как вы оценивает работу Центров по обслуживанию населения?
Положительно – 49%
Нейтрально – 19%
Отрицательно – 33%

4190 просмотров

Платят все: кто, как и сколько денег будет отчислять в ЕНПФ?

Kursiv попытался выяснить, как работает Закон РК «О пенсионном обеспечении», разработанный Минтруда и социальной защиты, по которому физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, обязаны самостоятельно отчислять пенсионные взносы

Фото: shutterstock.com

Скандальные поправки об обязательных пенсионных отчислениях предпринимателей и фрилансеров вызывают вопросы не только у самозанятых и бизнесменов. Так, фискальные органы критикуют документ за сложность администрирования, а депутаты обвиняют чиновников в формализации проблем. 

Напомним, 14 июля в Казахстане вступили в силу поправки в Закон РК «О пенсионном обеспечении», разработанные сотрудниками Министерства труда и социальной защиты населения РК. Согласно поправкам физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, обязаны самостоятельно отчислять пенсионные взносы в ЕНПФ. Несмотря на то что документ вступил в силу несколько месяцев назад, до сих пор к нему не утверждены соответствующие правила. Возможно, по этой причине в МТСЗН РК не ответили на запрос Kursiv, а просто выслали выдержки из законодательных актов. Пример: «Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» от 02.07.2018 года №165 внесены изменения в ст. 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» (далее – Закон), согласно которым граждане, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, обязаны уплачивать обязательные пенсионные взносы (ОПВ) в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) в свою пользу в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от МЗП и не выше 10% от 75-кратного МЗП».

Так как подавляющее большинство читателей Kursiv не юристы, мы попросили объяснить этот ответ бухгалтера, аудитора и депутата. Кстати, юристы так и не решились перевести официальный документ МТСЗН на доступный язык. 

Беременные и кормящие тоже платят

«Обязательные пенсионные выплаты уплачиваются всеми гражданами с заработанных ими доходов (в том числе с доходов, которые получают, находясь в декретном отпуске), и объектом для исчисления ОПВ является: для наемных работников – заработная плата; для индивидуального предпринимателя – доход, полученный непосредственно от предпринимательской деятельности; для частных нотариусов – доходы от оказанных ими услуг; для граждан, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, – доходы, полученные по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг)», – говорится в ответе пресс-службы министерства, которое печется о социальных благах казахстанцев.

25-я статья закона о пенсионном обеспечении регламентирует, кто и как платит в ЕНПФ. Так, о своем будущем самостоятельно заботятся индивидуальные предприниматели и физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера. «При этом 3-й абзац статьи гласит, что предприниматель имеет право самостоятельно определять свой доход. Следовательно, женщины-фрилансеры, выполняя даже небольшую работу, в «интересном положении» будут обязаны платить, а предприниматели смогут уклониться. Но все женщины получают выплаты от государства в декретном отпуске, и это тоже доход. А с любого дохода теперь все обязаны отчислять 10%, и «декретные» здесь не исключение», – объяснила Kursiv индивидуальный предприниматель и бухгалтер Елена Ким.

В этом году размер единовременного пособия на рождение составляет 38 МРП на 1, 2 и 3-го ребенка и 63 МРП – на 4-го и так далее. Ежемесячная поддержка государства по уходу за ребенком до одного года составляет: на первого малыша – 13 853 тенге, и далее по количеству детей пособие увеличивается примерно на 2 тыс. тенге. «В поправках Минтруда оговорен минимальный пенсионный взнос. В этом году он равен 2828 тенге. Получается, что если человек заработал 2 тыс. тенге, то он перечислит в ЕНПФ около 3 тыс. Если заработал 10 тыс., то все равно оплачивает 2828 тенге», – объяснила Елена Ким.

Есть ли двойное налогообложение?

У штатных сотрудников пенсионные взносы не облагаются налогами, так как сначала бухгалтерия высчитывает 10% в ЕНПФ, а затем следует уплата подоходного налога. И уже выходя на пенсию каждый казахстанец совершает выплаты в бюджет. С фрилансерами все иначе. Предприниматель перед оплатой за работу по договору ГПХ сразу переводит деньги в казну – ИПН. Затем фрилансер оплачивает 10% в пенсионный фонд. И выходя на пенсию каждый месяц вновь платит подоходный налог. Специалисты МТСЗН утверждают, что фрилансеры могут легко вернуть эти деньги обратно через орган государственных доходов – бенефициар. «Центры возвратов есть по всей республике, их адрес можно узнать в любой налоговой. Сама процедура выглядит так: фрилансер берет справку из банка с референсом, отправляется в центр (в Алматы он находится возле Зеленого базара). В течение 20 рабочих дней фискалы делают возврат. Но процедура может затянуться на два-три месяца, и это надо делать каждый раз после оплаты пенсионных взносов», – отметила бухгалтер. 
Профессиональный аудитор, управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании ARBAudit Рустам Таиров, министерские новшества назвал скандальными: «Норма Минтруда противоречивая. Вспомните этот скандал с взиманием 10% со всех сделок, в том числе с покупок и продаж. Конечно, документ надо дорабатывать, и его ни в коем случае нельзя было вводить в действие. Кроме того, непонятно, как эта норма будет администрироваться».

Упростить жизнь фрилансеров и самим себе предложили в комитете государственных доходов. «Министерство труда разработало поправки, люди перечисляют деньги в ЕНПФ, а администрировать будет КГД. Как администраторы мы предлагали другую схему пенсионных выплат. Есть понятие источника доходов, то есть любому фрилансеру кто-то этот доход выплачивает. Мы предлагаем, чтобы предприятие или человек, который выплачивает доход фрилансеру, сразу удерживал перечисления в ЕНПФ. Это было бы самым оптимальным вариантом для самозанятых. Это бы намного упростило функции администрирования. В противном случае необходимо будет делать очень много видов контрольных работ», – поделился мнением председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ардак Тенгебаев.

Предложение фискалов сейчас рассматривается парламентариями. Но в Минтруда говорят, что предпринимателям никто не запрещает переводить деньги за сотрудников, которые работают по договорам гражданско-правового характера. «Мы будем делать анализ, будем получать информацию о тех лицах, которые самостоятельно выплачивают отчисления. Если парламентарии одобрят наше предложение, у людей отпадет необходимость решать административные задачи», – отметил глава КГД. 

Резюме

Согласно официальной статистике, самозанятые как класс в Казахстане постепенно исчезают. С 2003 года, когда фиксировался пик количества самозанятых – 2,7 млн человек, произошли масштабные изменения на рынке труда, и по итогам 2017 года статистика нам выдала 2,1 млн. При общем росте экономически активного населения из разряда самозанятых вышли порядка 600 тыс. человек. «Сейчас мы видим, что усилия государства на рынке труда посвящены формализации самозанятых. Стоит задача поставить их на учет и вовлечь в систему пенсионных отчислений и взносов в систему обязательного медицинского страхования и социального страхования. Для этого планируется введение единого совокупного платежа. Мы идем в общем в тренде. Такие же процессы происходят в соседней России, где экономика структурно очень похожа на казахстанскую», – прокомментировал ситуацию депутат мажилиса от Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Конуров.

Свою лепту в сокращение внесли сельские самозанятые – с 1,5 млн человек их количество сократилось до 1,2 млн. «Люди не нашли постоянную работу в селе, поскольку с 2015 года численность занятых в сельском хозяйстве уменьшилась порядка на 230 тыс. человек. Не пошли они и на заводы, поскольку численность занятых в обрабатывающей промышленности, несмотря на индустриализацию, выросла лишь на 17 тыс. Количество работающих в строительстве и вовсе сократилось, и лишь сейчас благодаря госпрограммам ситуация на рынке труда стала меняться в лучшую сторону. На самом деле увеличение численности занятых наблюдается в очень ограниченном количестве секторов. Прирост в сфере торговли за последние три года составил 90 тыс. человек, в сфере операций с недвижимым имуществом – 80 тыс., в здравоохранении и социальных услугах – 80 тыс.», – констатировал депутат.

По словам г-на Конурова, эти данные говорят о том, что проблема рынка труда – это не теневая сфера, а экономика страны. «Нужно сделать прозрачной структуру занятости, обеспечить участие всех работающих в пенсионной системе и медицинском страховании. Но не менее важной является содержательная сторона – чем именно занимаются самозанятые. Если человек бросает крестьянское хозяйство и переходит на базар, то вряд ли это хороший результат. На первом месте должно стоять создание рабочих мест в отраслях, создающих добавленную стоимость, а только потом – формализация занятости, но у нас пока телега запряжена впереди лошади, и фискальный блок правительства намерен загнать самозанятых в жесткие условия выплат ОПВ и ОСМС», – заключил депутат. 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

С начала 2016 года количество банков в Казахстане фактически сократилось с 35 до 28. Некоторые эксперты говорят, что скоро в стране останется не более 5-7 банков. Как Вы оцениваете эту тенденцию?

Варианты

simfonicheskoe_kino_240x400.gif

Цифра дня

50
место
занял Казахстан в мировом рейтинге военной мощи

Цитата дня

 

Я считаю, у нас много банков. Часть финансовых институтов имеют нишу, которая недостаточно устойчива, поэтому при любых внешних шоках, они не смогут их абсорбировать и будут вынуждены искать партнеров, просить у них помощи, так как маловероятно, что регулятор даст им поддержку, поскольку они не являются системнозначимыми.

Елена Бахмутова
глава Ассоциации финансистов Казахстана

Спецпроекты

_lstv.jpg