Британцы гарантируют честность

Опубликовано
Управляющий директор по студенческим делам готовящегося к открытию уже в этом году Нового университета Астаны Стивен Грин заверяет, что набор студентов будет осуществлен на принципах объективности и транспарентности. Казахстанские учителя сомневаются в самой возможности сделать это, учитывая местные реалии.

Управляющий директор по студенческим делам готовящегося к открытию уже в этом году Нового университета Астаны Стивен Грин заверяет, что набор студентов будет осуществлен на принципах объективности и транспарентности. Казахстанские учителя сомневаются в самой возможности сделать это, учитывая местные реалии.

Вице-президент Нового университета Астаны (НУА) Кадиша Даирова считает, что создание нового вуза с помощью британских специалистов позволит Казахстану в будущем сократить количество казахстанских выпускников, отправляемых за рубеж по программе «Болашак». При этом она высказала надежду, что когда у страны будет лучше с демографией, количество обучающихся в НУА превысит 25 тыс. Когда конкретно наступят такие времена, она сказать не смогла, однако отметила, что, согласно распоряжению президента, для обучения наиболее одаренных выпускников государством выделяется 500 грантов. Вес гранта для вуза будет равен цене обучения, а это 11 950-12 950 фунтов стерлингов.

«В университете будут работать иностранные преподаватели. Их средняя зарплата будет составлять примерно 2 000 фунтов стерлингов в месяц. При этом мы понимаем важность развития национальных педагогических кадров и будем привлекать наиболее одаренных выпускников педагогических институтов для того, чтобы через несколько лет обучения и практики они смогли обучать наших студентов в соответствии с мировыми стандартами», – прокомментировала она. Также вице-президент сообщила о подписании новых соглашений по разработке концепций школ Нового университета Астаны между НУА и Национальным университетом Сингапура, Университетом Пенсильвании, а также норвежской корпорацией «Статойл».

Инициатива государства по созданию инновационного вуза, готового применить прогрессивные международные технологии в повышении уровня казахстанского высшего образования похвальна. Однако здесь сразу же возникает несколько немаловажных вопросов. Первый: уровень оплаты и количество грантов. В текущем году в Казахстане 138 тыс. выпускников заканчивают средние школы. И лишь 0,3% (а именно такую долю составляет 500 грантов от указанного количества выпускников) из них могут считаться самыми одаренными и учиться в Новом университете в родной стране. Почему правительство выделяет лишь 500 грантов для учебного заведения, на которое возлагает такие большие надежды? Путем нехитрых калькуляций можно посчитать, что их общая стоимость равна примерно $10 млн. Вряд ли данную сумму можно назвать существенной для казахстанского бюджета, когда рассматривается вопрос об образовательном и инновационном рывке страны. Поскольку очевидно, что совсем немногие родители смогут позволить себе обучать детей на платном отделении с ценой в 3 млн тенге.

Второе: прозрачность и честность отбора учащихся. По словам Стивена Грина, прием заявлений ведется британской комиссией и ею же на всех этапах контролируется тестирование и отбор претендентов на обучение. «Ответственно заявляем, что в принятии решений мы руководствуемся принципами честности и открытости. Никто из государственных чиновников не сможет оказать на нас влияния. Мы отберем только самых лучших для обучения в Новом университете», – прокомментировал он «Къ». Однако, по мнению учителя одной из школ для одаренных детей, проблемой казахстанского образования для юных талантов стало «телефонное право». «Бывает, что дети высокопоставленных чиновников не проходят вступительные тесты в ШОДы. И директора имеют полное право отказать им в приеме. Однако на них нажимают через органы Управления образования и заставляют принять. Потом таким «позвоночникам» оказывается помощь в сдаче ЕНТ, защите научных проектов, олимпиадах», – рассказывает он. Собеседник «Къ» высказал сомнение, что отбор в новый престижный университет удастся провести полностью честно. «Возможно, британцы и надеются на честный отбор. Однако не вызывает сомнений, что многие казахстанские чиновники захотят отучить детей за государственный счет», – отмечает педагог.

Университетский колледж Лондона (UCL), являющийся на данный момент главным партнером НУА, по версии рейтинга Times – 2010, входит в десятку лучших вузов мира, наряду с британскими Кэмбриджем и Оксфордом. Однако собственные британские данные показывают, что уровень образования в стране снижается. Так, по информации Британской национальной статистической службы, количество англичан возрастной категории 16-21 год, являющихся неграмотными, достиг 15% по сравнению с 2% в 1912-м. 70% молодых британцев не смогли справиться с поставленной задачей: найти 14 ошибок в тексте.

На все вопросы, поставленные «Къ», Кадиша Даирова предложила ответить в сентябре. «Мы полностью открыты для прессы и готовы показать первые результаты, когда они будут, а именно – осенью», – заявила она. Действительно, хотелось бы верить, что все будет хорошо. Однако знаменательны слова проректора одного из казахстанских вузов, пожелавшего остаться неизвестным, который предложил нам изучить ситуацию вокруг Казахстанско-Британского технического университета, который имеет все шансы в ближайшее время стать просто КТУ.

Читайте также