Авось не пронес

Как сообщил «Къ» Вадим Виноходов, заместитель начальника ГУ «Казселезащита» МЧС РК, владельцу дамбы ТОО «Шынар» и местным исполнительным органам власти еще в конце января было рекомендовано подготовить дамбу Кызылагаш к паводковому периоду…

Авось не пронес

Авось не пронес
Как сообщил «Къ» Вадим Виноходов, заместитель начальника ГУ «Казселезащита» МЧС РК, владельцу дамбы ТОО «Шынар» и местным исполнительным органам власти еще в конце января было рекомендовано подготовить дамбу Кызылагаш к паводковому периоду…

По словам г-на Виноходова, Талдыкорганское управление ГУ «Казселезащита» МЧС РК постоянно участвовало в проверке дамбы Казылагаш и давало рекомендации и на 2009, и на 2010 годы. «Мы давали рекомендации о приведении в готовность этих сооружений к паводковому периоду. Контролировать же свои рекомендации не имеем права», – говорит он.

Напомним, 11 марта в Аксуском районе на водохранилище Кызылагаш произошел прорыв тела плотины с восточной стороны. В результате поселок Кызылагаш, где проживает 3 тыс. человек, разрушен на 70%. По информации вице-министра по ЧС РК Валерия Петрова, 146 домов снесено полностью, 251 домостроения разрушено и 42 требуют ремонта.

Общее количество пострадавшего населения составило 3 767 человек (п. Кызылагаш – 2 240, п. Актоган – 562, п. Кольтабан – 296, п. Егинсу – 626 и разъезд Кумтобе – 43).

По данным пресс-службы акимата Алматинской области, в результате наводнения погибли 37 человек. По неофициальным данным, число погибших достигает 220 человек. Спасательные работы продолжаются.

По словам г-на Виноходова, в начале 2000-х при распаде колхозов, дамбы, которые не могли эксплуатироваться, убирались. Остальные передавались в частные руки, и сейчас большинство объектов в государственную собственность не возвращено. «Я думаю, что ремонт дамбы не проводился, потому что объект находился в частной собственности. Частные лица берут такие объекты для полива или для разведения рыбы, при этом они говорят «нас не интересует ваша дамба». Я такое слышал не единожды», – добавил наш респондент.

Уровень готовности
Напомним, за 11 дней до трагедии в Казылагаше пресс-служба ДЧС сообщила, что, по состоянию на 1 марта 2010 года, паводковая обстановка в Алматинской области стабилизировалась, угроза подтопления населенных пунктов устранена, продолжаются работы по ликвидации последствий подтоплений и определению объемов нанесенного материального ущерба. Тогда же, в связи со сложной паводковой обстановкой, сложившейся в результате повышения температуры и выпадения осадков в виде дождя с 27 по 28 февраля, вице-министр по ЧС РК Валерий Петров и директор департамента ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС РК Диханбек Сатылганов посетили Алматинскую область. На вертолете МИ-8 РГП «Казавиаспас» проводился облет местности, русел рек для реальной оценки ситуации, сложившейся на территории Карасайского, Жамбылского, Илийского, Панфиловского, Коксуского и Ескелдинского районов, а также г. Капшагай (с. Шенгельды) и г. Талдыкорган. Тогда в зону подтопления попало 19 населенных пунктов и ряд объектов хозяйствования. В разной степени затоплению подверглось 420 жилых домов. В Уйгурском районе на отдельных участках были размыты автодороги и поливные каналы.

По словам жителя Кызылагаша, местные органы власти предупреждали население о возможном прорыве дамбы, убеждая людей, что это не опасно для жизни, так как воды мало. В свою очередь, хозяин дамбы должен был спустить воду, но не сделал этого, так как планировал продавать ее для полива.

Кто виноват
В настоящее время по факту наводнения в поселке Кызылагаш возбуждено уголовное дело, задержан ряд должностных лиц. «По чрезвычайному происшествию, повлекшему гибель людей в поселке Кызылагаш Аксуского района, прокуратурой Алматинской области возбуждено и принято к производству следственным комитетом МВД уголовное дело по статьям 315 («Бездействие по службе») и 316 («Халатность») Уголовного кодекса Республики Казахстан. В ходе проведенных следственных действий задержаны и водворены в изолятор временного содержания аким Кызылагашского сельского округа Есет Жунусов, заместитель начальника ДЧС по Алматинской области Евгений Енин, начальник отделения ЧС Аксуского района Кунибек Байзаков, директор и учредитель ТОО «Шынар» Куаныш Бекеев и исполнительный директор специального производственного кооператива водопользователей М. Жунусов», – говорится в распространенном сообщении пресс-службы Министерства внутренних дел РК.

Ущерб
По предварительным данным, на возмещение ущерба в поселке Кызылагаш, причиненного наводнением, потребуется 7.2 млрд тенге. Об этом сообщил аким области Амандык Баталов. По его словам, из указанной суммы 6.2 млрд тенге пойдет на строительство 686 новых жилых домов в четырех населенных пунктах: Кызылагаш, Егинсу, Алажиде, Актоган. На строительство одного дома планируется затратить 8-9 млн тенге, стоимость одного квадратного метра жилья составит $550-600.

Премьер-министр РК Карим Масимов подписал в понедельник постановление о выделении средств из резерва правительства для ликвидации последствий прорыва плотины водохранилища в Аксуском районе Алматинской области. Согласно постановлению, средства в сумме 599 млн 838 тыс. тенге будут направлены в виде двух целевых текущих трансфертов. Первый, в сумме 499 млн 838 тыс. тенге, – для оказания материальной помощи жителям поселков Кызылагаш и Егинсу, пострадавшим вследствие прорыва плотины водохранилища Кызылагаш и для проведения первоочередных работ по восстановлению систем водоснабжения, ремонту жилых домов. Второй, в сумме 100 млн тенге, – для строительства новых жилых домов.

Первый правительственный транш уже поступил.

Всем семьям из областного бюджета на каждого погибшего будет выплачено по 500 тыс. тенге. Все расходы, связанные с организацией похорон, также берет на себя областной акимат. Каждому члену семей, пострадавших от наводнения (т. е. лишившихся жилья, скота и другого имущества), правительство РК планирует выплатить компенсацию в размере 121 тыс. тенге.

По данным пресс-службы акимата, на сегодняшний день в поселок Кызылагаш уже вернулось 132 семьи. Они обеспечены всем необходимым для проживания, в том числе углем, газом в баллонах, питьевой водой, а также сеном для уцелевшего скота. Также дано поручение привлечь вернувшихся жителей к восстановительным работам с оплатой их труда.

В настоящее же время в городе Ушарал Алакольского района Алматинской области сложилась не менее опасная ситуация, чем в поселке Кызылагаш. Так, по сообщениям местных жителей, весь город в течение месяца боится прорыва плотины. А воды в плотине гораздо больше, чем в той, что в поселке Кызылагаш. «В нашу плотину стекается 3 большие (бурные) реки. Плотина вот уже несколько лет в аварийном состоянии. Все в городе – от простого жителя до акима знают, что в ней имеется трещина. А снега в этом году у нас в районе выпало очень много. В городе высота сугробов достигает 1.5 местами 2 метров, в горах, по словам охотников, – до 4-5 метров. Плотина находится в ущелье, и при ее разрушении вся вода огромным потоком хлынет в наш город», – сообщает один из жителей Ушарала.

МЧС РК не в курсе«На данный момент точное количество дамб в Казахстане, находящихся в частных руках, неизвестно», – сообщил газете «Къ» Эльдор Райымбеков, руководитель пресс-службы МЧС РК. Сейчас идет проверка дамб на форму собственности, так как, оказывается, не всегда фактический и юридический владелец одно и тоже лицо. «Бывает, по документам одно лицо, а фактически другое. Поэтому на местах департаменты по ЧС проводят обследование этих дамб», – говорит г-н Райымбеков.

Статистика наводнений в мире1972 г., наводнение в США – 237 человек погибли.
1998 г., наводнение в Китае – 95 человек погибли.
2004 г., наводнение на Филиппинах унесло жизни 306 человек.
2004 г., наводнение в Китае – 143 погибших.
2004 г., наводнение в Нигерии – 200 человек погибли.
2007 г., наводнение в Африке– 250 погибших.
2008 г., наводнение в Бразилии – 84 человека погибли.
2009 г., наводнение в Анголе и Намибии – погибли 92 человека.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Безопасны ли авиаперелеты в эпоху пандемии?

Современные фильтры снижают риски, но не снимают их полностью

Посадка пассажиров на рейс авиакомпании American Airlines в Сан-Диего. Фото: Sandy Huffaker / Getty Images

Безопасно ли летать на самолетах? Этот вопрос – один из ключевых для экономики, семейных отношений и потребности хотя бы на время вырваться из рутины.

Ответ: не так безопасно, как индустрия авиаперевозок хотела бы, чтобы вы считали, но гораздо безопасней, чем вы могли подумать.

Салоны самолетов оборудованы мощной системой кондиционирования, и этот постоянный поток воздуха, смешанный со свежим атмосферным воздухом, очевидно, снижает риск распространения вируса COVID-19. Идея аналогична тому, что находиться на открытом пространстве, где много свежего воздуха, безопаснее, чем внутри помещения.

«Многие думают, что лететь в самолете – это все равно, что лететь в запечатанном цилиндре, но это совсем не так», – говорит Аманда Симпсон, вице-президент по исследованиям и технологиям компании Airbus Americas.

Авиакомпании и авиапроизводители делают все возможное, чтобы вселить в путешественников уверенность в безопасности полетов. Они утверждают, что эффективная работа системы вентиляции вместе с фильтрацией воздуха и постоянным забором свежего забортного воздуха делают салон самолета более безопасным в плане защиты от вирусов по сравнению со многими другими закрытыми общественными помещениями – офисами и ресторанами. Благодаря использованию масок и антисептиков для рук после посещения туалета эта среда становится еще более безопасной, говорят они.

Некоторые эксперты в сфере здравоохранения полагают, что риски в самолете все-таки намного выше: вентиляция и фильтрация могут и не помочь, если рядом с вами кто-то кашляет или чихает. И не стоит забывать о том, что в самолете люди находятся гораздо ближе друг к другу, чем в любом другом публичном месте.

Авиакомпании прекрасно понимают, что это ключевой момент для будущего авиаперевозок. Социологическое исследование, проведенное в начале июня для Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показало: 65% респондентов из 11 стран самой главной опасностью для пассажиров считают нахождение рядом с инфицированным человеком. Использование уборной оказалось на втором месте.

«В целом уровень общего риска, я думаю, можно оценить как средний», – говорит Марк Жендро, эксперт по вопросам передачи заболеваний в самолетах и главный санитарный врач в больницах Beverly Hospital и Addison Gilbert Hospital в пригороде Бостона.

Недавно к нему обратились с просьбой рецензировать исследование, проведенное в Германии экспертами в области авиамоделирования, и Жендро считает, что результаты этого исследования могут быть очень полезными для всех путешественников. Компьютерные симуляции показали, что наивысший риск заражения COVID-19 среди авиапассажиров возникает во время посадки и высадки. В этот момент контакт между людьми наиболее тесный, поскольку их носы и рты оказываются слишком близко. Только представьте ситуацию, когда кто-то пытается положить свою сумку в багажный отсек над головами сидящих пассажиров.

По словам Говарда Вейсса, одного из авторов проведенного в 2018 году исследования о передаче респираторных заболеваний в самолетах, сравнение с офисным воздухом и другими условиями в этом случае может быть нерелевантным. «В офисах нет кресел, расположенных точно так же, как в самолете», – говорит доктор Вейсс, профессор биологии в Университете штата Пенсильвания.

Существует не так много примеров передачи коронавируса внутри самолета. По данным IATA, отслеживание контактов после рейса от 31 марта между США и Тайванем, где у 12 пассажиров были выявлены симптомы COVID-19, не показало следов передачи заболевания еще 328 пассажирам и членам экипажа. Точно так же следов передачи не было выявлено и на рейсе из Китая в Канаду, где находился один пассажир с симптомами заболевания. Однако, как показали предварительные исследования по рейсу от 2 марта из Лондона во Вьетнам, один пассажир, вероятно, стал источником заражения 14 других людей. Двенадцать из них сидели поблизости.

Среди бортпроводников, по информации авиакомпаний, как правило, нет высокого уровня заболеваний, хотя они проводят в самолетах гораздо больше времени, чем большинство пассажиров. «Если бы здесь существовали проблемы, статистика бы это показала», – отмечает Дэвид Сеймур, главный исполнительный директор компании American Airlines.

Согласно многолетним научным исследованиям, охватывающим различные вспышки заболеваний в прошлом, а также нынешнюю пандемию, вероятность передачи вируса между пассажирами самолета в целом достаточно невысокая. Но это не означает, что риска такой передачи не существует. К примеру, как показало одно из исследований по SARS (еще одному виду коронавируса), один инфицированный пассажир на борту самолета стал причиной заражения сразу 22 человек.

«В настоящее время в целом принято считать, что когда самолет находится в воздухе и система вентиляции работает как положено, она достаточно эффективно очищает воздух от вирусов», – говорит доктор Жендро.

Новое исследование показывает, что посадка и высадка – одни из наиболее опасных моментов для передачи вируса.

Как утверждает Boeing, из-за опасений по поводу того, что авиакомпании могут хотя бы на несколько минут выключать вентиляцию во время посадки или высадки, компания рекомендовала авиалиниям использовать бортовые источники питания для обеспечения работы вентиляции на полную мощность.

Однако авиакомпании этим рекомендациям следовать не обязаны. В США, согласно информации Федерального управления гражданской авиации, нет требований о том, чтобы система вентиляции в салоне самолета работала тогда, когда он находится на земле. 

Впрочем, такие авикомпании, как Southwest, American и ряд других утверждают, что обеспечение работы системы вентиляции на полной мощности не только в воздухе, но и на земле, уже является для них стандартной практикой.

Как правило, коронавирус распространяется в виде частиц, выделяемых инфицированным человеком, которые затем попадают в организм других людей через рот, нос или глаза. Крупные частицы, выделяемые во время кашля или чихания, представляют наибольшую опасность, но, как полагает все большее число ученых, частицы в виде микро­аэрозоля, который выделяется во время дыхания больного, также способны находиться в воздухе и причинить вред.

Эксперты в области авиации считают, что вентиляционные системы самолетов плохо справляются именно с большими частицами. Они слишком велики, и воздушный поток не может их быстро унести с собой. Поэтому те из них, которые оказались в непосредственной близости от пассажира, могут представлять угрозу. Тем не менее эксперты согласны с тем, что бортовая система вентиляции, скорее всего, хорошо справляется с загрязнением микроаэрозолем.

Как утверждает большинство представителей индустрии, система вентиляции и маски делают безопасными и средние места. Авиакомпании также указывают на то, что во многих самолетах с одной стороны прохода установлены два сиденья, поэтому в подавляющем большинстве случаев вы сидите плечом к плечу с кем-то вне зависимости от наличия среднего места.

Похоже, идея с блокировкой среднего ряда кресел – чисто американское изобретение. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой IdeaWorks, показал: ни одна из 17 неамериканских авиакомпаний не блокировала средний ряд сидений. Это делают только такие авиакомпании, как Delta, Southwest, JetBlue, Alaska и Frontier.

И все же эксперты в области здравоохранения считают, что, несмотря на невозможность соблюдать социальную дистанцию в салоне самолета, отсутствие соседа в среднем кресле снижает вероятность инфицирования. Во всяком случае, поблизости теперь немного меньше людей, а любая дополнительная дистанция может быть полезной.

Недавние расчеты Арнольда Барнетта, профессора Массачусетского технологического института и эксперта по авиационной статистике, показали, что занятое среднее кресло повышает вероятность заражения вирусом на 79%. Шансы заболеть составили один из 4300 при полностью заполненном салоне против одного из 7700 при пустом среднем ряде в самолетах Airbus A320 или Boeing 737. В обоих случаях риск оказался низким. Сам ученый называет свои данные неполными, но если ориентироваться на них при нынешнем уровне заполняемости самолетов, то получается, что на 600 тыс. пассажиров, ежедневно пользующихся услугами авиакомпаний в США, суточный уровень заболеваемости может составить 90 человек.

10-полоса_WSJ_Воздух-повсюду.jpg

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg