Почему казахстанские студенты уезжают учиться за границу

Опубликовано (обновлено )
Мнение управляющего партнера Khalykbergen Strategy Communications Нуркена Халыкбергена

На минувшем заседании Совета Ассамблеи народов Казахстана, которое состоялось 11 ноября, Нурсултан Назарбаев высказался о своих переживаниях по поводу миграции соотечественников из страны.

«Я переживаю, когда слышу, что кто-то уезжает из Казахстана куда-то. Зачем уезжать, если мы создадим лучше условия, чем там, куда они уезжают? Поэтому на местах акиматы должны быть очень внимательными. Почему они уезжают в соседние вузы? Надо сделать так, чтобы у нас было лучше. Самое главное – лучшее образование надо», – потребовал Елбасы.

Первый президент задал актуальный вопрос: почему же уезжают наши студенты в другие государства за знаниями? Очевидно, что в Казахстане необходимых знаний нет, есть только декларации чиновников. Министерство образования и науки Республики Казахстан в своих докладах пишет об успешной реализации очередной реформы образования; роста конкурентоспособности образования; об успешном внедрении Болонского процесса и прочие умные и красивые слова, которым хотелось бы верить. Только вот реальность совсем другая. Об этом я подробно рассказал в своем открытом письме Нурсултану Назарбаеву.

Первое. За 29 лет казахстанской независимости мы так и не выучили английский язык: в международном рейтинге знания английского языка за 2019 год наша страна находится на 93-ем месте из 100 стран.

Второе. В докладе Евразийской экономической комиссии по итогам 2019 года «Образование в цифрах. Статистика ЕАЭС» говорится, что в общем объеме «экспорта» студентов, учащихся не у себя на родине, а в странах ЕАЭС, вклад Казахстана составляет 67%. Это больше, чем Россия, Кыргызстан, Армения, Беларусь вместе взятые. Согласно исследованию Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (оценивает функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике) казахстанские школьники оказались практически в самом низу —  на 69-ом месте из 78.

Третье. За 29 лет казахстанской независимости у нас сменилось 13 министров образования (средний срок работы каждого 2,3 года). Каждый новый министр считал своим долгом запустить новую реформу в образовании, пытаясь совершить революцию за пару лет, пока сидит на этом посту. При этом наши дети являются подопытными кроликами в этих бесконечных экспериментах, за результаты которых никто никогда не отвечал перед народом. Чиновники в силу короткого периода пребывания на своих позициях и ограниченного видения, принимают противоречащие регулятивные нормы, которые приводят к абсурду в образовательной отрасли Казахстана.

Четвертое. После окончания вуза работодателю приходится доучивать новоиспеченного специалиста, ведь в вузе ему преподавали теорию учителя, у которых за плечами нет никакого практического опыта. Чиновники от образования не дают разрешения вузам нанимать в качестве преподавателей практиков с отраслевым опытом. Например, один из руководителей коммерческих вузов рассказывал, что ему не разрешили нанимать англичан для преподавания английского языка студентам. Причина – государственные стандарты образования запрещают преподавать людям, у которых нет педагогического образования и магистерского диплома. Абсурд. А если нарушить это правило, то вуз закроют и лишат лицензии.

Пятое. Закрытие вузов в последние месяцы почему-то стало главной целью очередного министра образования. Чиновники поверили сами и убеждают в этом руководство страны, что нужно сокращать количество вузов в Казахстане, мол, у нас их слишком много. Утверждается, что в Казахстане должно быть соотношение 1 вуз на 300 тыс. населения. Тогда как опыт США показывает, что в Америке 1 вуз приходится на 60 тыс. населения. Индия и Китай каждый год открывают новые институты и университеты, а мы их наоборот сокращаем. Показательна история с КазАТК им. М. Тынышпаева – уникальным вузом на территории Центральной Азии с почти 100-летней историей, который готовит транспортных специалистов. В октябре 2020 года академию лишили лицензии

Шестое. Все школьники обязаны сдать ЕНТ для поступления в казахстанские вузы. А вот иностранцам, которые хотят поступить в эти же вузы, ЕНТ сдавать не нужно. Наши дети могут поступать в вузы один раз в год, а иностранцы в течение года. В российские вузы, которые в международных рейтингах стоят выше, чем отечественные, казахстанским детям не нужно сдавать ЕГЭ и ЕНТ. Эксперты качество российских выпускников оценивают выше, чем казахстанских. Вот и причина растущего числа детей, убегающих из нашей страны к соседям за знаниями.

Седьмое. Во всем мире дистанционная форма обучения давно признается таким же способом получения знаний, как и очное обучение. В Казахстане оно запрещено для подавляющего большинства абитуриентов, по дистанционке разрешается обучаться только инвалидам и лицам, находящимся в заключении. Конечно, есть оговорка в законе об образовании, что дистанционное обучение в Казахстане возможно в условиях чрезвычайных ситуаций, но сути это не меняет.

Есть еще несколько десятков пунктов, которые не поместятся в одну авторскую колонку. Однако то, что вопрос как никогда актуален, показывает общественное внимание к проблеме образования в Казахстане. Высказанные мною тезисы были поддержаны уполномоченным по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин, а также рядом СМИ.

Читайте также