Как свободный рынок может обеспечить бесплатную учебу в колледже

Опубликовано
Брокерская индустрия дает возможность заглянуть в будущее образования

Пандемия COVID-19 вынудила колледжи перейти на онлайн-обучение, зачастую с катастрофическими результатами. Студенты не глупы и требуют скидку за такое обучение. Они уже давно осознали то, что вузы никак не хотят признавать: онлайн-обучение – это совсем не то образование, полную стоимость которого оплачивают студенты, их родители и американские налогоплательщики. 

Наиболее распространенная форма скидки – это 10% от стоимости обучения, однако некоторые студенты требуют большего. Они утверждают, что на долю внеакадемических видов деятельности, начиная от сценических постановок и концертов до нетворкинга и вечеринок, приходится много больше 10% от полной стоимости обучения, которую взимает колледж. Подобные скидки подразумевают, что студенты все еще получают 90% ценности высшего образования (при средней стоимости около $45 тыс.) через лекции в Zoom, однако большая часть образовательного контента сегодня находится в свободном доступе. И, конечно же, нельзя винить студентов и их родителей, считающих, что такое образование также должно быть практически бесплатным.

В некоторых вузах это так и есть. Университет Южного Нью-Гемпшира, обучение в котором проходит преимущественно онлайн, недавно объявил о том, что из-за пандемии первый год обучения для первокурсников будет бесплатным. Национальный Университет (штат Калифорния), предлагающий широкий круг онлайн-курсов, снизил стоимость обучения до 25% для студентов, обучающихся в режиме полной нагрузки, а также сообщил, что практически бесплатно примет на учебу новых студентов, подпадающих под условия федеральных грантов Пелла.

Однако способна ли пандемия кардинально изменить ценовую политику колледжей в сторону уменьшения оплаты за обучение? Или же эти шаги так и останутся лишь отдельными примерами?

Возможность заглянуть в будущее высшего образования дает совершенно неожиданный источник: брокерская индустрия. Как и высшее образование, торговля акциями – это высоко зарегулированная сфера, где любым переменам препятствуют серьезные барьеры. Вспомните стереотипных биржевых маклеров 1980-х: «властителя вселенной» Тома Вулфа или «громоподобное стадо» в Merrill Lynch.

В течение многих лет традиционная брокерская индустрия считалась слишком сложной, чтобы автоматизировать ее. Казалось бы, как интернет может заменить классического консультанта, который не только принимает ордеры на сделки, но и отвечает на телефонные звонки, дает советы, участвует в обсуждении сделок с недвижимостью и других задач, связанных с управлением личным состоянием? 

Тем не менее эта незыблемая ранее позиция изменилась быстрее, чем ожидалось. За 30 лет технологии снизили стоимость трейдинга на фондовом рынке с сотен долларов практически до нуля.

В 1988 году разношерстная группа специалистов, работавшая вдали от Уолл-стрит, начала менять всю брокерскую индустрию. Возглавлял эту группу Джо Рикеттс, легендарный основатель Ameritrade, который стал первым, кто сделал возможной торговлю акциями при помощи кнопочного телефона. Спустя семь лет Ameritrade запустила и онлайн-трейдинг.

Компания Ameritrade стала моим первым клиентом, когда, закончив колледж, я начал работать инвестиционным банкиром. По большей части моя работа заключалась в том, чтобы помогать мистеру Рикеттсу с багажом во время роуд-шоу. В 1998 году, когда большинство других фирм взимали комиссию за трейдинг в размере $199, он совершил революцию в брокерской индустрии, предложив торговать неограниченным количеством акций по цене $8 за сделку. Проведя с ним в разъездах немало времени, однажды я набрался смелости и спросил его: «При какой цене сделки ниже $8 можно осуществлять трейдинг на фондовом рынке?»

С огоньком в глазах мистер Рикеттс ответил, что «однажды сам Ameritrade будет платить тебе за сделку».

Я было подумал, что он потерял деловую хватку, если и не сам разум, ведь кто станет бесплатно раздавать продукт, за который другие берут $200? 

И все-таки мистер Рикеттс вновь предвидел будущее: сегодня практически ни одна крупная брокерская фирма не взимает комиссию за осуществление торгов. Теперь у этих фирм новые источники дохода, как, например, продажа потока ордеров маркет-мейкерам. Это что-то вроде почтового сервиса Gmail, который для простых пользователей является бесплатным, однако их данные помогают Google продавать таргетированную рекламу. В I квартале 2020 года финтех-единорог Robinhood только на продаже потока ордеров заработал $100 млн. Компания-правопреемник Ameritrade была продана в ноябре прошлого года примерно за $26 млрд.

Иными словами, высшее образование сегодня находится на том этапе, на котором брокерский бизнес был в конце 1990-х: в преддверии трансформации. Еще до пандемии на рынке образования наметилось смещение акцента с дорогостоящих вузов к низкозатратным. Университет Южного Нью-Гемпшира и Western Governors University, которые, по сути, являются некоммерческими организациями, где плата за обучение не превышает $10 тыс. в год, уже стали одними из крупнейших и наиболее быстрорастущих вузов в США. В каждом из них обучается свыше 100 тыс. студентов, которым обеспечивается доступ к онлайн-курсам и обучению на основе их уровня знаний, что позволяет кардинально снизить стоимость обучения, не жертвуя при этом его качеством.

Эти мегауниверситеты будут использовать технологии с целью снизить со временем долю оплаты за обучение в своих доходах до нуля. Некоторые уже идут по этому пути, а для многих других источником импульса к переменам может стать пандемия. Вместо того чтобы собирать десятки тысяч долларов со студентов в качестве платы за образование, колледжи могут зарабатывать на партнерстве с работодателями, взимая со студентов процент их дохода уже после обучения либо при помощи государственных социальных облигаций, привязанных к успехам студента, например, к проценту выпускников.

Уроки мистера Рикетта должны быть понятными для президента каждого колледжа в Америке: технологические изменения способны оказывать глубокое влияние на различные сектора экономики совершенно новыми способами, и если крупные игроки игнорируют их, то делают это во вред себе же. Новые образовательные модели уже стали причиной снижения размера оплаты за обучение, однако здесь по-прежнему существует огромный простор для серьезных структурных ценовых изменений в самой индустрии. После пандемии победителем окажется тот вуз, который сделает онлайн-обучение бесплатным.

Точно так же, как 30 лет назад никто не мог предвидеть, что произойдет с брокерскими комиссиями, немногие могут представить, что произойдет с колледжами в мире, где плата за обучение взиматься не будет. Но этот мир может наступить. И если это случится, дебаты по поводу бесплатных колледжей уйдут в прошлое. Вопрос лишь в том, как вы сами встретите эти перемены – с недоверием или огоньком в глазах? 

Дэниел Пианко, сооснователь и управляющий директор организации University Ventures.

Читайте также