Токаев призвал повысить привлекательность инвестиций в образование

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Речь идет об изменении параметров ГЧП в проектах

Основной причиной проблем казахстанского образования президент Касым-Жомарт Токаев назвал недостаточность выделяемых на него средств, а также отсутствие «системности и продуманности» реформ в этой сфере. Пока что Казахстан отстает более чем на порядок от стран первого десятка рейтинга PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Поэтому глава государства призвал повысить финансовую привлекательность инвестиций в образовательную инфраструктуру. В частности, необходимо рассмотреть возможность повышения нормативов подушевого финансирования, изменения сроков, сумм и структуры затрат, возмещаемых по проектам от государственно-частного партнерства

«По сути дела, образование – это важнейшая отрасль экономики. Что касается недостаточности выделяемых средств, конечно же, этому есть причины. Как говорится, надо жить по средствам, но в среднем мы тратим на одного учащегося менее 1 000 долларов в год, тогда как первая десятка стран лидеров рейтинга PISA на одного учащегося тратят от 10 до 14 тысяч (долларов)», — сказал он на третьем заседании национального совета общественного доверия, где обсуждались вопросы образования.

По мнению главы государства, необходимо повторно изучить реформы, направленные на развитие образования и науки до 2025 года. К тому моменту на образование будет направляться в шесть раз больше денег, а на науку – в семь раз больше.

Токаев отметил, что базовым условием качества образования является школьная инфраструктура, соответствующая современным санитарным нормам и стандартам оснащенности. По его словам, школам нужны хорошо оборудованные и небольшие по количеству обучающихся классы. К 2025 году планируется построить 800 новых школ более чем на 650 тыс. мест, а также 114 интернатов для сельских опорных школ, более 700 спортивных залов.

Важно, считает Токаев, чтобы задача по инфраструктурному развитию решалась не только за счет государства, но и с помощью государственного частного партнерства.

«Иначе, с учетом нашей положительной демографической динамики, мы всегда будем в роли догоняющих. Все необходимые нормативно-правовые механизмы для проектов государственно-частного партнерства имеются. В тоже время считаю необходимым проработать вопрос повышения финансовой привлекательности инвестиций в образовательную инфраструктуру. Следует рассмотреть возможность повышения нормативов подушевого финансирования, изменения сроков, сумм и структуры затрат, возмещаемых по проектам от ГЧП», — отметил президент.

По его мнению, также нужно сократить разрыв между городскими и сельскими школами. Президент считает, что все дети, независимо от места проживания или социального статуса, должны иметь доступ к качественному образованию. Для сокращения разрыва предстоит обеспечить сельские малокомплектные школы квалифицированными кадрами.

10 апреля на заседании государственной комиссии по обеспечению режима ЧП Токаев поручил начать разработку реформ здравоохранения, образования и науки.

Читайте также