Казахстанские вузы разделят на несколько лиг

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Это поможет им конкурировать за студентов

Казахстанские вузы разделят на несколько лиг в зависимости от качества предоставляемого ими образования. Это поможет им конкурировать между собой за студентов. Так считает президент Касым-Жомарт Токаев. Также предлагается поэтапно оцифровать все казахстанские учебники. Эти вопросы обсуждались на третьем заседании национального совета общественного доверия 27 мая.

«Предстоит также обеспечить профилизацию вузов и колледжей, осуществляющих подготовку кадров по педагогическим специальностям, через усиление квалификационных требований. Вообще педагогов должны обучать и готовить специальные вузы. Я думаю, что министерство образования примет соответствующее решение в этом направлении. Я поддерживаю предложение о том, чтобы наши вузы были поделены на так называемые лиги — как это имеет место в футболе, то есть первая, вторая, третья лиги», — сказал он.

Таким образом, казахстанские вузы могли бы конкурировать друг с другом за студентов. Президент напомнил, что конкуренция является стимулирующим фактором в любой сфере.

Как отметил Токаев, введение карантинного режима показало, что работоспособных систем дистанционного образования в полном объеме в Казахстане пока нет.

«В будущем подобные кризисы могут повториться. Поэтому следует в ускоренном порядке урегулировать вопрос дистанционного обучения, как на законодательном, так и на методологическом и организационном уровнях», — заявил Токаев.

Важным моментом при переходе на дистанционное обучение станут электронные учебники. Глава государства отметил, что министерство образования и науки должно подготовить план поэтапного перевода учебников на цифровой формат с закреплением прав на безвозмездное пользование ими за данным ведомством.

«Наболевший вопрос и об этом сегодня говорилось, – качество учебников. Вопрос поднимается регулярно, он далеко не праздный: от качества учебников зависит качество образования. Это аксиома. Поэтому требования к научно-практической экспертизе и апробации учебников следует кардинально повысить. Это задача МОН», — уточнил Токаев, согласившись, что казахстанские учебники «очень низкого качества».

Кроме того, глава государства поручил на законодательном уроне закрепить ответственность разработчиков за качество учебников.

«Подготовил плохой учебник, не пошел он, как говорится, в жизнь — разработчик данного учебника должен нести ответственность. По-другому никак нельзя», — отметил он.

Эффективно обучать казахскому языку

Еще одним важным вопросов глава государства назвал повышение эффективности обучения государственному языку.

«В этом вопросе мы должны обратить внимание на опыт европейских стран. Они придают большое значение обучению языкам молодых, поэтому комитет по языкам с 2021 года следует перевести в министерство образования и науки. Это даст возможность сконцентрировать в одном месте все методы обучения казахского языка», — сказал президент.

По его мнению, данный шаг также позволит эффективно анализировать и мониторить внедряемые обучающие программы.

Токаев напомнил о программе «С дипломом в село». По его словам, молодежь не идет в село, в итоге сейчас в селе один педагог ведет уроки по 3-4 предметам.

Новые медали и статус педагогов

Президент предложил поддерживать статус педагогов, сделав их очень известными и уважаемыми людьми в обществе.

«Мы сейчас учредим специальную медаль – это государственная награда, которая будет посвящена труду наших педагогов. Кроме того, учреждается новая медаль «Халык алгысы», которой также будут награждаться люди, которые плодотворно работают в сфере образования, здравоохранения и в социальной сфере в целом», — сказал он.

Токаев напомнил, что течение четырех лет предусмотрено увеличение оплаты труда педагогов в два раза, поэтому важно обеспечить и повышение качества образование.

«Модернизация педагогического образования должна обеспечить стопроцентное обновление учебных программ, включение специального модуля по IT-компетенциям, современным методикам и технологиям преподавания. Необходимо поэтапно повышать требования для поступления на педагогические специальности. Для повышения ее привлекательности следует повысить стипендии для будущих педагогов с 26 до 42 тысяч тенге», — сказал президент.

Также в рамках совершенствования финансирования образования с 2021 года управления районного образования и их финансирование переходят на уровень области.

Читайте также