Перейти к основному содержанию
6779 просмотров

Почему в Казахстане провалился эксперимент Минобразования РК с онлайн-уроками

В видеоконференциях американского мессенджера Zoom одновременно пытались принять участие более трех миллионов человек

Фото: Shutterstock.com

В международный день дурака – 1 апреля – в Казахстане тестировались пробные школьные уроки через мессенджер Zoom. Облачные вычисления и хостинг сервиса на серверах Amazon не помогли Zoom, и он «лёг» от наплыва 2,5 млн казахстанских школьников и учителей. Разработчики мессенджера не уточняли сыграл ли казахстанских трафик для них критическую роль в падении сервиса, но отметили, что в марте их сервисом воспользовались 200 млн человек.

Американский сервис не выдержал

Разработчики из Калифорнии признали проблему и сообщили, что приостанавливают разработку сервиса на 90 дней. «Использование Zoom резко возросло – намного превосходя то, что мы ожидали, когда впервые объявили о своем желании помочь в конце февраля. Это включает в себя более 90 тысяч школ в 20 странах, которые обратились к нам с предложением помочь детям продолжить обучение в дистанционном режиме. (…) на конец декабря прошлого года максимальное число участников ежедневных собраний, как бесплатных, так и платных, проводимых в Zoom, составляло приблизительно 10 млн. В марте этого года нас посетили более 200 миллионов участников ежедневных собраний», - говорится в сообщении Zoom.

Спустя несколько дней – 3 апреля – со своей версией произошедшего выступил министр образования и науки РК (МОН) Асхат Аймагамбетов. На брифинге для СМИ он сказал, что пропускная способность казахстанского сектора интернета не позволяет всем учителям и ученикам проводить обучение в онлайн-режиме. Поэтому от данной идеи пришлось отказаться в пользу нескольких других способов обучения.

«Мы увидели, что в целом подключение через онлайн-стриминг на самом деле в масштабах всей страны просто нереально и в связи с имеющимися проблемами неэффективно. Мы увидели, что многие родители не могли подключиться или во время подключения обрывалась связь. Многие школы тоже не могли подключиться, в том числе были разные другие проблемные вопросы, и мы видим, что в целом интернет в нашей стране не приспособлен для того, чтобы 2,5 млн детей выходили в прямом эфире и обучались через онлайн-системы», - пояснил Асхат Аймагамбетов.

Министр отметил, что сегодня выбраны несколько других вариантов обучения – через интернет, ТВ и радио. Он добавил, что в Казахстане есть несколько платформ для обучения: система «Кунделик», «Билимлэнд», «Дарын онлайн» и «Оппик».

На следующий день после выступления Аймагамбетова свою версию произошедшего озвучил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аскар Жумагалиев. Он объяснил, что у Казахстана нет достаточных мощностей, позволивших улучшить качество интернета в условиях, когда нагрузка на сети в стране возросла в два раза.

«МОН сегодня уже имеет Kundelik и Bilimal.kz, которые возможно использовать для дистанционного обучения. Понятно, что в Kundelik надо чуть-чуть нарастить опции для предоставления возможности удаленного обучения. Но в то же время я хотел бы сказать, что на сегодняшний день обучение с использованием стриминговых систем, таких как Zoom, не представляется возможным, потому что системы не готовы к такому большому количеству пользователей, они не выдерживают нагрузку», - сказал Жумагалиев.

Куда делся интернет?

Несмотря на то, что альтернативные варианты дистанционных каналов обучения были определены, тезис министра о неготовности Казнета к обучению школьников в онлайне, создал общественный резонанс. Еще бы – казахстанцы привыкли, что с интернетом в стране относительно все хорошо. Еще в прошлом году исследовательская компания Cable.co.uk поставила Казахстан в 2019 году на третье место в мире по дешевизне мобильного интернета; а число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, составило 15,1 млн — на 8,5% больше предыдущего года. Основными игроками на рынке доступа в Интернет (и фиксированного, и мобильного) в стране являются Казахтелеком, Beeline Казахстан, KazTransCom, Транстелеком и Astel.

Как рассказывают специалисты, нет проблем в Казахстане и с внешними каналами доступа во Всемирную паутину. Если 20 лет назад внешние каналы «давали» всего 20 мегабит в секунду, то сегодня – это 1,5 терабита (Тб/с). Еще неделю назад внешний канал был 1 Тб/с, увеличение пропускной мощности на треть произошло за неполную неделю. А в целом, рост скорости казахстанского Интернета на внешних каналах связи (с другими государствами) за несколько десятилетий вырос в 50-70 тыс. раз.

Большинство специалистов, опрошенных Курсив, объяснили, что неудачный эксперимент МОНа связан с тем, что для чего-то сразу 2,5 млн человек были выведены онлайн, хотя можно было бы распределить нагрузку на сервисы и сети. По данным Казахтелеком, трафик на внешних каналах Интернет вырос на более чем 20% после начала карантина, а пик как раз пришелся на 1 апреля, когда «легли» сервера Amazon. Трафик на казахстанских кэширующих серверах для топ контента Google, Youtube, Facebook, Instagram, Mail.ru, Vkontakte вырос на более чем 15% после начала карантина. Предполагается, что в ближайшие недели нагрузка на каналы связи вырастет еще на 10%.

«В настоящее время объем локальных кэширующих серверов по Казахтелекома составляет 92% к объему внешних каналов Интернет. Другими словами, половина трафика интернет локализована в Казахстане, что позволяет оптимизировать доступ к контенту и качество доступа в интернет», - сказал «Курсив» главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.

Участники казахстанского рынка доступа в Интернет провели собственные замеры, согласно которым средний битрейт на одного пользователя в конференции Zoom составляет около 1Mbps. Битрейт — это количество бит информации, используемых для передачи данных в единицу времени. В Казахстане, по данным Агентства по статистике более 7 тысяч школ в которых обучаются около 3,1 млн учеников. Помимо учащихся в школах есть 600 тыс. учащихся в 125 университетах и 475 тысяч учащихся в 740 колледжах. Итого общее количество обучающихся примерно 4,3 млн человек. При использовании вышеуказанного битрейта на одного пользователя получается следующие результаты при двухсменном образовании: трафик на обучающихся - 1,4 Tbps, трафик на учителей (для расчета взяты классы по 25 человек) - 58Gbps. Объем трафика необходимый, чтобы вывести всех учеников и учителей в сеть одновременно, сопоставим с объемом трафиком, который потребляет весь Казнет за месяц.

Почему не было зеркала?

Еще один негативный момент, который повлиял, по мнению экспертов, на неудачный эксперимент МОНа – это иностранная «прописка» Zoom, который размещается на серверах Amazon. Это мощные серверные фермы, которые обеспечивают объединение пользователей в конференции с возможностями совместного просмотра документов, презентаций, обменом видео и т.д. Поэтому необходимо, чтобы трафик физически проходил через эти серверы. Здесь возникают много вопросов про безопасность этих сервисов, про надежность, стабильность, производительность; однако на первом месте вопрос целесообразности перегона гигантского объема трафика из Казахстана в Европу, оттуда через океан в Америку и обратно. Можно было бы локализовать весь трафик в Казахстане – ведь для этого есть вся инфраструктура у казахстанских операторов связи, а не использовать внешние дорогие каналы.

banner_wsj.gif

1069 просмотров

Биыл Нұр-Сұлтан қаласында бірінші сыныпқа оқушы қабылдау тәртібі қандай?

Білім басқармасы жаңалықтарды жария етті

Фото: kursiv.kz

22 мамыр күні Нұр-Сұлтан қалалық білім басқармасының басшысы Шолпан Қадырова брифинг өткізіп, оқу маусымының аяқталуына орай жаңалықтармен таныстырды. 

ТҮЛЕК – 2020

«18 мамырдан бастап барлық мектеп дейінгі ұйымдар санитарлық-дезинфекциялық талаптарды сақтай отырып, өз жұмыстарын бірінші кезекте баланы үйге қалдыруға мүмкіндігі жоқ жұмыс істейтін ата-аналар үшін және ата-аналар қалауы бойынша кезекші топтар режимінде қайта бастады. Бүгінде балабақшаларда 4134 бала тәрбиеленуде. 1 маусымнан бастап барлық балабақшалар және қосымша білім беру ұйымдары өз жұмысын штаттық режимде қайта бастайды. Мектепке дейінгі білім беру ұйымдарындағы даярлық топтар балалары 1 тамызға дейін балабақшаға барады. Орта білімге келер болсақ, 25 мамырда барлық мектептерде кезекті оқу жылы аяқталады. Пандемия кезінде мемлекеттік қорытынды емтихандар өткізілмейді. 22 мамыр күні сағат 15:00-де «Балапан» және «Еларна» телеарналарында бітіруші түлектерге арналған кәсіптік бағдар беру бойынша бірыңғай телесабақ көрсетілді. Осы жылы мектеп бітіру шарасы «Біргеміз, түлек 2020» ұранымен өтеді. 

25 мамыр күні барлық мектептерде мүмкіндігінше ата-аналардың, қамқорлық кеңес мүшелерінің, бизнес өкілдерінің, мектепті үздік бітірген бұрынғы түлектердің қатысуымен 1-10 сыныптарға арналған онлайн соңғы қоңырау өткізіледі. Телеарналар арқылы министр Асхат Аймағамбетов түлектерді құттықтайды. 

3 маусым күні 11-сынып түлектері үшін барлық мектептерде аттестат және «Алтын белгі» тапсыру салтанаты өтеді. Іс-шара мектеп аумағында, ашық аспан астында ұйымдастырылады. Мектеп бітірушілердің мектеп формасымен қатысуы қатаң түрде ескертіледі. Салтанатты шарадан соң түлектер аллеясында ағаш отырғызылады. Мектеп әкімшілігіне мектеп бітіру шараларын өткізу кезінде: 
•    Құқық бұзушылыққа; 
•    Мейрамхана мен кафелерде кеш өткізуге жол бермеу тапсырылды. 

Ағымдағы жылы елорданың жалпы білім беретін мектептерін 6515 түлек бітіріп шыққалы отыр. Оның ішінде 6199 оқушы ҰБТ-ға қатысуға өтініш білдірді. ҰБТ 25 маусым мен 5 шілде аралығында барлық санитарлық талаптарды сақтай отыра өткізілетін болады. Ұзақтығы – 3 сағат 50 минут. Екі блоктан тұрады: 3 негізгі, 2 бейіндік пән. ҰБТ сұрақтарында 11 сыныптың 4 тоқсан бағдарламасы қамтылмайды».  


ЖАЗҒЫ ДЕМАЛЫС

«Осы жылы балаларға арналған жазғы демалыс қала сыртындағы лагерлерде ұйымдастырылады. «Арман» туристік сауықтыру кешені, «Боровичок» сауықтыру лагері, «Батыр» шағала лагері және «Тұлпар» киіз үй лагері демалушыларды қабылдайды. Жазғы демалысқа: 
•    Жетім балалар; 
•    Ата-ана қамқорлығынсыз қалған балалар; 
•    Көп балалы және аз қамтылған отбасындағы балалар қабылданады.

Сонымен қатар Оқушылар сарайы жанындағы жазғы демалыс академиясы да жұмыс істейді. Балаларды қорғау күніне орай (1 маусым) «Барлығы балалар үшін» акциясы өтеді. Сол күні Инстаграм әлеуметтік желісінде балалар психологы, ішкі істер органының өкілі, заңгер, білім беру және ғылыми өндірістік өкілдерінің қатысуымен тікелей эфир ұйымдастырылады. Онда ата-аналар мен балалар құқықтық мәселелер бойынша консультация алады. «Ашық спорт» мектеп алаңы ұйымдастырылып, онда бестас, асық ату, тоғызқұмалақ, кір тасын көтеру, қазақ күресі бойынша жарыстар мен шеберлік сабақтары ұйымдастырылады». 

ҚАНДАЙ ҚҰЖАТТАР КЕРЕК?

«Балаларды 1-сыныпқа қабылдау, сыныптан сыныпқа, мектептен мектепке ауыстыру қызметі egov.kz порталы арқылы жүзеге асырылады. Ата-аналар порталдағы «Білім беру» бөлімінде «орта білім беру» бөлімін таңдау арқылы өтініш бере алады және қажетті құжаттарды тіркейді: 
•    Баланың туу туралы куәлігінің көшірмесі; 
•    Бала денсаулығының паспорты; 
•    026/у-3 формасы;
•    063/у нысан бойынша денсаулық жағдайы туралы құжаты;
•    3x4 көлеміндегі фото (2 дана).
Мектептің қабылдау комиссиясы оқуға өтініш берген кезде басқа қосымша құжаттарды талап етпеуі тиіс. Ерекше білім беру қажеттілігі бар балаларды оқуға қабылдау үшін психологиялық, медициналық, педагогикалық консультацияның қорытындысы электронды түрде заңды өкілдерінің келісімімен ұсынылады. Құжаттарды қабылдау 1 маусымда басталады. 
Жаңа оқу жылына дайындық мақсатында 17 тамыздан бастап мектептерде ата-аналар өтініші бойынша ақысыз негізде жазғы мектеп жұмысы ұйымдастырылады. Кез-келген өзгерістер туралы ақпарат ресми сайтта және әлеуметтік желіде хабарланады. Мамандандырылған білім беру ұйымдарына қабылдау емтихандары 18 маусымнан бастап өткізіледі. Құжаттарды қабылдау 15 мамыр – 17 маусым аралығында электронды форматта жүзеге асырылады. Қажетті құжаттар: 
•    Үміткердің ата-анасының немесе өзге де заңды өкілінің өтініші; 
•    Үміткердің туу туралы куәлігінің көшірмесі; 
•    3x4 фото. 
•    Құжаттардың түпнұсқасы талап етілмейді. 

Техникалық және кәсіптік білім беру саласы бойынша: 21 колледже 3602 орынға экономиканың келесі салалары бойынша орналастырылды: 
•    Білім
•    Медицина
•    Фармацевтика
•    Сервис және қызмет көрсету
•    Маркетинг
•    Энергетика
•    Көлік 
•    Өндіру 
•    Монтаждау
•    Пайдалану және жөндеу 
•    Байланыс
•    Телекоммуникация және ақпараттық технологиялар
•    Құрылыс
•    Коммуналдық шаруашылық
•    Экология
  
Колледждерге құжат қабылдау да egov.kz порталы арқылы жүзеге асырылады. 
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png