Перейти к основному содержанию

2186 просмотров

Вузы Узбекистана получат финансовую свободу

И сами будут устанавливать плату за обучение

Фото: Павел Носачев

С 2020 года высшие учебные заведения Узбекистана начнут поэтапный переход на самофинансирование. Подписанное президентом Мирзиёевым постановление дало вузам право самостоятельно устанавливать стоимость контрактного обучения, а также поощрять талантливых студентов и преподавательский состав.

По статистике, в высшие учебные заведения Узбекистана поступают лишь 7-9% всех выпускников школ. Для сравнения: в России этот показатель составляет 74%, а в Южной Корее – 96.

«Не отвечающей структурным изменениям на рынке труда» назвал систему вузовского обучения в стране Шавкат Мирзиёев в одном из своих выступлений. Эксперты в сфере рекрутинга с президентом Узбекистана согласны.

«Образование сильно отстает от основ современного ведения бизнеса. Оно не в состоянии быстро адаптироваться под меняющиеся условия нынешних реалий. Самому подготовиться по отдельным дисциплинам в наше время куда более эффективно при поиске работы, нежели обучаться в вузах», – говорит hr-специалист кадрового агентства Person Hunters Дарьяна Кадыш.

По ее оценке, на узбекистанском рынке труда большой дефицит технических кадров, при этом рынок перенасыщен финансистами, экономистами, юристами и филологами. 

От квот к госзаказу

Существующая система набора абитуриентов в Узбекистане построена на квотах на поступление в вуз. Квоты устанавливает государство исходя из потребностей экономики. Причем регламентируется количество как бюджетных, так и контрактных мест в учебных заведениях. 

Цель реформы – сделать высшую школу доступнее. Для этого государство предоставляет учебным заведениям экономическую самостоятельность. Систему квотирования заменяет госзаказ – за счет него по-прежнему будут готовить то количество студентов, которое необходимо для нужд экономики. А вот число коммерческих студентов и размер платы за обучение вузы теперь определяют сами. 

В Средней Азии по количеству вузов Узбекистан занимает второе место после Казахстана. В республике 113 высших образовательных учреждений. Только за последние два года в Узбекистане было создано 35 новых вузов, открыто обучение по 100 направлениям бакалавриата и 94 специальностям магистратуры. Высшие учебные заведения в РУз имеют только два источника поступления денег. Бюджет покрывает около 30–40% расходов высших школ, остальные траты финансируются за счет студентов-платников. 

Стоимость обучения для бакалавров в разных вузах варьируется от 10 до 14 млн сумов в год ($1–1,4 тыс.) на очном отделении. Заочники платят около 6 млн ($633) в год. Для сравнения: во втором квартале 2019 года среднемесячная заработная плата в Узбекистане, по данным Госкомстата, составляла 2,09 млн сумов ($220). 

В 2019 году спрос на высшее образование в РУз превысил предложение почти в 10 раз. Из 1,06 млн абитуриентов отбор прошли чуть более 100 тыс. человек. Это при том, что квота на поступление в вузы постоянно повышалась. 

Росло и число поступающих по контракту. Если в 2017-2018 учебном году их было 75% от общего числа студентов, то в 2018-2019 году уже 78%. 

Безымянный_113.png

«Маяки» за партой

Финансовая автономия позволит вузам не только устанавливать размеры платы за обучение, но и определять надбавки и материальное поощрение работников для привлечения высококвалифицированных специалистов. 

Самофинансирование вызовет обострение конкуренции на рынке труда преподавателей высокой квалификации – такое предположение, анализируя реформы в системе высшего образования Узбекистана, сделал Владимир Варнавский, профессор Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук им. Е. М. Примакова.

«Повышение качества преподавания в вузах – главный залог успеха в деле подготовки кадров высшей квалификации на отдаленную перспективу. Будет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав – повысится и качество выпускников», – уверен Варнав­ский.

В то же время он считает необходимым дополнительное законодательное регулирование вопроса, чтобы «найти оптимальное соотношение между самостоятельностью вузов в финансовых вопросах и степенью государственного контроля за уровнем заработных плат работников, чтобы не получилось резкого перекоса в оплате труда как между учебными заведениями, так и внутри них за счет субъективизма руководства учреждений».

Учебные заведения смогут поддерживать материально не только сотрудников, но и одаренных студентов. В разговоре с журналистом «Курсива» эксперт международной некоммерческой организации Buyuk kelajak («Великое будущее»), доцент Университета мировой экономики и дипломатии Улугбек Хасанов отметил, что такие учащиеся «должны служить маяками, их всячески нужно поощрять, так как с них берут пример в учебе и общественной жизни остальные студенты, слушатели и будущие абитуриенты». 

Как в Китае

Одна из главных задач преобразований – реформирование процесса обучения и усовершенствование материально-технической базы высшей школы. Теперь вузы смогут сами расходовать деньги на внедрение инновационных форм и методик образования, переподготовку и повышение квалификации кадров, закупку компьютерных программ, организацию учебных и научных лабораторий. Учреждения смогут самостоятельно закупать расходный и лабораторный материалы, а также издавать книги, журналы и учебную литературу. 

Работу, которая не касается образовательного процесса – ремонт, уборка зданий, содержание компьютерной техники и оказание юридических услуг, теперь можно будет отдать на аутсорсинг. 

«Даже в Китае, где высшая школа субсидируется из госказны, университеты разрабатывают и предлагают междисциплинарные учебные программы и курсы, вводят специальности инновационного характера на платной основе, куда охотно идут как китайские, так и иностранные студенты, – прокомментировал Улугбек Хасанов. – Поэтому и в нашем случае узбекистанским вузам давно пора применять такие модели». 

Под присмотром государства

Демократизация в системе высшего образования не означает, что государство полностью уходит из жизни учебных заведений – оно сохранит конт­роль, несмотря на реформы. У вузов сохраняется обязанность согласовывать с профильными министерствами и ведомствами параметры приема студентов-контрактников, стоимость их обучения, открытие новых направлений бакалавриата и магистратуры. 

banner_wsj.gif

Таяқ жерге тасталды, қашықтан оқу басталды

Дүйсенбіден басталатын төртінші тоқсанға қатысты сұрақтарға министрден жауап

Фото: Асқар Ахметуллин

Жаңа апта жаңа форматтағы сабақпен басталады. Осыған дейін көптің көңілінде жүрген сауалдарға Білім және ғылым министр Асхат Аймағамбетов брифинг өткізіп, жауап берді. 

Сабақты кім қалай оқиды?

6 сәуірден бастап 3 миллионнан астам мектеп оқушысы қашықтан оқыту форматына өтеді. Ол мына тетіктер бойынша жүргізіледі: 

•    Телеарналар арқылы. «Балапан» және «Еларнада» орыс және қазақ тілінде күніне сегіз сағаттан эфир болады. Әр видео сабақ он минутқа жоспарланып отыр. Бүгінде 500-ге жуық сабақ түсірілді. Жалпы саны - 3360. Бәрі мемлекеттік стандартқа сай. Кейін интернетке жүктеледі. Виртуал сабақта берілген тапсырманы үйде орындай береді. Бұл тетікті көбіне интернеті жоқ оқушылар қолданады.   
•    Радио арқылы. «Қазақ радиосына» тиісті аудио сабақтар тапсырылған. Бұл тетік теледидары жоқ отбасылар үшін жасалып отыр. 
•    Пошта арқылы. Министрлік «Қазпоштамен» келісімге қол қойған. Еліміз бойынша 1200-ге жуық елді-мекенде мектеп жоқ. Ол жерлерде әрі кетсе 5-7 бала ғана бар. Осыған дейін ол балалар көрші елді-мекенге қатынап оқып жүрген. Міне, осы оқушыларға поштамен кері байланыс орнатуға мүмкіндік бар. 
•    Штаттық режимде оқу. 1080 мектепте оқушы саны жүзге жетпейді. Шалғайда орналасқандықтан ол жақта қауіп азырақ. Сондықтан олар осыған кезге дейін қалай оқыса, солай жалғастырады. Дәстүрлі режимде сабақ өткізілетін болса да, бір ауысым емес, екі ауысымда оқитын болады. Әрі санитарлық талаптар сақталуы тиіс.
•    Интернет арқылы оқу. Қалада оқитын балалары саны - 2 млн. Аудан орталықтарында 500 мыңдай оқушы бар. Бірақ интернет жылдамдығы мен оған қосылудың оңай емесі ескерілген. Компьютермен қамтамасыз ету де қарастырылып отыр. Қазір мектеп балансындағы 120 мың компьютер уақытша ата-аналарға берілген. Әлі де беріледі. Егер жетпей жатса, қосымша сатып алу қарастырылады. Жергілікті атқарушы органдар ұсынысы бойынша, 79 870 компьютер керек екен. Оған қаражат бөлінген. Интернетке қатысты айтқанда, мысалы қазір Алматының өзінде - 4220, Нұр-Сұлтанда 5583 роутер таратылған. Бұл жұмыс басқа өңірлерде де жүргізіледі. 

Қандай платформаларды қолданамыз?

Bilimland, Daryn Online, Kundelik, Opiq.kz сынды платформалар жетілдірілді. Әр мектеп біреуіне тоқталып, жұмыс істейді. Мысалы сынақ түрінде өткен сабақта «Күнделікке» 930 мың бала кіріп, дәріс алған. Daryn Online-да - 300 мың, Bilimland-те 390 мың бала тіркелген. Бүгінде Bilimland платформасында 40 мыңнан астам видео ресурс бар. Тіркелу тегін. Оған қоса, қазір түсірілетін 3360 сабақ та осы жерге салынады. Онымен қоса электронды пошта, Whats App, Telegram қолдануға болады. Бәрі бір жүйені қолдансын деген талап жоқ.   

Қашықтан оқу мен онлайн оқудың қандай айырмашылығы бар?

Жоғарыда айтылған тетіктер қашықтан оқуға негізделген. Соның ішінде интернет арқылы оқығанда бала тапсырманы алып, өзіне ыңғайлы кезде орындап, өткізе алады. Онлайн оқу болса, дәл бір уақытта өткізіледі. 1 сәуірде сынақ түрінде сабақ өткізілді. Тек онлайн режимде 1 млн 250 оқушы дәріс алып көрді. 

Неге онлайн оқымайтын болдық?

Қолайсыз тұстары көп. Желі бір сәтте миллиондаған қолданушыны көтермейді. Техникалық тұрғыдан олқылық көп. Яғни бұл тәсіл қолданылмайды. Ешкімді міндеттемейді. Одан гөрі платформалар көмегімен қашықтан оқыған ыңғайлы. 

Мұғалімдер есеп бере ме?

Бүгінде барлық тексеру жұмыстары тоқтатылған. Мұғалімдер тек сынып журналын толтырады. Басқаша есеп өткізбейді. Кей жерлерде өткізіп жатқан сабағының суретін, скриншотын сұрататын не видеоға түсіруге міндеттейтін жағдайлар бар. Бұған тыйым салынады. 

Сабақ кесте бойынша өте ме?

Дәстүрлі оқу кестесі болмайды. Бала тапсырманы өзіне ыңғайлы уақытта орындайды. Нәтиже жинақтық бақылау арқылы белгілі болады. 

Мектеп формасын киіп отыру керек пе?

Жоқ, ол талап етілмейді.  

Төртінші тоқсан созыла ма?

Ешқандай кедергі болмаса, әдеттегідей уақытында аяқталуы тиіс. 25 мамыр күні тоқсан бітеді. Көктемгі оқу демалысы созылған еді. Яғни бұрын екі апта болса, осы жолы үш апта болды. Бірақ мұғалімдер кей тақырыптарды біріктіріп оқытып, бағдарламаны қуып жетуге күш салынады. 

ҰБТ қашан болады?

Өтетін уақыты әзірге өзгерген жоқ. Маусымның соңында өткізіледі деп жоспарланып отыр. 
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif