Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Tamos Space School: как найти казахстанского Эйнштейна

Школа космических технологий Tamos Space School станет третьим образовательным учреждением в Казахстане под брендом Tamos

В Нур-Султане 16 октября состоялась церемония закладки первого камня в строительство частной школы Tamos Space School – третьей школы в Казахстане и первой в столице, функционирующей под брендом Tamos. Одного из самых успешных образовательных брендов современного Казахстана, который добивается высокого качества образования за счет нестандартных для местного рынка методик. 

Школа космических технологий Tamos Space School станет третьим образовательным учреждением в Казахстане под брендом Tamos, который известен на рынке образования уже более 25 лет. Ее открытие запланировано на 1 сентября 2020 года, первоначальный набор будет вестись для учеников с нулевого по 4 классы по физико-математическому профилю. При этом в министерстве образования рассчитывают на то, что новая частная школа позволит решить одну из главных проблем главного города страны – проблему нехватки ученических мест. 

«Сегодня значимое событие не только для столицы нашей страны, но для всей системы образования республики в целом, - сказала на церемонии закладки камня вице-министр образования и науки Казахстана Бибигуль Асылова. – У нас сейчас внедряется подушевое финансирование учащихся школ, и эта модель позволяет сделать доступным частное образование для большего круга населения. Мы буквально год назад встречались с руководителем школы «Tamos Education» в Алматы, и строительство школы в Нур-Султане было общей мечтой – мы даже не думали, что ровно через год мы будем закладывать камень в строительство новой школы, и я надеюсь», - добавила она. 

камень закладки.JPG

По ее словам, в этом году количество частных школ в стране увеличилось на 40%, а до конца года этот рост составит 50%. Увеличение количества частных школ отмечается во всех регионах страны, но «Tamos Education» вице-министр выделяет особо: по ее сведениям, конкурс в учебные заведения под этим брендом очень высок, и приход в столицу школу с состоявшимся на рынке именем позволит найти одаренных детей и развить их талант. Тем более, что столичный рынок сейчас требует предложений от частников: по данным столичного акимата, в Нур-Султане дефицит ученических мест в настоящее время превышает цифру в 25 тыс., а общее количество детей школьного возраста составляет 295 тыс. человек. 

Проблема нехватки средних образовательных заведений в главном городе страны связана с быстрым ростом населения Нур-Султана, который уже сейчас является городом-миллионником. В столичном акимате ожидают, что к 2030 году численность населения города перевалит за 2 млн человек, а к 2050 году возрастет до 3 млн. Соответственно, возрастет и потребность в школах – в начале октября этого года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов сообщил, что если 10 лет назад в городе 73 школы обслуживали 75 тыс. школьников, то сейчас в 112 средних учебных заведениях обучается 183 тыс. детей и подростков.

Очевидно, что закрыть эту потребность за счет строительства государственных школ не удастся: уже сейчас в столице есть школы, вынужденные обучать в три смены. А в прошлом году в одном из столичных лицеев даже при трехсменном режиме обучения школьников садили за парты по трое. При этом внедрение механизма подушевого финансирования обучения детей позволяет компенсировать часть оплаты за счет бюджета – по данным Асыловой, к такой возможности снизить стоимость обучения для родителей в Казахстане с прошлого года прибегли 98 частных школ из 121-й, функционировавших на тот момент в стране. 

Впрочем, само руководство «Tamos Education» еще до этого шага со стороны государства делало все возможное для того, чтобы стоимость обучения в их школах была доступной для максимального количества детей. По словам основателя школы «Tamos Education» Даурена Каупынбаева, девизом сети всегда было высокое качество услуг при максимально доступных ценах на них. Тот же принцип компания намерена исповедовать и в столице, где, например, дети сотрудников космического центра «Казахстан Гарыш Сапары» будут обучаться в Tamos Space School по себестоимости ее образовательных услуг. 

«Это была мечта всей моей жизни — открыть школу в столице нашей родины, сегодня мы собрались для закладывания первого камня в строительство новой школы в Нур-Султане, тем самым став ближе к осуществлению задуманных планов», - сказал Даурен Каупынбаев на церемонии открытия новой школы. 

В приходе бренда Tamos в Нур-Султан представители министерства образования и городского акимата видят решение не только и не столько количественного аспекта проблем сферы образования, сколько качественного. Частные школы являются более гибкими в сравнении с государственными образовательными учреждениями в плане перехода к новым методикам обучения и в части специализации тех знаний, умений и навыков, которые необходимы современному школьнику. 

IMG_8032_новый размер.JPG

В своем послании народу Казахстана в 2018 году первый президент республики Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что к сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами. История образовательной сети Tamos является наглядной иллюстрацией такого подхода, когда пришедшие из другой сферы представители бизнеса вложили в школу достаточно «длинные» деньги – и на протяжении всего времени ее существования осуществляли дополнительные инвестиции в ее развитие. 

Деятельность бренда Tamos на рынке образования началась с построения его основателем сети центров обучения компьютерной грамотности и иностранным языкам. В 1998 году в Алматы пришедший в образовательную сферу представитель IT-бизнеса открыл собственное среднее образовательное учреждение «Tamos Education физико-математическая школа», которая, по его задумке, должна была стать частным аналогом Республиканской физико-математической школы: собирать для обучения самых талантливых детей, которые могли бы обучаться по передовым стандартам и методикам. 

Первенец сети Tamos не только вышел на прибыльность, но и позволил в 2016 году запустить своему основателю новый крупный проект в образовательной сфере – лингвистическую школу в Алматы. Успешность которой обеспечивалась, помимо набора высококвалифицированных специалистов, ломкой стереотипов, касающихся как содержания школьной программы, так и ее стандартов. 

«В новой школе будет очень сильный уклон в естественно-научные дисциплины – физику, математику, химию, которые мы не будем разделять, используя подход PROBLEM-BASED LEARNING, PBL, - говорит Каупынбаев. – То есть если существует проблема, то неважно, каким образом ученик ее решает – с помощью физики, математики, нам важно дать человеку понимание того, что проблему можно решить с помощью применения всех инструментов, которые ему даны в виде знаний. Конечно, будет ориентировка на космические технологии, будет возможность лекций и семинаров специалистов космического центра, возможно, будет и заказ на подготовку каких-то специалистов со стороны «Казахстан Гарыш Сапары», но суть в том, что наши выпускники смогут работать в любой сфере», - отмечает он. 

Тем не менее, председатель правления АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» Азамат Батыркожа подтвердил возможность кадрового заказа у будущей школы. 

«Эта школа на нашей территории очень важна для нас в том плане, что дети со школьной скамьи будут видеть, для чего они учатся, где могут применяться их знания и умения. Запуск этой школы для нашего центра будет очень хорошим начинанием с точки зрения кадрового пополнения в будущем», - говорит он. 

Обучаться дети в новой школе будут, кстати, с помощью smart-up технологий, которые стимулируют школьников к занятиям без взрослого жесткого контроля. И приучают к тому, что любая работа над любым проектом должна быть капитализирована.   

«Эти технологии содержат определенные инструментарии меркантилизма, к примеру, когда ученик проходит учебу, виртуально «путешествуя» по древнегреческим городам, и за выполнение каких-то заданий получает определенное количество драхм, древнегреческих монет, которые потом придают ему определенный статус в учебном сообществе, - рассказывает глава «Tamos Education». – Это приводит к тому, что ребенок сам стремится к выполнению сложных учебных задач, которое затем капитализируется. И стимулирование желания учиться не менее важно, чем сам учебный материал, потому что, если человек не хочет что-то делать, его невозможно заставить», - убежден он. 

По мнению Каупынбаева, когда количество школ, исповедующих подходы Tamos, достигнет несколько десятков, республика вполне сможет получить своего казахстанского Альберта Эйнштейна, талант которого будет огранен знаниями и умением эти знания применять на практике. Всего же на данный момент в двух школах Tamos в Алматы обучается 2 тыс. 600 учеников по трем направлениям: физико-математическое, лингвистическое, и международное образование – последнее направление аккредитовано организацией Cambridge International. По словам со-учредителя столичной школы «Tamos Education» Бахтияра Бекожанова, столичная школа рассчитана на 800 ученических мест: на свою полную мощность она выйдет в 2021 году, первый же набор в 2020 году составит 400 детей. 

соучредители школы с ее проектом.JPG

«Я надеюсь, что 1 сентября следующего года мы начнем с открытия вашей школы в столице, и мы ставим перед вами другую задачу – у нас есть еще один город-миллионник: Шымкент, где тоже нужны школы», - обратилась к руководству «Tamos Education» вице-министр образования и науки Асылова. 

По всем вопросам, касающихся процесса поступления в Tamos Space School и другим вопросам можно обратиться через страницу в Instagram.

15813 просмотров

Что происходит с вузами в казахстанской провинции

Почему их лишают лицензий и закрывают

Фото: Shutterstock

Проверка 13 казахстанских университетов и готовящих учителей обернулась судами и штрафами для 12 университетов. Задуманная чиновниками МОН оптимизация учреждений высшего образования была начата с ужесточения требований. Заявление министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова, сделанное по результатам проведенной проверки вузов, вызвало неоднозначную реакцию в ректоратах и среди студенчества. 

Отличники и отстающие

НПП «Атамекен» опубликовала исследование качества образования в университетах Казахстана. Проверке подвергли 90 специальностей, оценили 2 тыс. образовательных программ.  Результаты показали, что значительная часть методик обучения устарела и не соответствует ожиданиям потенциальных работодателей.

Готовят будущих безработных

Учебные программы казахстанских вузов Национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с Министерством образования и науки страны и АО «Центр развития трудовых ресурсов» изучает второй год. По результатам оценивается качество преподавания и формируется рейтинг университетов. Определяют лучших и худших по 17 критериям, среди которых актуальность методик, продолжительность поиска места работы выпускниками, процент их трудоустройства и их средняя заработная плата. 

По данным «Атамекена», в текущем году изучено 2 тыс. программ всех университетов страны. 73% из них не соответствует ожиданиям потенциальных работодателей, уровень трудо­устройства выпускников составил 74%, а их средняя зарплата – 103 тыс. тенге. В среднем, как показал опрос, на поиск работы вчерашние студенты затрачивают 3,5 месяца. Быстрее других это удается тем, кто получил диплом по специальности «транспортное строительство» – два месяца. Однако дипломированные специалисты в области иностранной филологии не могут трудоустроиться на протяжении пяти и более месяцев. Такая же проблема и у стоматологов. 

Как отметил в ходе пресс-конференции 10 декабря заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Олжас Ордабаев, Министерству образования и науки необходимо обратить внимание на институты, которые из года в год остаются в списках аутсайдеров по образовательным программам, и рассмотреть вопрос об отзыве у них лицензии. К примеру, из 17 программ университета «Сырдария» 11 оказалось на последних местах. 

Стоит отметить, что глава Министерства образования Асхат Аймагамбетов на брифинге в Нур-Султане примерно в то же время заявил, что планируется приостановить лицензии пяти казахстанских вузов. Каких именно, пока не уточняется. Министр рассказал, что в ноябре МОН уже приостанавливало лицензии шымкентского Регионального социально-инновационного университета, Инновационного Евразийского университета Павлодара, университета «Алматы», Казахстанско-Американского свободного университета в Усть-Каменогорске и Казахско-Русского международного университета в Актобе. Еще раньше президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил министерству разработать нормативно-правовую базу процедуры лишения лицензий вузов, образовательные программы которых не соответствуют требованиям времени.

В списке лучших

К слову, проблемы с лицензированием испытывали и вузы, ставшие сегодня лидерами рейтинга НПП «Атамекен». Так, в 2010 году студенты Северо-Казахстанского государственного университета (СКГУ) им. Манаша Козыбаева провалили государственную аттестацию. Пошли слухи, что это может грозить высшему учебному заведению закрытием. По пяти специальностям университету лицензию действительно временно приостановили. Сейчас свои дела СКГУ выправил. 

«СКГУ имени Манаша Козыбаева сохранил уверенные позиции и вошел в число лучших вузов Республики Казахстан. Из 34 образовательных программ нашего вуза, участвовавших в оценке, 14 заняли лидирующие позиции», – рассказали «Курсиву» в университете на днях.

76% выпускников университета, говорят представители вуза, не имеют проблем с трудоустройством. Студенты проходят практику на местных предприятиях и в дальнейшем остаются там работать. Помимо СКГУ в список лучших вошли КИМЭП и КазГЮУ, Международный университет информационных технологий, Университет им. Сулеймана Демиреля, Костанайский государственный педагогический университет, Казахстанско-Британский университет, Международная образовательная корпорация, Алматинский университет энергетики и связи, Евразийский национальный университет им. Льва Гумилева.

универы Вадим Мударисов (1).JPG

Американцы в недоумении от действий Министерства образования и науки Казахстана

После проверки университетов Восточного Казахстана нарушения выявлены в трех – все оштрафованы. Оказалось, что филиал российского вуза работал вообще без лицензии. Действие разрешительных документов Казахстанско-Американского свободного университета было временно приостановлено.

Информация обо всех оштрафованных университетах Министерством образования и науки РК пока не разглашается. Процесс наложения административного взыскания проходит через суд, поэтому данные доступны в справочнике судебных решений. Так, в Восточном Казахстане в конце октября – начале ноября в специализированном административном суде Усть-Каменогорска были рассмотрены дела в отношении трех вузов. За невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний органов госконтроля оштрафован Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова, Усть-Каменогорский филиал Российского экономического университета имени Г. Плеханова и Казахстанско-Американский свободный университет.

Действия сотрудников МОН РК вызвали недоумение у американских партнеров КАСУ. Вице-президент данного вуза, почетный работник образования Казахстана, гражданин США Дэниел Бэлласт в комментариях «Курсиву» пояснил, что включать первый в стране частный университет международного партнерства в систему оценки рисков было изначально необъективно. Ведь университет еще 25 лет назад начал подготовку специалистов со знанием английского языка, в том числе по педагогическим специальностям.

«Безусловно, процесс оптимизации системы высшего образования необходим, но при условии дифференцированного подхода к объективным показателям. КАСУ прошел международную аккредитацию организацией ACBSP (аккредитационный совет бизнес-школ и программ США). И по результатам прошлогоднего рейтинга, проведенного НПП «Атамекен», именно по педагогическим специальностям занял первое и второе место», – отметил Дэниел Бэлласт.

Что нарушили?

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что вузам дано время для устранения несоответствий, поэтому детальная информация о допущенных нарушениях пока не разглашается.

Исходя из данных постановления специализированного административного суда Усть-Каменогорска филиал российского вуза работал вовсе без лицензии и без рабочих учебных планов. Что считается грубыми нарушениями.

Директор филиала Алима Алипова пояснила в суде, что вуз работает по российским стандартам и не обязан получать казахстанскую лицензию. Вместе с тем отсутствие какого-либо международного договора между Казахстаном и Россией руководитель не отрицает. В суде представители филиала попросили позволить закончить учебный год, выдать дипломы выпускникам. Остальных студентов планируется перевести в вузы России.

В ректорате КАСУ пояснили, какие именно претензии МОН были предъявлены данному вузу. Первое – университетом нарушены квалификационные требования по количеству преподавателей, имеющих ученые степени (докторов, кандидатов наук). Это требование МОН РК ужесточило с ноября 2018 года, увеличив долю остепененных докторов и кандидатов с 30 до 50% от общего числа преподавателей. Руководство КАСУ подтверждает, что данное нарушение допущено повторно по той простой причине, что за один год невозможно обеспечить нужное количество докторов наук. Чтобы специалисты вуза могли защитить диссертации, пройти докторантуру, необходимо время. 

Вторым значимым нарушением было среднее соотношение студентов на одного преподавателя. Согласно требованиям МОН на одного вузовского педагога должно приходиться в среднем 12 учащихся.
Следующий шаг

Согласно Закону «Об образовании» даже в случае приостановления лицензии вуз имеет право продолжать образовательную деятельность и завершить учебный год, выдать документ об образовании. Поэтому учебный процесс в КАСУ не останавливался ни на один день.

По словам Дэниела Бэлласта, все замечания комиссии Комитета по контролю в сфере образования были устранены, отчет направлен в министерство. Срок временного при­остановления лицензии КАСУ закончился 3 декабря. На данный момент министерство никаких дополнительных действий пока не предприняло. Информацию о том, сняты ли претензии с вуза, мы попытались получить в пресс-службе МОН. Однако от оперативного комментария специалисты PR-подразделений отказались.

В случае несогласия МОН с отчетом вуза следующим шагом может стать дополнительная проверка. Руководство КАСУ утверждает, что они готовы к такой проверке. Если окажется, что вуз снова не устранил замечания, только тогда министерство имеет право подать в суд для отзыва лицензии. Окончательное решение вправе принимать только суд.  

Безымянный_116.png

Лицензию вузу вернули, но осадок остался

В числе учебных заведений с приостановленной лицензией оказался павлодарский частный вуз – Инновационный Евразийский университет (ИнЕУ). 

Как пояснил «Курсиву» помощник ректора университета Дмитрий Дьяков, действие разрешительного документа в настоящее время возобновлено. Собеседник уточнил, что проверка – это стандартное мероприятие ведомства, представляющее собой аудит документов на соответствие выполнения требований законодательства. Он проводится согласно графику, в Павлодар комиссия из МОН прибыла в апреле.  Тогда проверяющие указали на 26 недочетов, которые было необходимо исправить. Повторную проверку – на предмет устранения выявленных ранее замечаний –  павлодарский вуз прошел в начале ноября. 22 пункта из общего перечня были приняты, еще по четырем требовалась дополнительная работа. Это и стало поводом для принятия мер Министерством образования. Но в итоге все недочеты были устранены, и 30 ноября действие лицензии возоб­новили.  Тем не менее вуз был привлечен к административной ответственности в виде штрафа. 

Представители администрации ИнЕУ отметили, что отдельные критерии оценки нуждаются в уточнении и конкретизации, что позволит исключить повторение нынешней ситуации. Недоумение у них вызвал и тот факт, что в опубликованный список «проштрафившихся» попали только частные учебные заведения. 

«Наличие частного образования – это достижение независимого Казахстана, который сегодня стремится жить по законам здоровой конкуренции. Хотелось бы, чтобы это оставалось при­оритетом», – отметил представитель администрации вуза.

В университете считают, что опубликование списка вузов-нарушителей может отрицательно сказаться на их репутации. 

«Можно говорить о репутационных издержках. Для академического сообщества это обычная ситуация, а у населения возникает резонный вопрос: насколько стоит доверять такому вузу?» – говорит помощник ректора.

В чем несоответствие

В ИнЕУ не стали углубляться в суть выявленных проверкой нарушений.

«Есть определенные требования, которые надо соблюдать, например, иметь в штате определенное количество преподавателей с учеными степенями, повышать их квалификацию раз в пять лет, допускать к руководству дипломными работами педагогов, имеющих определенные публикации», – отметил Дмитрий Дьяков. 

По его словам, комиссия не приняла во внимание сертификаты повышения квалификации педагогов, в которых отсутствовали регистрационный номер или дата выдачи. 

«Хотя вуз не может нести ответственность за сертификаты, выданные другими организациями, в том числе зарубежными. Нет единого мнения и о том, что считать публикацией в международных научных изданиях. По­этому часто возникают вопросы в отношении материалов, опуб­ликованных к международным конференциям, которые проводятся и в Казахстане», – пояснил Дмитрий Дьяков.

Между тем министр образования на своей странице в соцсети более детально сообщил о характерных огрехах, выявленных при проверках. Например, иногда в вуз поступают 100 человек, а выпускаются 800. 

«Такое учебное заведение собирает отчисленных за не­успеваемость студентов из других вузов, зачисляет и выдает им дипломы. Или такой факт: в этом году 37 тысяч студентов перевелись через семестр или через год обучения из вузов ближнего зарубежья в несколько в основном небольших казахстанских вузов. Есть региональные частные вузы, где обучаются по 20-23 тысячи студентов, большинство которых на занятия, как правило, не ходят. Именно поэтому министерством проводится жесткая политика в отношении таких случаев и недобросовестных вузов», – написал Асхат Аймагамбетов

При этом он заметил, что министерством будет продолжена политика по обеспечению качества в сфере высшего образования. 

Еще в августе прошлого года на сайте МОН  действующий тогда министр образования Ерлан Сагадиев сообщил, что министерство  принимает меры по отзыву лицензий у вузов и берет за основу три позиции: трудоустройство студентов, квалификационные и академические требования. Нынешний аудит – продолжение работы, начатой год назад.

1426494915_ineu.png

Актюбинский вуз отстаивает свою репутацию в суде

Руководство Казахско-Русского международного университета считает, что МОН необоснованно заявило о приостановлении лицензии вуза и намерено отстаивать свои позиции в суде.   

Несколько недель назад интернет-пространство облетела новость о том, что по итогам проверок приостановлена лицензия в пяти казахстанских вузах. Пока только на месяц. 

«Правительство должно принять самые строгие меры в отношении вузов, в том числе частных, которые превратились в конторы по печатанию и выдаче дипломов», – подчеркнул глава государства. 

К слову, сегодня в Казахстане работают 132 вуза, 43% из них частные. По информации министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, в 2019 году проверки были проведены в 34 вузах, 22 из которых – внеплановые. Наиболее распространенные выявленные проблемы – недостаточность штатных единиц профессорско-преподавательского состава, низкий уровень трудоустройства выпускников, несоблюдение требований к минимальной численности учащихся, дефицит учебных площадей и общежитий.

Жертва приказа?

Один из пунктов, который обозначил главный педагог страны, и стал причиной разбирательств с Казахско-Русским международным университетом, в этом году отметившим свое 25-летие. По словам ректора актюбинского учебного заведения Темерхана Бердимуратова, о том, что у вуза приостановлена лицензия, он сам узнал из СМИ. 

«Никакого приказа из МОН о вступлении постановления в законную силу мы не получали», – говорит ректор. 

По его словам, началось все с приказа теперь уже экс-министра образования РК Ерлана Сагадиева «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования» от 30 октября 2018 года. В апреле 2019 года министерская комиссия, будучи в Актобе, выявила десять нарушений, которые в КРМУ устранили к 25 сентября. Отчет об этом направили в Комитет по контролю в сфере образования и науки Казахстана. 7 октября из министерства в вуз приехала другая комиссия, которая проверила, действительно ли все исправлено. 

Планка для вузов

В новых типовых правилах есть пункт 26, отмечает г-н Бердимуратов. Пункт этот предписывает: «для эффективной организации учебного процесса, рационального использования материальных активов и ресурсов, вовлеченных в образовательную деятельность, минимальный контингент обучающихся очной формы обучения составляет в университетах не менее 3 тыс. человек». 

«Раньше конкретной цифры не было – в вузах могло учиться столько студентов, сколько могло позволить учебное заведение. На тот момент до этой планки мы немного недотягивали – было больше 2 тыс. учащихся. Надо понимать, что учебный 2018 год начался, студентов набрать мы не могли. Отсюда нам и «засчитали» нарушение», – поясняет Темерхан Бердимуратов. 

Однако к следующему учебному году в КРМУ числились уже 3163 человека. Такой «быстрый рост» привел к сомнению членов комиссии, что и было отражено в их протоколах: «…Установлено, что от общего контингента обучающихся не подтверждается фактическое наличие 771 студента, заявленного как обучающегося с применением дистанционных образовательных технологий».

«Они сейчас говорят, чтобы мы отчислили их за то, что они не зарегистрированы в системе Министерства образования. Но за что их отчислять? Только я могу их отчислять, прав на это у министерства нет», – замечает ректор вуза. 

В итоге дело дошло до суда. В специализированном административном суде Актобе представители КРМУ предоставили материалы, подтверждающие факт наличия личных дел на 780 студентов, обучающихся по дистанционным образовательным технологиям, включая договоры на оказание образовательных услуг, приказы об их зачислении. Производство по делу прекращено в связи с отсутствием административного правонарушения. Постановление суда вступило в законную силу 26 ноября.

А документы разные

Любопытно, что 5 ноября текущего года Комитет по контролю в сфере образования и науки рассматривает протокол о выявленных нарушениях и выносит постановление. Правда, не о приостановлении лицензии, а о приостановлении приложения к разрешению на образовательную деятельность Казахско-Русского международного университета. Постановление должно было вступить в силу 21 ноября, но в том случае, если не было обжалования министру образования и науки или в суд. 19 ноября жалоба от университета в МОН была направлена, а вот ответа на нее не было, утверждает ректор вуза. А уже 28 ноября в СМИ публикуется информация о приостановлении лицензии университета.

Основатель и ректор университета Темерхан Бердимуратов намерен идти до конца.

«Это огромный урон имиджу вуза. Все нарушения мы устранили, все сделали по букве закона –  «мертвых душ» у нас нет и быть не может! Сейчас мы подали в суд исковое заявление на Министерство образования и науки. Ущерб оценили в 100 млн тенге. Им, видимо, не понравилось, что мы пошли против них, но просто так смотреть на произвол мы не можем», – заявляет руководитель учебного заведения. 

Сейчас университет продолжает работать в обычном режиме. Здесь обучаются 3163 человека – студенты, магистранты, докторанты. 

Безымянный_117.png

Мнение 

Вилен Молотов-Луначарский, проректор Карагандинского государственного медицинского университета по учебно-методической работе: 

«Комплексные проверки такого рода проходят в системе образования каждые пять лет, и обществу уже следует привыкнуть к таким новостям. Несмотря на приостановление лицензии, утверждать однозначно, что эти вузы плохие, нельзя. 

Ситуация не такая драматичная, как воспринимается обществом. Приостановление лицензии осуществляется в рабочем порядке, когда лицензионная комиссия или комиссия постлицензионного контроля приходит в вуз и находит какие-либо отклонения от стандарта лицензионной деятельности. И тогда принимается решение о приостановлении. Это не значит, что лицензию отбирают. Вузам указывают на выявленные недостатки и дают возможность их исправить. Такая форма конт­роля существует в Казахстане очень давно, и это далеко не первые вузы, которым приостанавливали лицензию. 

Не всегда качество знаний студентов является главным фактором, влияющим на при­остановление лицензии. Зачастую этому способствуют ошибки, допущенные в документообороте учебных заведений, или недофинансированная материально-техническая база. 

Вместе с тем нам пора перейти от количественной составляющей к качественной. Стремление казахстанских родителей дать детям исключительно высшее образование не всегда оправданно. 

Есть дети, которым больше по душе производство или технические специальности. Но родители заставляют их учиться в университетах. При этом они тратят много сил и денег, а молодым людям учеба не дается. Именно такие студенты и после окончания учебы не хотят работать по специальности. Так зачем заставлять их? Оптимизация вузов или перепрофилирование их в колледжи также требуют серьезной подготовки.

Колледжи – важная составляющая образовательной системы, которую в Европе ценят не меньше, чем вузы. У нас почему-то некоторые относятся пренебрежительно к средне-специальному образованию. Это неправильно. В Европе гордятся тем, что закончили колледжи. 

Многие казахстанские студенты показывают хорошие результаты, обучаясь в иностранных вузах. Все это вкупе говорит о том, что система образования Казахстана находится на весьма неплохом уровне».

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif