Перейти к основному содержанию

4198 просмотров

Tamos Space School: как найти казахстанского Эйнштейна

Школа космических технологий Tamos Space School станет третьим образовательным учреждением в Казахстане под брендом Tamos

В Нур-Султане 16 октября состоялась церемония закладки первого камня в строительство частной школы Tamos Space School – третьей школы в Казахстане и первой в столице, функционирующей под брендом Tamos. Одного из самых успешных образовательных брендов современного Казахстана, который добивается высокого качества образования за счет нестандартных для местного рынка методик. 

Школа космических технологий Tamos Space School станет третьим образовательным учреждением в Казахстане под брендом Tamos, который известен на рынке образования уже более 25 лет. Ее открытие запланировано на 1 сентября 2020 года, первоначальный набор будет вестись для учеников с нулевого по 4 классы по физико-математическому профилю. При этом в министерстве образования рассчитывают на то, что новая частная школа позволит решить одну из главных проблем главного города страны – проблему нехватки ученических мест. 

«Сегодня значимое событие не только для столицы нашей страны, но для всей системы образования республики в целом, - сказала на церемонии закладки камня вице-министр образования и науки Казахстана Бибигуль Асылова. – У нас сейчас внедряется подушевое финансирование учащихся школ, и эта модель позволяет сделать доступным частное образование для большего круга населения. Мы буквально год назад встречались с руководителем школы «Tamos Education» в Алматы, и строительство школы в Нур-Султане было общей мечтой – мы даже не думали, что ровно через год мы будем закладывать камень в строительство новой школы, и я надеюсь», - добавила она. 

камень закладки.JPG

По ее словам, в этом году количество частных школ в стране увеличилось на 40%, а до конца года этот рост составит 50%. Увеличение количества частных школ отмечается во всех регионах страны, но «Tamos Education» вице-министр выделяет особо: по ее сведениям, конкурс в учебные заведения под этим брендом очень высок, и приход в столицу школу с состоявшимся на рынке именем позволит найти одаренных детей и развить их талант. Тем более, что столичный рынок сейчас требует предложений от частников: по данным столичного акимата, в Нур-Султане дефицит ученических мест в настоящее время превышает цифру в 25 тыс., а общее количество детей школьного возраста составляет 295 тыс. человек. 

Проблема нехватки средних образовательных заведений в главном городе страны связана с быстрым ростом населения Нур-Султана, который уже сейчас является городом-миллионником. В столичном акимате ожидают, что к 2030 году численность населения города перевалит за 2 млн человек, а к 2050 году возрастет до 3 млн. Соответственно, возрастет и потребность в школах – в начале октября этого года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов сообщил, что если 10 лет назад в городе 73 школы обслуживали 75 тыс. школьников, то сейчас в 112 средних учебных заведениях обучается 183 тыс. детей и подростков.

Очевидно, что закрыть эту потребность за счет строительства государственных школ не удастся: уже сейчас в столице есть школы, вынужденные обучать в три смены. А в прошлом году в одном из столичных лицеев даже при трехсменном режиме обучения школьников садили за парты по трое. При этом внедрение механизма подушевого финансирования обучения детей позволяет компенсировать часть оплаты за счет бюджета – по данным Асыловой, к такой возможности снизить стоимость обучения для родителей в Казахстане с прошлого года прибегли 98 частных школ из 121-й, функционировавших на тот момент в стране. 

Впрочем, само руководство «Tamos Education» еще до этого шага со стороны государства делало все возможное для того, чтобы стоимость обучения в их школах была доступной для максимального количества детей. По словам основателя школы «Tamos Education» Даурена Каупынбаева, девизом сети всегда было высокое качество услуг при максимально доступных ценах на них. Тот же принцип компания намерена исповедовать и в столице, где, например, дети сотрудников космического центра «Казахстан Гарыш Сапары» будут обучаться в Tamos Space School по себестоимости ее образовательных услуг. 

«Это была мечта всей моей жизни — открыть школу в столице нашей родины, сегодня мы собрались для закладывания первого камня в строительство новой школы в Нур-Султане, тем самым став ближе к осуществлению задуманных планов», - сказал Даурен Каупынбаев на церемонии открытия новой школы. 

В приходе бренда Tamos в Нур-Султан представители министерства образования и городского акимата видят решение не только и не столько количественного аспекта проблем сферы образования, сколько качественного. Частные школы являются более гибкими в сравнении с государственными образовательными учреждениями в плане перехода к новым методикам обучения и в части специализации тех знаний, умений и навыков, которые необходимы современному школьнику. 

IMG_8032_новый размер.JPG

В своем послании народу Казахстана в 2018 году первый президент республики Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что к сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами. История образовательной сети Tamos является наглядной иллюстрацией такого подхода, когда пришедшие из другой сферы представители бизнеса вложили в школу достаточно «длинные» деньги – и на протяжении всего времени ее существования осуществляли дополнительные инвестиции в ее развитие. 

Деятельность бренда Tamos на рынке образования началась с построения его основателем сети центров обучения компьютерной грамотности и иностранным языкам. В 1998 году в Алматы пришедший в образовательную сферу представитель IT-бизнеса открыл собственное среднее образовательное учреждение «Tamos Education физико-математическая школа», которая, по его задумке, должна была стать частным аналогом Республиканской физико-математической школы: собирать для обучения самых талантливых детей, которые могли бы обучаться по передовым стандартам и методикам. 

Первенец сети Tamos не только вышел на прибыльность, но и позволил в 2016 году запустить своему основателю новый крупный проект в образовательной сфере – лингвистическую школу в Алматы. Успешность которой обеспечивалась, помимо набора высококвалифицированных специалистов, ломкой стереотипов, касающихся как содержания школьной программы, так и ее стандартов. 

«В новой школе будет очень сильный уклон в естественно-научные дисциплины – физику, математику, химию, которые мы не будем разделять, используя подход PROBLEM-BASED LEARNING, PBL, - говорит Каупынбаев. – То есть если существует проблема, то неважно, каким образом ученик ее решает – с помощью физики, математики, нам важно дать человеку понимание того, что проблему можно решить с помощью применения всех инструментов, которые ему даны в виде знаний. Конечно, будет ориентировка на космические технологии, будет возможность лекций и семинаров специалистов космического центра, возможно, будет и заказ на подготовку каких-то специалистов со стороны «Казахстан Гарыш Сапары», но суть в том, что наши выпускники смогут работать в любой сфере», - отмечает он. 

Тем не менее, председатель правления АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» Азамат Батыркожа подтвердил возможность кадрового заказа у будущей школы. 

«Эта школа на нашей территории очень важна для нас в том плане, что дети со школьной скамьи будут видеть, для чего они учатся, где могут применяться их знания и умения. Запуск этой школы для нашего центра будет очень хорошим начинанием с точки зрения кадрового пополнения в будущем», - говорит он. 

Обучаться дети в новой школе будут, кстати, с помощью smart-up технологий, которые стимулируют школьников к занятиям без взрослого жесткого контроля. И приучают к тому, что любая работа над любым проектом должна быть капитализирована.   

«Эти технологии содержат определенные инструментарии меркантилизма, к примеру, когда ученик проходит учебу, виртуально «путешествуя» по древнегреческим городам, и за выполнение каких-то заданий получает определенное количество драхм, древнегреческих монет, которые потом придают ему определенный статус в учебном сообществе, - рассказывает глава «Tamos Education». – Это приводит к тому, что ребенок сам стремится к выполнению сложных учебных задач, которое затем капитализируется. И стимулирование желания учиться не менее важно, чем сам учебный материал, потому что, если человек не хочет что-то делать, его невозможно заставить», - убежден он. 

По мнению Каупынбаева, когда количество школ, исповедующих подходы Tamos, достигнет несколько десятков, республика вполне сможет получить своего казахстанского Альберта Эйнштейна, талант которого будет огранен знаниями и умением эти знания применять на практике. Всего же на данный момент в двух школах Tamos в Алматы обучается 2 тыс. 600 учеников по трем направлениям: физико-математическое, лингвистическое, и международное образование – последнее направление аккредитовано организацией Cambridge International. По словам со-учредителя столичной школы «Tamos Education» Бахтияра Бекожанова, столичная школа рассчитана на 800 ученических мест: на свою полную мощность она выйдет в 2021 году, первый же набор в 2020 году составит 400 детей. 

соучредители школы с ее проектом.JPG

«Я надеюсь, что 1 сентября следующего года мы начнем с открытия вашей школы в столице, и мы ставим перед вами другую задачу – у нас есть еще один город-миллионник: Шымкент, где тоже нужны школы», - обратилась к руководству «Tamos Education» вице-министр образования и науки Асылова. 

По всем вопросам, касающихся процесса поступления в Tamos Space School и другим вопросам можно обратиться через страницу в Instagram.

1017 просмотров

Қызылордада жекеменшік мектеп ашудың жолы қандай?

София Әбдіразақованың кейсі

Фото: Shutterstock

Кәсіпкер София Әбдіразақова жекеменшік мектеп ең таза және адал кәсіп екеніне сенімді. «Сен тек бизнеспен айналысып қоймай, балаларға, қоғамға, еліңе пайдалы іс тындырасың»,–  деп пайымдайды кәсіпкер.

Үш баланың анасы, мамандығы бойынша мұғалім, бизнес-тренер, қалалық және облыстық қоғамдық кеңестің мүшесі София Әбдіразақова былтыр күзде Қызылорда қаласындағы жекеменшік үш мектептің бірін ашқан еді.

«Бәрі 2017 жылы ашылған консалтинг компаниясынан басталды, мамандығы педагог үш әйел агроөнеркәсіптен бастап, ІТ-технологияларға дейін, түрлі жобалармен айналыстық. Жекеменшік мектеп біз үшін жаңа жоба еді. Алғашқы кезде балабақша ғимаратында  0-1-2 сыныптағы 40 шақты баланы оқыттық. Осы күнімізге қанағат етіп жүргенбіз. Кейін баласын біздің мектепке бергісі келетіндердің қатары көп екенін байқадық та, көктемде жаңа ғимаратқа көшіп келдік. Енді 0-4 сыныптарға 320 баланы қабылдай аламыз»,– дейді кәсіпкер. 

Оның айтуынша, жоба құрылтайшыларының арасында депутаттар да, ірі бизнесмендер де жоқ, тек қарапайым мұғалімдер. 
9 миллион теңге көлеміндегі бастапқы капиталды өз қалталарынан шығарған. Олар бұл ақшаға қажетті ғимаратты жалға алып, жиһаз, арнайы құрал-жабдықтар сатып алды. Балалар өздерін жайлы сезінуі үшін, құрылтайшылар кейбір заттарды үйлерінен алып келген. Бизнес жаңа ғимаратқа көшкен соң, 6 миллион теңге көлемінде несие алған. 

Шенеуніктер мен әріптестер 

Бизнес-ледидің айтуынша, олар бастапқы кезде жекеменшік мектеп ашуға қатысты сенімді және нақты ақпараттың жоқтығымен бетпе-бет келген. 

«Мәселен, лицензия алу үшін қандай құжат қажет, оны қайда тапсыру керектігін білмедік. Мемлекеттік органдарға құжаттарымызды тапсырамыз, олар ескертпелерін жазып, қайтарып жібереді. Қатесін түзетіп, қағаздарды қайта өткіземіз. Бұның бәрі көп уақыт алады. Әкімдікте, болмаса кәсіпкерлер палатасында қандай құжаттар, оны қайда тапсыру қажетінің жай-жапсарын жақсы білетін, кәсіпкерлерге нақты түсіндіріп беретін маман жетіспеді. Оның үстіне бюрократия да  айналып өтпеді. Десе де біз жекеменшік мектеп ашуға рұқсат алып, лицензияға қол жеткіздік», – деп еске алады кәсіпкер.

Жаңа жекеменшік мектептің ашылуын елдің бәрі қолдай қойған жоқ. Тіпті бір мектептің директоры «енді жекеменшік мектептер жауыннан кейінгі саңырауқұлақтардай қаптайды» деп ренжіген көрінеді. Ал кейбірі бұндай  іспен тәжірибелі мамандар айналысқаны дұрыс деп тұжырымдайды. 

София Әбдіразақованың айтуынша, ол бұл пікірлермен келісетінде еді, алайда қазіргі білім беру үрдісінің кеңестік білім беруден айырмашылығы үлкен.

«Маған қазақ-түрік лицейлеріндегі білім беру жүйесі қатты ұнайды. Оларда ортақ мүдде, ортақ байланыс бар. Бұл мектептің оқушылары  сапалы білім ғана емес, жақсы тәрбие алып шығады, өмірлік ұстанымдары да мықты, бұның бәрінің негізі лицей қабырғасында қаланады. Біздің мектеп дәл сондай болғанын қалаймыз», – дейді спикер. 

Сондай-ақ ол мектеп бағдарламасының толықтай ҚР БжҒМ білім стандарттарына сай екенін атап өтті. 

Тиімділік пен оқу құны

Бұл кәсіптің тиімділігін арттыруға 2019 жылдың басынан оқушылардың жекеменшік мектептерде білім алуына бөлінетін мемлекеттік тапсырыс ықпал етуі тиіс еді. Бірақ мұнда  әлі бәрі анық емес.

«Мәселе мынада, 1-4 бастауыш сынып оқушылары үшін субсидия алуға өтінішті біз де бергенбіз, алайда ата-аналар арасында мемлекет тарапынан қаржыландырылмайтын 0-сыныпқа сұраныс жоғары», –деп түсіндірді кәсіпкер. 
Десе де, білім саласындағы бизнеспен айналысқан тиімді екеніне сенімді. 

«Нақты соған қол жекізгенде, пайда кіргізетін белгілі бір көрсеткіштеріміз бар. Алдымызға мектепті 1000 оқушымен толтыру міндетін қоймаймыз. Бір қызығы, Қызылордада кәсіп бастаудың ерекшелігі сол, біреу жекеменшік мектеп ашса, келесі біреу тура сондай мектеп ашқысы келеді. Жекеменшік балабақшалармен тура осындай жағдай қалыптасып, олардың саны 200-ден асып жығылып еді. Тойхана, дәріханалармен де тура сол. Бұл «бумнан» кейін кім қалады, мәселе сонда»,– дейді кәсіпкер. 

София ханымның айтуынша, елімізде жекеменшік мектептер нарығы өте салмақты. Олардағы бір айлық оқу құны оқушы басына 50 мың теңгеден басталады. Алайда Қызылордада бұл нарық енді-енді қалыптасып келеді жатқандықтан, көпшілік одан пайда көзін көріп тұрған жоқ. 

«2013 жылы 500 теңгелік кофе сататын кофехана ашқан едім. Сол кезде көпшілігі базарда 35 теңге тұратын кофені қалайша 500 теңгеге сатуға болады деп ренжитін еді. Сонда бұл бағаға не кіретінін түсіндіріп әуре болатынмын. Дәл сол уақытта Алматы мен астанамызда бұл сусынды 500-ден де қымбатқа сататын кофеханалар желісі кеңінен жұмыс істеп тұрды, елдің бәрі  ештеңе демей-ақ, кофесін сатып алатын. Қазір Қызылордадағы жекеменшік мектептермен тура осындай жағдай қалыптасып тұр», – деген құрылтайшының алдағы уақытта білім беру кластерін құру жоспары бар. Яғни 5-9 сынып аралығында білім беруге лицензия алу, жеке балабақша ашу және колледж жұмысын ұйымдастыру. 

Қызылорда облыстық білім басқармасының мәліметі бойынша, облыста 293 мектеп болса, оның үшеуі  – жекеменшік. Былтыр жекеменшік мектептерде барлығы 400-ден астам бала оқыған. 

Білім бөлімінің басшысы Майра Меделбекованың айтуынша, 2019 жылдың 1 қыркүйегінде 1450 орындық тағы үш жаңа жеке мектеп ашу жоспарланған. Жалпы, биыл облыста 164 мың бала мектепке барады, бұл 2018 жылмен салыстырғанда 7 мыңға артық.

Қызылорда облысының мектептерінде 4 мыңға жуық орын жетіспеушілігі байқалғанымен, оқушысы сыймай жатқан да, бала толмай жатқан да мектептер бар. Бұл мәселені шешу үшін, оқушысы аз кейбір мектептерді IT-мектепке айналдырған. Ал мектеп тапшылығы түйкілін жеке бизнесті тарту арқылы шешуге үміт артып отыр.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций