Перейти к основному содержанию

6623 просмотра

Индийские студенты-медики получили в Казахстане дипломы с ошибками

Из-за ошибок при заполнении их дипломы не котируются

Фото: Shutterstock.com

В международный скандал переросла бюрократическая ошибка, допущенная сотрудниками Медицинского университета Семея. 79 иностранных студентов из Индии, обучавшихся в казахстанском вузе, обратились в генеральную прокуратуру Казахстана с жалобой. В дипломах их имена и фамилии написаны с ошибками, из-за этого в Индии такие документы об образовании не признаются. Молодые врачи остались без работы.

Скандал произошел летом, когда иностранные выпускники Медицинского университета Семея, уроженцы Индии, вернулись домой. Оказалось, что в дипломах 79 человек допущены орфографические ошибки в именах и фамилиях на русском и государственном языках. ФИО на русском языке не соответствовали переводу данных на английский язык. Неточности помешали проведению нострификации документа об образовании в Индии. С такими дипломами молодые врачи не могут устроиться на работу.

Чтобы решить проблему, иностранные студенты написали коллективное письмо в генеральную прокуратуру РК, Министерство здравоохранения, акиму Восточно-Казахстанской области. На региональном уровне была создана партийная комиссия, которая проверила обоснованность жалобы.

«Проверка подтвердила допущенные ошибки со стороны сотрудников Медицинского университета и непринятие мер руководством вуза. Университет, предвидя такую ситуацию, зарезервировал необходимое количество дипломов для исправления. В принципе, у них дипломы есть, на случай если их переписать», – сообщил сегодня на заседании в акимате член политбюро филиала партии «Nur Otan» Олег Чернышов.

При проверке выяснилось, что имена и фамилии на английском языке в дипломах выпускников были переписаны с их иностранных паспортов. А на русском и казахском языке – были записаны фактически на слух. Хотя, согласно правилам, эти данные должны были взять из временных свидетельств о присвоении ИИНа иностранному гражданину. Таким образом, ФИО на разных языках было написано с многочисленными ошибками.

Ректор Медицинского университета Семея Ерсин Жунусов рассказал, что его сотрудниками было проведено служебное расследование. По словам сотрудников вуза, выпускники из Индии не писали никаких жалоб.

«Несмотря на это, мы вышли на связь со всеми студентами и сообщили, что, если необходимо переписать дипломы, мы это сделаем. Единственное, для этого нужно индивидуальное заявление от каждого человека и оригинал первого выданного диплома», – сказал руководитель университета Ерсин Жунусов.

Объясняя, как сотрудники вуза могли совершить такие грубые ошибки при оформлении документов, ректор ссылается на специалистов учебного отдела вуза. Те в свою очередь заверяют, что студенты сами настояли на том, чтобы на русском языке их имена были прописаны именно так.

«Студенты возмущены тем, что тот диплом, который они получили у вас, они не могут им пользоваться, он не признается в Индии. До вас ни один из ректоров не допускал таких ошибок. Теперь 79 человек не могут нормально трудоустроиться и вынуждены доказывать, что получили образование. Это нанесение ущерба имиджу Казахстана. Люди приехали, доверяясь государственной политике нашей страны, вы неправильно им заполняете документы, создаете проблемы. А теперь вы предлагаете, чтобы они приехали, и вы им все исправили?» – сказал аким ВКО Даниал Ахметов.

Ерсин Жунусов считает, что решить проблему можно через компанию – технического оператора, через которую молодые люди приехали в Казахстан. Вчерашние студенты должны оформить доверенность, переправить в Казахстан свои первые дипломы и только потом им выдадут новые.

«Даже если вуз сейчас исправит свои ошибки, заполнит все, как полагается, у нас вырисовывается новая проблема. Есть определенные правила, где прописаны регламенты и сроки утверждения этого документа за границей. Однако, получается, сроки уже не соблюдены, в Индии эти дипломы им не подтвердят», – подытожил Олег Чернышов.

Депутат считает, что вуз должен решать данную проблему уже на уровне Посольства Казахстана в Индии.

Что касается ответственности за ошибки, то на политбюро было принято решение объявить ректору вуза выговор. 

1355 просмотров

Вузы Узбекистана получат финансовую свободу

И сами будут устанавливать плату за обучение

Фото: Павел Носачев

С 2020 года высшие учебные заведения Узбекистана начнут поэтапный переход на самофинансирование. Подписанное президентом Мирзиёевым постановление дало вузам право самостоятельно устанавливать стоимость контрактного обучения, а также поощрять талантливых студентов и преподавательский состав.

По статистике, в высшие учебные заведения Узбекистана поступают лишь 7-9% всех выпускников школ. Для сравнения: в России этот показатель составляет 74%, а в Южной Корее – 96.

«Не отвечающей структурным изменениям на рынке труда» назвал систему вузовского обучения в стране Шавкат Мирзиёев в одном из своих выступлений. Эксперты в сфере рекрутинга с президентом Узбекистана согласны.

«Образование сильно отстает от основ современного ведения бизнеса. Оно не в состоянии быстро адаптироваться под меняющиеся условия нынешних реалий. Самому подготовиться по отдельным дисциплинам в наше время куда более эффективно при поиске работы, нежели обучаться в вузах», – говорит hr-специалист кадрового агентства Person Hunters Дарьяна Кадыш.

По ее оценке, на узбекистанском рынке труда большой дефицит технических кадров, при этом рынок перенасыщен финансистами, экономистами, юристами и филологами. 

От квот к госзаказу

Существующая система набора абитуриентов в Узбекистане построена на квотах на поступление в вуз. Квоты устанавливает государство исходя из потребностей экономики. Причем регламентируется количество как бюджетных, так и контрактных мест в учебных заведениях. 

Цель реформы – сделать высшую школу доступнее. Для этого государство предоставляет учебным заведениям экономическую самостоятельность. Систему квотирования заменяет госзаказ – за счет него по-прежнему будут готовить то количество студентов, которое необходимо для нужд экономики. А вот число коммерческих студентов и размер платы за обучение вузы теперь определяют сами. 

В Средней Азии по количеству вузов Узбекистан занимает второе место после Казахстана. В республике 113 высших образовательных учреждений. Только за последние два года в Узбекистане было создано 35 новых вузов, открыто обучение по 100 направлениям бакалавриата и 94 специальностям магистратуры. Высшие учебные заведения в РУз имеют только два источника поступления денег. Бюджет покрывает около 30–40% расходов высших школ, остальные траты финансируются за счет студентов-платников. 

Стоимость обучения для бакалавров в разных вузах варьируется от 10 до 14 млн сумов в год ($1–1,4 тыс.) на очном отделении. Заочники платят около 6 млн ($633) в год. Для сравнения: во втором квартале 2019 года среднемесячная заработная плата в Узбекистане, по данным Госкомстата, составляла 2,09 млн сумов ($220). 

В 2019 году спрос на высшее образование в РУз превысил предложение почти в 10 раз. Из 1,06 млн абитуриентов отбор прошли чуть более 100 тыс. человек. Это при том, что квота на поступление в вузы постоянно повышалась. 

Росло и число поступающих по контракту. Если в 2017-2018 учебном году их было 75% от общего числа студентов, то в 2018-2019 году уже 78%. 

Безымянный_113.png

«Маяки» за партой

Финансовая автономия позволит вузам не только устанавливать размеры платы за обучение, но и определять надбавки и материальное поощрение работников для привлечения высококвалифицированных специалистов. 

Самофинансирование вызовет обострение конкуренции на рынке труда преподавателей высокой квалификации – такое предположение, анализируя реформы в системе высшего образования Узбекистана, сделал Владимир Варнавский, профессор Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук им. Е. М. Примакова.

«Повышение качества преподавания в вузах – главный залог успеха в деле подготовки кадров высшей квалификации на отдаленную перспективу. Будет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав – повысится и качество выпускников», – уверен Варнав­ский.

В то же время он считает необходимым дополнительное законодательное регулирование вопроса, чтобы «найти оптимальное соотношение между самостоятельностью вузов в финансовых вопросах и степенью государственного контроля за уровнем заработных плат работников, чтобы не получилось резкого перекоса в оплате труда как между учебными заведениями, так и внутри них за счет субъективизма руководства учреждений».

Учебные заведения смогут поддерживать материально не только сотрудников, но и одаренных студентов. В разговоре с журналистом «Курсива» эксперт международной некоммерческой организации Buyuk kelajak («Великое будущее»), доцент Университета мировой экономики и дипломатии Улугбек Хасанов отметил, что такие учащиеся «должны служить маяками, их всячески нужно поощрять, так как с них берут пример в учебе и общественной жизни остальные студенты, слушатели и будущие абитуриенты». 

Как в Китае

Одна из главных задач преобразований – реформирование процесса обучения и усовершенствование материально-технической базы высшей школы. Теперь вузы смогут сами расходовать деньги на внедрение инновационных форм и методик образования, переподготовку и повышение квалификации кадров, закупку компьютерных программ, организацию учебных и научных лабораторий. Учреждения смогут самостоятельно закупать расходный и лабораторный материалы, а также издавать книги, журналы и учебную литературу. 

Работу, которая не касается образовательного процесса – ремонт, уборка зданий, содержание компьютерной техники и оказание юридических услуг, теперь можно будет отдать на аутсорсинг. 

«Даже в Китае, где высшая школа субсидируется из госказны, университеты разрабатывают и предлагают междисциплинарные учебные программы и курсы, вводят специальности инновационного характера на платной основе, куда охотно идут как китайские, так и иностранные студенты, – прокомментировал Улугбек Хасанов. – Поэтому и в нашем случае узбекистанским вузам давно пора применять такие модели». 

Под присмотром государства

Демократизация в системе высшего образования не означает, что государство полностью уходит из жизни учебных заведений – оно сохранит конт­роль, несмотря на реформы. У вузов сохраняется обязанность согласовывать с профильными министерствами и ведомствами параметры приема студентов-контрактников, стоимость их обучения, открытие новых направлений бакалавриата и магистратуры. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance