Перейти к основному содержанию

10875 просмотров

Токаев поручил вдвое поднять зарплату учителям

Новая система оплаты труда в школе заложена в проекте закона «О статусе педагога»

Фото: Shutterstock

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 16 августа поручил вдвое поднять зарплату казахстанским учителям в течение ближайших четырех лет, сообщает корреспондент Kursiv.kz.

«Важно осуществить реальное повышение статуса педагога… Поэтому поручаю правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования и повышения статуса педагогов, увеличить зарплату учителей в два раза в течение четырех лет», - сказал Токаев на августовской педагогической конференции в Нур-Султане.

Он напомнил, что, несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплаты учителей, многие доплаты сдерживаются размерами базового должностного оклада, в результате 500 тыс. педагогов страны не чувствуют существенного повышения.

«Надо прямо об этом сказать, зарплата педагогов остается одной из низких и составляет всего лишь 65% от средней зарплаты по экономике. С этим конечно, мы мириться не будем», - заметил президент страны.

Он напомнил, что в презентованном в январе этого года проекте закона «О статусе педагога» предусмотрены комплексные меры поддержки учителей, которые направлены на сокращение нагрузки на педагогов, на гарантирование им защиты чести и достоинства, а также на установление материальных стимулов.

«Важнейший из них – доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, как и увеличение период отпуска для всех педагогов до 56 дней, оплата за степень магистра. Полагаю, что принятие закона приведет к существенным изменениям. Задача правительства – обеспечить практическую реализацию всех принятых норм», - заключил глава государства.

В январе этого года Министерство образования и науки Казахстана представило проект закона «О статусе педагога», который предлагает наделить акиматы правом устанавливать заработную плату педагогов на уровне не ниже среднего по конкретному региону, а также устанавливать различные виды доплат и надбавок к заработной плате педагогов, в том числе обладателю звания лучший педагог в размере 300-кратного показателя МРП. При этом педагогам, работающим в Нур-Султане, в законопроекте устанавливается коэффициент к должностному окладу в размере не менее 25% от должностного оклада.

Педагогам, работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов, устанавливаются повышенные, не менее чем на 25%, оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, которые работают в городских условиях, гласит текст законопроекта. Помимо этого, им оказывается социальная поддержка по оплате комуслуг, приобретению топлива за счет бюджетных средств, выделяются земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, а имеющим скот в личной собственности сельским учителям предоставляются корма и земельные участки для выпаса скота.

Одновременно предполагается, что во всех регионах страны педагог будет иметь социальные гарантии на приоритетное право на приобретение жилья по льготному кредитованию без первоначального взноса, а также на получение служебного жилья или общежития. Члены семьи педагога при этом не могут быть выселены в принудительном порядке при изъявлении ими желания выкупить служебное жилое помещение в частную собственность по остаточной стоимости.

Кроме того, законопроект предусматривает ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней для всех категорий педагогов.

1384 просмотра

Вузы Узбекистана получат финансовую свободу

И сами будут устанавливать плату за обучение

Фото: Павел Носачев

С 2020 года высшие учебные заведения Узбекистана начнут поэтапный переход на самофинансирование. Подписанное президентом Мирзиёевым постановление дало вузам право самостоятельно устанавливать стоимость контрактного обучения, а также поощрять талантливых студентов и преподавательский состав.

По статистике, в высшие учебные заведения Узбекистана поступают лишь 7-9% всех выпускников школ. Для сравнения: в России этот показатель составляет 74%, а в Южной Корее – 96.

«Не отвечающей структурным изменениям на рынке труда» назвал систему вузовского обучения в стране Шавкат Мирзиёев в одном из своих выступлений. Эксперты в сфере рекрутинга с президентом Узбекистана согласны.

«Образование сильно отстает от основ современного ведения бизнеса. Оно не в состоянии быстро адаптироваться под меняющиеся условия нынешних реалий. Самому подготовиться по отдельным дисциплинам в наше время куда более эффективно при поиске работы, нежели обучаться в вузах», – говорит hr-специалист кадрового агентства Person Hunters Дарьяна Кадыш.

По ее оценке, на узбекистанском рынке труда большой дефицит технических кадров, при этом рынок перенасыщен финансистами, экономистами, юристами и филологами. 

От квот к госзаказу

Существующая система набора абитуриентов в Узбекистане построена на квотах на поступление в вуз. Квоты устанавливает государство исходя из потребностей экономики. Причем регламентируется количество как бюджетных, так и контрактных мест в учебных заведениях. 

Цель реформы – сделать высшую школу доступнее. Для этого государство предоставляет учебным заведениям экономическую самостоятельность. Систему квотирования заменяет госзаказ – за счет него по-прежнему будут готовить то количество студентов, которое необходимо для нужд экономики. А вот число коммерческих студентов и размер платы за обучение вузы теперь определяют сами. 

В Средней Азии по количеству вузов Узбекистан занимает второе место после Казахстана. В республике 113 высших образовательных учреждений. Только за последние два года в Узбекистане было создано 35 новых вузов, открыто обучение по 100 направлениям бакалавриата и 94 специальностям магистратуры. Высшие учебные заведения в РУз имеют только два источника поступления денег. Бюджет покрывает около 30–40% расходов высших школ, остальные траты финансируются за счет студентов-платников. 

Стоимость обучения для бакалавров в разных вузах варьируется от 10 до 14 млн сумов в год ($1–1,4 тыс.) на очном отделении. Заочники платят около 6 млн ($633) в год. Для сравнения: во втором квартале 2019 года среднемесячная заработная плата в Узбекистане, по данным Госкомстата, составляла 2,09 млн сумов ($220). 

В 2019 году спрос на высшее образование в РУз превысил предложение почти в 10 раз. Из 1,06 млн абитуриентов отбор прошли чуть более 100 тыс. человек. Это при том, что квота на поступление в вузы постоянно повышалась. 

Росло и число поступающих по контракту. Если в 2017-2018 учебном году их было 75% от общего числа студентов, то в 2018-2019 году уже 78%. 

Безымянный_113.png

«Маяки» за партой

Финансовая автономия позволит вузам не только устанавливать размеры платы за обучение, но и определять надбавки и материальное поощрение работников для привлечения высококвалифицированных специалистов. 

Самофинансирование вызовет обострение конкуренции на рынке труда преподавателей высокой квалификации – такое предположение, анализируя реформы в системе высшего образования Узбекистана, сделал Владимир Варнавский, профессор Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук им. Е. М. Примакова.

«Повышение качества преподавания в вузах – главный залог успеха в деле подготовки кадров высшей квалификации на отдаленную перспективу. Будет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав – повысится и качество выпускников», – уверен Варнав­ский.

В то же время он считает необходимым дополнительное законодательное регулирование вопроса, чтобы «найти оптимальное соотношение между самостоятельностью вузов в финансовых вопросах и степенью государственного контроля за уровнем заработных плат работников, чтобы не получилось резкого перекоса в оплате труда как между учебными заведениями, так и внутри них за счет субъективизма руководства учреждений».

Учебные заведения смогут поддерживать материально не только сотрудников, но и одаренных студентов. В разговоре с журналистом «Курсива» эксперт международной некоммерческой организации Buyuk kelajak («Великое будущее»), доцент Университета мировой экономики и дипломатии Улугбек Хасанов отметил, что такие учащиеся «должны служить маяками, их всячески нужно поощрять, так как с них берут пример в учебе и общественной жизни остальные студенты, слушатели и будущие абитуриенты». 

Как в Китае

Одна из главных задач преобразований – реформирование процесса обучения и усовершенствование материально-технической базы высшей школы. Теперь вузы смогут сами расходовать деньги на внедрение инновационных форм и методик образования, переподготовку и повышение квалификации кадров, закупку компьютерных программ, организацию учебных и научных лабораторий. Учреждения смогут самостоятельно закупать расходный и лабораторный материалы, а также издавать книги, журналы и учебную литературу. 

Работу, которая не касается образовательного процесса – ремонт, уборка зданий, содержание компьютерной техники и оказание юридических услуг, теперь можно будет отдать на аутсорсинг. 

«Даже в Китае, где высшая школа субсидируется из госказны, университеты разрабатывают и предлагают междисциплинарные учебные программы и курсы, вводят специальности инновационного характера на платной основе, куда охотно идут как китайские, так и иностранные студенты, – прокомментировал Улугбек Хасанов. – Поэтому и в нашем случае узбекистанским вузам давно пора применять такие модели». 

Под присмотром государства

Демократизация в системе высшего образования не означает, что государство полностью уходит из жизни учебных заведений – оно сохранит конт­роль, несмотря на реформы. У вузов сохраняется обязанность согласовывать с профильными министерствами и ведомствами параметры приема студентов-контрактников, стоимость их обучения, открытие новых направлений бакалавриата и магистратуры. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance