Перейти к основному содержанию

24014 просмотров

Свыше 100 тысяч учителей в Казахстане получат дополнительные отпуска

Правительство одобрило законопроект «О статусе педагога»

Фото: Shutterstock.com

Проекты законов «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя» одобрены на заседании правительства. В ближайшее время документы внесут на рассмотрение Мажилиса Парламента.

Как отметил министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов, проект закона «О статусе педагога» состоит из 19 статей, включающих меры материального и нематериального стимулирования труда педагогов по следующим пяти направлениям: материальным и нематериальным стимулам, социальным гарантиям, расширению прав педагогов и сокращению нагрузки педагогов.

Основными материальными стимулами стали:

  • доплаты в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей;
  • доплаты за педагогическое мастерство;
  • увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней;
  • доплаты за степень магистра, наставничество и другие меры.

Нематериальными стимулами стали:

  • сокращение нагрузки учителей;
  • гарантия защиты чести и достоинства;
  • первоочередный порядок предоставления мест в детские сады;
  • новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы».

При этом все имеющиеся социальные гарантии, такие как отсрочка от призыва на воинскую службу и повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности, охрана здоровья, гранты обладателей «Лучший педагог», «Лучший преподаватель вуза», сохранены.

Местным исполнительным органам предоставляется право по утверждению дополнительных мер поощрения труда педагогов, в том числе путем награждения местными знаками отличия, почетными званиями, выплатой единовременного вознаграждения.

Документом также расширены профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного пользования информационными ресурсами, выбора форм повышения квалификации и прохождения стажировок. Введены новые права на избрание и занятие выборных должностей. Все эти меры направлены на создание возможности для индивидуального развития учителя и совершенствование учебного процесса.

Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. За привлечение к несвойственным функциям и к излишней отчетности предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения.

Ожидается, что отмеченные нормы законов позволят увеличить вдвое доплаты за классное руководство 173 ты. педагогов, а за проверку тетрадей – 165 тыс. учителей, еще более 212 тыс. работников получат доплаты за квалификационные категории в размере от 30 до 50% от оклада. 7 тыс. работников получат доплату за степень магистра в размере 10 МРП (25 250 тенге) и 18 тыс. работников – доплату за наставничество в размере 1 БДО (17 697 тенге).

Дополнительно 14 дней отпуска получат свыше 100 тыс. человек.

«Предполагается, что принятие вышеназванных норм законопроектов позволит повысить статус и престиж педагога, стимулировать их к дальнейшему профессиональному росту и в целом повысит качество предоставляемых образовательных услуг», – резюмировал глава МОН.

Премьер-министр Аскар Мамин представленные документы поддержал и поручил министерству образования и науки обеспечить внесение законопроектов в Мажилис Парламента к 1 сентября текущего года.

«В дальнейшем Министерству необходимо обеспечить его прохождение в Парламенте в тесном контакте с депутатским корпусом, а также с широким информированием педагогической среды. Также обращаю внимание акимов регионов, что до начала учебного года осталось несколько дней. Проконтролируйте готовность школ», – резюмировал глава правительства.

1312 просмотров

Вузы Узбекистана получат финансовую свободу

И сами будут устанавливать плату за обучение

Фото: Павел Носачев

С 2020 года высшие учебные заведения Узбекистана начнут поэтапный переход на самофинансирование. Подписанное президентом Мирзиёевым постановление дало вузам право самостоятельно устанавливать стоимость контрактного обучения, а также поощрять талантливых студентов и преподавательский состав.

По статистике, в высшие учебные заведения Узбекистана поступают лишь 7-9% всех выпускников школ. Для сравнения: в России этот показатель составляет 74%, а в Южной Корее – 96.

«Не отвечающей структурным изменениям на рынке труда» назвал систему вузовского обучения в стране Шавкат Мирзиёев в одном из своих выступлений. Эксперты в сфере рекрутинга с президентом Узбекистана согласны.

«Образование сильно отстает от основ современного ведения бизнеса. Оно не в состоянии быстро адаптироваться под меняющиеся условия нынешних реалий. Самому подготовиться по отдельным дисциплинам в наше время куда более эффективно при поиске работы, нежели обучаться в вузах», – говорит hr-специалист кадрового агентства Person Hunters Дарьяна Кадыш.

По ее оценке, на узбекистанском рынке труда большой дефицит технических кадров, при этом рынок перенасыщен финансистами, экономистами, юристами и филологами. 

От квот к госзаказу

Существующая система набора абитуриентов в Узбекистане построена на квотах на поступление в вуз. Квоты устанавливает государство исходя из потребностей экономики. Причем регламентируется количество как бюджетных, так и контрактных мест в учебных заведениях. 

Цель реформы – сделать высшую школу доступнее. Для этого государство предоставляет учебным заведениям экономическую самостоятельность. Систему квотирования заменяет госзаказ – за счет него по-прежнему будут готовить то количество студентов, которое необходимо для нужд экономики. А вот число коммерческих студентов и размер платы за обучение вузы теперь определяют сами. 

В Средней Азии по количеству вузов Узбекистан занимает второе место после Казахстана. В республике 113 высших образовательных учреждений. Только за последние два года в Узбекистане было создано 35 новых вузов, открыто обучение по 100 направлениям бакалавриата и 94 специальностям магистратуры. Высшие учебные заведения в РУз имеют только два источника поступления денег. Бюджет покрывает около 30–40% расходов высших школ, остальные траты финансируются за счет студентов-платников. 

Стоимость обучения для бакалавров в разных вузах варьируется от 10 до 14 млн сумов в год ($1–1,4 тыс.) на очном отделении. Заочники платят около 6 млн ($633) в год. Для сравнения: во втором квартале 2019 года среднемесячная заработная плата в Узбекистане, по данным Госкомстата, составляла 2,09 млн сумов ($220). 

В 2019 году спрос на высшее образование в РУз превысил предложение почти в 10 раз. Из 1,06 млн абитуриентов отбор прошли чуть более 100 тыс. человек. Это при том, что квота на поступление в вузы постоянно повышалась. 

Росло и число поступающих по контракту. Если в 2017-2018 учебном году их было 75% от общего числа студентов, то в 2018-2019 году уже 78%. 

Безымянный_113.png

«Маяки» за партой

Финансовая автономия позволит вузам не только устанавливать размеры платы за обучение, но и определять надбавки и материальное поощрение работников для привлечения высококвалифицированных специалистов. 

Самофинансирование вызовет обострение конкуренции на рынке труда преподавателей высокой квалификации – такое предположение, анализируя реформы в системе высшего образования Узбекистана, сделал Владимир Варнавский, профессор Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук им. Е. М. Примакова.

«Повышение качества преподавания в вузах – главный залог успеха в деле подготовки кадров высшей квалификации на отдаленную перспективу. Будет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав – повысится и качество выпускников», – уверен Варнав­ский.

В то же время он считает необходимым дополнительное законодательное регулирование вопроса, чтобы «найти оптимальное соотношение между самостоятельностью вузов в финансовых вопросах и степенью государственного контроля за уровнем заработных плат работников, чтобы не получилось резкого перекоса в оплате труда как между учебными заведениями, так и внутри них за счет субъективизма руководства учреждений».

Учебные заведения смогут поддерживать материально не только сотрудников, но и одаренных студентов. В разговоре с журналистом «Курсива» эксперт международной некоммерческой организации Buyuk kelajak («Великое будущее»), доцент Университета мировой экономики и дипломатии Улугбек Хасанов отметил, что такие учащиеся «должны служить маяками, их всячески нужно поощрять, так как с них берут пример в учебе и общественной жизни остальные студенты, слушатели и будущие абитуриенты». 

Как в Китае

Одна из главных задач преобразований – реформирование процесса обучения и усовершенствование материально-технической базы высшей школы. Теперь вузы смогут сами расходовать деньги на внедрение инновационных форм и методик образования, переподготовку и повышение квалификации кадров, закупку компьютерных программ, организацию учебных и научных лабораторий. Учреждения смогут самостоятельно закупать расходный и лабораторный материалы, а также издавать книги, журналы и учебную литературу. 

Работу, которая не касается образовательного процесса – ремонт, уборка зданий, содержание компьютерной техники и оказание юридических услуг, теперь можно будет отдать на аутсорсинг. 

«Даже в Китае, где высшая школа субсидируется из госказны, университеты разрабатывают и предлагают междисциплинарные учебные программы и курсы, вводят специальности инновационного характера на платной основе, куда охотно идут как китайские, так и иностранные студенты, – прокомментировал Улугбек Хасанов. – Поэтому и в нашем случае узбекистанским вузам давно пора применять такие модели». 

Под присмотром государства

Демократизация в системе высшего образования не означает, что государство полностью уходит из жизни учебных заведений – оно сохранит конт­роль, несмотря на реформы. У вузов сохраняется обязанность согласовывать с профильными министерствами и ведомствами параметры приема студентов-контрактников, стоимость их обучения, открытие новых направлений бакалавриата и магистратуры. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance